Цели занятия:
Образовательные:
- освоить новый материал.
- систематизировать ранее полученные знания по темам: "Электролитическая диссоциация", "Водородный показатель", "Химические свойства кислот".
Развивающие:
- развивать мышление
- развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение.
- развивать аналитические способности.
Воспитательные:
- совершенствовать коммуникативные навыки при работе в группе.
Оборудование:
- ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук.
- Химические реактивы и оборудование: раствор аммиака, уксусная кислота, сок свеклы, 2 цилиндра.
Ход урока
Преподаватель: С помощью междисциплинарных связей химии и кулинарии можно рассмотреть борщ как систему, при приготовлении которой образуются различные дисперсные системы.
Борщ-это классическое первое блюдо, традиционное для славянских стран, а также для стран Восточной и Центральной Европы [7].
Перечислите ингредиенты, которые понадобятся для приготовления борща.
Учащийся (показывает презентацию): 1 кг говядины (мякоть или на косточке), 500 г картофеля, 300 г свежей капусты, 400 г свеклы, 200 г моркови, 200 г лука, 3 ст. л. томатной пасты, 1 ч. л. уксуса, 2-3 зубчика чеснока, 2-3 лавровых листа, корень петрушки, соль, перец, растительное масло, зелень по вкусу.
Сначала мясо заливаем водой и варим 1,5 часа.
Варение (варка) - распространенный вид термической обработки, при котором продукт полностью погружен в горячую (кипящую) воду.
Для всех, кроме убежденных вегетарианцев, мясо - один из главных пищевых продуктов, который является незаменимым источником белков.
Мясо состоит из различных тканей, но преобладает мышечная, в состав которой входит: влага (73-77%), белки (18-21%), липиды (1-3%), экстрактивные вещества (1,7-2%), минеральные вещества (0,8-1,0%)
Вода H2O - прозрачная жидкость, не имеющая цвета (в малом объеме), запаха, вкуса. Вода является универсальным растворителем с температурой кипения 100 °С и температурой замерзания 0 °С [8].
Преподаватель: В результате варки мяса в воде образуется бульон, который является дисперсной системой.
Давайте запишем определение.
Дисперсные системы - гетерогенные системы, в которых одно или несколько веществ виде мелких частиц распределены в другом веществе [1].
Мы уже с вами встречались с понятием гетерогенная система. Дайте определение.
Учащийся (с места): Гетерогенная система - система, в которой реагирующие вещества находятся в разных агрегатных состояниях [2].
Преподаватель: Дисперсная система состоит из дисперсионной среды и дисперсной фазы.
Дисперсионная среда - вещество, в котором происходит распределение.
Дисперсная фаза - вещество, которое распределяется [5].
Существуют два типа классификаций дисперсных систем.
Первый тип классификации основан на размерах частиц дисперсной фазы, табл. 1.
Таблица 1.
Размер частиц дисперсной фазы | 10-5 - 10-7 м | 10-7 - 10-4 м | <10-9 м |
Название системы | Грубодисперсная | Коллоидно -дисперсная | Молекулярно- дисперсная |
Сегодня на занятии на примере борща мы рассмотрим с вами грубодисперсные системы.
Второй тип классификации основан на агрегатном состоянии дисперсионной среды и дисперсной фазы, табл. 2.
Таблица 2.
Дисперсионная среда | Дисперсная фаза | Тип системы | Примеры |
Жидкая | Твердая | Золь, суспензия | Известковые, цементные растворы |
Жидкая | Эмульсия | Молоко, масло, сметана. | |
Газообразная | Пена | Мыльная пена | |
Твердая | Твердая | Твердые коллоиды | Металлические сплавы |
Жидкая | Пористые тела, насыщенные влагой | Влажный грунт, жемчуг | |
Газообразная | Твердая пена | Губка, пемза | |
Газообразная | Твердая | Пыль, дым | Угольная пыль |
Жидкая | Туман | Облака и тучи | |
Газообразная | Смесь газов | Атмосфера Земли |
При приготовлении бульона в качестве дисперсионной среды выступает вода, а дисперсной фазой являются липиды мяса, таким образом, как видно из табл. 2, бульон относится к дисперсным системам, называемым эмульсиями.
Эмульсия - дисперсная система, в которой дисперсионная среда и дисперсная фаза являются несмешивающимися жидкостями.
На поверхности бульона в результате коагуляции белка мяса образуется пена.
При нагревании или введении сильного электролита коллоидные частицы теряют заряд и начинают укрупняться (слипаться) в более крупные агрегаты либо всплывают на поверхность [5].
Коагуляция - соединение частиц в более крупные агрегаты (слипание молекул).
Какой электролит мы добавляем при варке бульона? Запишите уравнение электролитической диссоциации этого электролита. Каким по силе является этот электролит?
Учащийся (у доски): При варке бульона мы добавляем поваренную соль NaCl (хлорид натрия). Это вещество является сильным электролитом. Уравнение диссоциации: NaCl = Na+ + Cl-.
Преподаватель: Попробуйте самостоятельно с помощью табл. 2 дать определение пенам.
Учащийся (с места): Пена - дисперсная система с газовой дисперсной фазой и жидкой или твердой дисперсионной средой.
Преподаватель: Далее в полученную дисперсную систему (эмульсию) добавляем картофель. При варке крахмал, которым богат картофель, поступает в бульон, где при взаимодействии с водой он образует __________.
У вас отлично получилось дать определение пенам с помощью таблицы. В тетрадях запишите название той системы, которая образуется.
Учащийся: Суспензия - дисперсная система, в которой дисперсионная среда - жидкость, а дисперсная фаза - твердое вещество, нерастворимое в жидкости.
Преподаватель: После этого в бульон добавляем капусту и варим на маленьком огне еще пять минут.
Все хозяйки, готовящие борщ, знают, что непосредственно свеклу в бульон не кладут, а делают сначала борщевую заправку. Для этого на сковороде сначала пассируют на масле свеклу, морковь, лук.
Пассерование (от фр. Passer - пропускать) - обжаривание овощей при температуре 120 °С с экстракцией маслом красящих и ароматических веществ.
Затем добавляют стабилизатор цвета - помидоры или томатную пасту, немного лимонной или уксусной кислоты.
К какой дисперсной системе вы бы отнесли томатную пасту? Свой ответ обоснуйте.
Учащийся: Если предположить, что молекулы красителей томатов - это твердые вещества, которые находятся в большом количестве жидкости, то томатную пасту можно отнести к суспензиям.
Преподаватель: Все верно. А что можно рассказать об уксусной кислоте с точки зрения теории электролитической диссоциации?
Учащийся (у доски): Уксусная кислота CH3COOH - слабый электролит, который диссоциирует:
СН3СООН - СН3СОО- + Н+.
Так как слабые электролиты диссоциируют не полностью, в их растворах при диссоциации устанавливается равновесие между недиссоциированными молекулами и ионами [5].
Выражение для константы диссоциации уксусной кислоты:
Кд = [СН3СОО-] [H+]
[СН3СООН]
Преподаватель: Объясните, зачем добавляют уксусную кислоту в борщевую заправку.
Учащийся: Катионы водорода определяют среду и сохраняют цвет свеклы. При длительной варке борщ может стать бурым, что связано с разрушением природных красителей свеклы (антоцианов) под воздействием рН среды. Антоцианы имеют преимущественно красный цвет в кислой среде и синий в щелочной.
Преподаватель: Что такое рН?
Учащийся: Водородный показатель рН - отрицательный десятичный логарифм концентрации ионов водорода:
рН = - lg [Н+]
В водных растворах различают три типа среды:
рН = 7 - среда нейтральная
рН > 7 - среда щелочная
рН < 7 - среда кислая
Качественно рН водных растворов электролитов определяют с помощью индикаторов.
Индикаторы - вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от концентрации ионов Н+ и ОН-. Примеры: метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.
Преподаватель: При изучении темы "Химические свойства кислот" мы с вами познакомились с индикаторами. Увидели при проведении практической работы, как они в зависимости от среды изменяют окраску.
А сейчас проведем эксперимент, цель которого - выяснить, как изменяет окраску свекла в кислой и щелочной среде.
В два цилиндра наливаем раствор аммиака и уксусную кислоту, добавим к растворам свеклы сок свеклы. Через несколько минут можно наблюдать изменения окраски в одном из цилиндров.
Таким образом мы доказали, что кислая среда обеспечивает стабилизацию цвета свеклы.
После этого мы смешиваем полученную систему с борщевой заправкой. Добавляем корень петрушки и лавровый лист. Солим и перчим по необходимости. Выдавливаем чеснок. Убираем суп с огня и даем настояться 15-20 минут. Готовый борщ необходимо разлить по тарелкам, добавив зелень и сметану по вкусу. Приятного аппетита.
Как вы сами могли убедиться, различные дисперсные системы встречаются повсюду, даже на примере любимого большинством первого блюда видно, что в повседневной жизни нас окружают суспензии, эмульсии, пены.
Итоги занятия:
Что изучили на занятии?
Ответ: Рассмотрели на примере приготовления борща, какие бывают дисперсные системы, например, эмульсии, суспензии, пены, пасты.
Что повторили?
Ответ: Повторили, что такое водородный показатель, для чего нужны индикаторы, как диссоциируют слабые и сильные электролиты.
Преподаватель выставляет оценки за работу на занятии с комментариями.
Домашнее задание:
Самостоятельно рассмотрите системы (см. табл. 2), которые не были затронуты на занятии.
Литература.
- Волков В.А. "Коллоидная химия". М.: "МГТУ им. А.Н.Косыгина", 2001г.
- Габриелян О.С. "Химия 11 класс". М.: "Дрофа", 2006г.
- Гин А.А. "Приемы педагогической техники". М.: Вита Пресс, 2009г.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. "Начала химии". М.: "Оникс XXI век", 2001г.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. "Химия 10 класс". М.: "Оникс", 2006г.
- uchportal.ru
- say7.info
- ru.wikipedia.org
- xumuk.ru