Урок русского языка. Тема: "О чем рассказывает морфема?" 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Морфемика”;
  • подобрать иллюстративный материал по данной тематике и создать проект газеты;
  • работать над развитием монологической речи учащихся;
  • воспитывать любовь к слову.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас урок-повторение по теме “Строение слова”, на котором в течение урока создадим проект газеты, я думаю, что каждый увидит результат своего труда.

Вы познакомились со словом и его строением. Сегодня на уроке вы должны показать свои знания, умения и навыки в разделе “Морфемика”, а для этого 4 группы учащихся сделают презентации своих статей для первой страницы газеты. Помощники проиллюстрируют выступление учащихся примерами. На второй странице газеты вы найдете домашнее задание. Газета будет служить вам материалом для повторения.

А) Подготовительный этап: вид страницы, расположение материала, распределение ролей.

Б) Беседа с классом

Русский язык – один из богатейших языков мира. Основным достоянием его является слово. А слов в русском языке столько, что невозможно подсчитать, и все они такие разные; каждое имеет свою, неповторимую судьбу.

Но откуда в русском языке столько слов? Часть из них к нам пришли из других языков, но таких слов немного (их 10%), поэтому заимствование – не самый главный способ пополнения словарного запаса. Русский язык устроен таким образом, что оказывается вполне способным самостоятельно справиться с задачей непрерывного обогащения новыми словами. Для этого в языке бесперебойно работают специальные механизмы, основная задача которых – рождение новых слов.

Самое непосредственное участие в этой работе языка принимают великие труженики – морфемы.

Вопросы к классу:

– Что такое морфема? (Морфема – значимая часть слова, т.к. она выражает какое-то значение.)

– Какие морфемы вы знаете? (Суффикс, корень, приставка, окончание)

2. Деление учащихся на группы.

3. Практический этап:

Выступление 4 групп учащихся, презентация подготовленных статей учащихся для газеты на эти темы.

а) 1 группа готовит сообщение о приставке;

После выступления 1 группы небольшая разминка для ума: ШАРАДА (задуманное слово разгадывается по частям, которые представляют собой отдельные слова)

1 и 2 группы: приставка в ОГОВОРКА, корень в ГОРЕЧЬ, суффикс и окончание в РАВНЕНИЕ (огорчение)

3 и 4 группы: приставка в БЕЗРАДОСТНЫЙ, корень в ВКУСНЫЙ, суффикс и окончание в НЕЛЕПИЦА (безвкусица)

б) 2 группа готовит сообщение о корне;

в) 3 группа готовит сообщение о суффиксе;

г) 4 группа готовит сообщение об окончании.

Вывод: О чем же может нам рассказать морфема?

Морфема может рассказать о многом, значение морфемы следует учитывать, чтобы

1) разобраться в строении слова;

2) правильно писать морфемы (мерить-мирить);

3) определять часть речи и морфологические признаки слова.

4. Разгадывание шарад

А теперь проверим, как вы знаете морфемы и умеете с ними работать. В каждой группе есть ученик, который для вас приготовил шараду, вы ее разгадайте, а мы поместим ваши ответы и шарады в нашу газету.

(Презентация. Слайд 1) (За презентацией обращайтесь, пожалуйста, к автору)

Корень мой находится в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне,
Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.

Слайд2

Корень извлечь из “начинки” несложно,
Приставка в “сосуде” хранится надежно,
Суффикс в “гудении” ясно услышишь.
Вместе – на темы различные пишешь.

Слайд 3

В “списке” вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в “собрании” встретите вскоре,
В слове “рассказ” вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете.

Итог урока:

Что вы можете сказать о результате нашего труда? Достигли мы его? (Мы работали над созданием газеты, которая является результатом нашего проекта по изучению “Морфем”. Мы обобщили свои знания по теме приставка, корень, суффикс и окончание и пришли к выводу, что морфема играет важную роль в создании новых слов, в правописании. Написали 4 статьи о морфемах, привели примеры, нашли шарады).

Рефлексия.

Уходя с урока, оставьте, пожалуйста, запись на белом листе. Писать можно всё, что захочется.

Домашнее задание: составить 1 “прозаическую” шараду.