Обучение грамоте в средней группе. Из опыта работы по программе "Развитие" Л.Венгер

Разделы: Работа с дошкольниками


Существует много программ и способов обучения грамоте и чтению. Наше дошкольное учреждение работает по программе “Развитие”, основой которой является не столько обучающая, сколько развивающая и раскрывающая потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умение неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определенные навыки и умения.

Психологическое развитие ребенка отличается разнообразием и динамичностью. В годы дошкольного детства происходит изменения в развитии личности, в общении с окружающим, углубляются познание и детская деятельность. Каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли научить ребенка читать и писать перед его поступлением в школу?

В связи с изменением приоритетов в современном дошкольном образовании работу по обучению основам грамоты предпочтительно начинать уже со средней группы. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой “языковой одаренности”, особой восприимчивости к звуковой стороне речи. В процессе реализации задач программы основной акцент в работе ставится на развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия, а так же на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. Всем хорошо известно, что неумение читать и медленное чтение (побуквенное) является серьезным тормозом в обучении ребенка в школе. Кроме того, установлен факт: 7-летний ребенок труднее овладевает чтением, чем 6-летний.

По программе “Развитие” Л.Венгера я работаю с 1995 года. За время своей работы я начала хорошо понимать необходимость обучения грамоте уже в детском саду. Это подтверждают высказывания родителей, дети которых пошли в школу после освоения этой программы. У детей происходит сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка. Я считаю, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

– требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
– появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; – не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
– физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Занятие строится в игровой форме, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. В.А. Сухомлинский сказал: “Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!” Во все занятия включаем всевозможные игры по обучению грамоте, занимательные упражнения, фонематические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто вводим игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.

Организация обучения дошкольников осуществляется как на занятиях, так и в нерегламентированной, и свободной деятельности детей. Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса. Работая по программе “Развитие” и поняв ее, я пришла к выводу, что существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.

Знакомство детей с терминами "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

По программе “Развитие” работа начинается со знакомства с неречевыми звуками (младшая группа). Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие.

Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); Затем звуки близкие по звучанию (большой бубен – маленький бубен); Узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек);

Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко – тихо", "Кто сказал?":

Со средней группы знакомим детей с дифференциацией звуков по твердости и мягкости. Чтобы определить твердость и мягкость, предлагаем детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается; а при произнесении твердого согласного звука мы “ как будто сердимся”.

Начиная со старшей группы, знакомим детей со звуковым анализом слов: трех звуковые слова (дом, дым), четырех звуковые слова (лиса, паук), пяти звуковые слова. В этой же группе знакомим со смыслоразличительной функцией звука (дом-дым, меняем один звук, получается совершенно новое слово.) Подробно проводится звуковой анализ слова. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей фишкой, после этого слово прочитывается. После того, как воспитанники научатся различать звуки по их качественной характеристике, детей знакомят с ударением: ударный гласный звук, безударный гласный звук. Ударение помогает детям представить слово единым целым. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами. В старшей группе дети уже не хлопают в ладошки при определении слогов, а применяют правило: “сколько гласных, столько и слогов”. В подготовительной группе знакомим детей с буквами русского языка и правилами написания. Дети проводят звукобуквенный анализ: вначале звуковой анализ, а затем подставляют буквы, знакомим с йотированными гласными. Даем детям понятие, что в русском языке 6 гласных звуков, но 10 гласных букв. На мой взгляд, когда начинается изучение правил написания йотированных гласных после согласных дети очень часто пишут ту букву, какой слышат звук (например: лето, л э т о). Большое внимание приходиться уделять правилам написания йотированных гласных после согласных. Продолжаем знакомить детей с предложением, даем знания о правилах написания предложений. Детям нравиться составлять предложения, поэтому часто использую на своих занятиях игру “Снежный ком”. Например: Зима. Наступила зима. Наступила холодная зима. и т. д. В подготовительной группе практически все дети уже читают, поэтому им очень нравится составлять новые слова из предложенного слова. В подготовительной группе практически все дети уже читают, поэтому им очень нравится составлять новые слова из предложенного слова. Например: Белоснежка – сон – жена – белок и т. д.

Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого необходимо создать предметно-развивающую среду.

Работая по этой программе, я не отхожу от принципов:

  1. Системность. Планирование составляется на год, месяц, день.
  2. Доступность. Материал соответствует возрастным особенностям детей индивидуальным особенностям детей.
  3. Научность. Даем детям научные знания, используем проблемные ситуации, наглядное моделирование.
  4. Связь теории с практикой. То, что на занятии проходят, дети закрепляют в повседневной жизни. Например: С/р игра “Школа”, “Семья”; Настольные игры “школьная тропинка”, “составь слово” и т. д.
  5. Природосообразность. Дифференцированный подход к каждому ребенку, используется 3 уровня сложности. З уровня сложности помогают ребенку в воспитании самооценки.
  6. Интеграция. Идет взаимосвязь с другими видами деятельности.
  7. Региональность. Стараюсь для составления предложений, для звукового анализа вводить слова, характерные для нашей местности.

Организуя работу по подготовке к обучению грамоте, воспитателю всегда следует помнить, что главное – учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности. Из-за учебной работы нельзя ломать привычный уклад жизни, перегружать сетку занятий, сокращать время игр и других видов детской деятельности. Дошкольнику необходима правильная организация его полноценной жизнедеятельности в детском саду. Именно она дает толчок к познанию, открывает возможность обретения дошкольником осознания себя как носителя ценного индивидуального опыта, такого важного и полезного окружающим людям. Поэтому подготовка к школе – не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства. Знания, полученные ребенком в процессе деятельности, познания и общения, являются, прежде всего, условием личностного развития. Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать необходимые жизненные задачи. Не маловажное значение в работе с дошкольниками имеет стиль общения. Ребенок – личность, полноценный партнер. Главное условие разумного воспитания чуткость, терпение, доброжелательность, ласка, умение расположить к себе воспитанников. Почти всегда можно найти способ убедить малыша не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой не занудствуя по мелочам, не пресекая, а переводя их шалости в нужное русло. Пусть ребенок чувствует свой успех, делает какие – то маленькие открытия для себя и с радостью идет и на занятия и в детский сад.

Работая по программе “Развитие” считаю что, смогу заложить в ребенке систему знаний, которая станет фундаментом к последующему успешному обучению детей в школе, а так же поможет сформировать ребенка, как личность.

Занятие по грамоте в средней группе

Цель: Формирование представлений знаний детей о твёрдых и мягких  согласных звуках.

Задачи:

Образовательные

  1. Развивать умение определять 1 звук в слове.
  2. Развивать умение подбирать слова с заданным звуком.
  3. Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные   звуки. (новая – з, -зь-)

Воспитательная

  1. Продолжать воспитывать внимательно, слушать ответы других детей, не перебивать их.

Развивающая –

  1. Развивать психические процессы: внимание, память.

Методы:

1. Словесные

2. Наглядные: Цветик – семицветик, письмо, картинки, игрушки “пчёлки”.

3.Игровые:

Игра “Назови братца”. Игра “Большие и маленькие пчёлки”, Игра “Прошепчи СЛОВО”.

4. Практические. Выполнение заданий по просьбе героя.

Ход занятия

– Ребята, помните Полина нам принесла книжку “Цветик – семицветик” и мы её читали.

– Сегодня я вам покажу этот волшебный цветочек и мы украсим им группу.  (Достаю цветок с тремя лепестками)

– Ой, ребята, а где остальные лепестки? Смотрите здесь письмо, давайте его прочитаем: ... Это я Бормотун, спрятал лепестки от цветика – семицветика. Я их вам верну, если вы выполните мои задания ...

– Ребятки, что нам нужно сделать, чтобы бормотун вернул наши лепестки?  (выполнить задания)

– А, когда нам вернёт Бормотун лепестки, что мы будем делать с этим  цветочком?

(Украсим ими группу)

(Достаю задания).

– Ну, что готовы?

... Лепесток вернется. если вы научите
Меня играть в игру “Назови братца” ...
– Научим бормотуна?

Игра “Назови братца”

(Воспитатель называет твердый звук, а дети должны назвать мягкий звук, и наоборот)

– Здорово все правильно.

(Подхожу к Бормотуну и слушаю)

– Ребята один лепесток Бормотун нам вернул. Данил подойти к столу и принеси его.

(Ребенок приносит лепесток)

– Ребята, как вы думаете все лепестки мы вернули? – нет. 

(Читаю задание)

... лепесток верну, если
все перемешанные картинки поместите
в свое королевство по 1 гласному звуку…

Дети раскладывают картинки на твёрдые и мягкие по замкам.

– Ребята, смотрите, собирается потихоньку наш цветик – семицветик. (читаю задание)

... Дорогие дети, я тоже как и вы люблю играть. У меня есть
мои любимые игрушки!
Я верну вам лепесток, если вы
научитесь петь песенки моих друзей ...

– Ой, смотрите, здесь, что – то есть.

(Нахожу пчел)

– Кого вы видите?

– Правильно пчёлок большую и маленькую.

– Послушайте, как поет большая пчёлка З -з -з . Когда я произношу звук – з – губы улыбаются, зубки видны, между зубками маленькая щёлочка. Если подставить руку, то почувствуем холодную струю воздуха, кончик языка спрятан за верхние зубки.

– Давайте попробуем. З – З – З .

– Умнички. А когда произносим песенку маленькой пчёлки, то МЫ улыбаемся сильнее. Зь – зь – зь.

А, давайте детишки поиграем. Мальчики будут большие пчёлки, они будут петь песенку большой пчёлки. Как мальчики будут это делать?

– Твердо, грубо.

– А девочки будут маленькие пчёлки. Как они будут петь?

Мягко, нежно.

– Я буду хозяйкой кормить всех нектаром.

– Большие пчелки ко мне.

Малышки пчелки ко мне.

Игра “Большие и маленькие пчелки”

(Подхожу к Бормотуну)

– Ребятки, Бормотун вернул нам ещё один лепесток.

– Посмотрите цветок все краше и краше.

– А все лепестки мы вернули? – нет

(Читаю задание)

... Определите есть ли песенка пчелки в словах, которые вы видите на картинке…

– Выбирайте картинку. Вы должны по очереди подойти ко мне и назвать, что на ней нарисовано. А потом определить есть ли песенка пчёлки в этом слове?

Дети определяют и выделяют звук – з -.

– Ребята! Бормотуну понравилось как вы выполи задание, он решил отдать все лепестки.

– А давайте Бормотуну тоже отправим письмо. В это письмо мы соберём слова в которых живет звук – з – или – зь –

Игра “Прошепчи слово”.

– Сколько разных слов мы отправили Бормотуну!

– Ребята, а что мы сегодня делали, чтобы вернуть лепестки?

Выполняли задания Бормотуна,

– Зачем мы с вами выполняли задания?

Чтоб собрать цветок

– А какие задания мы выполняли?

– Дети повторяют задания

– Ребята мы не ожидали сколько трудностей нам придется встретить на пути, но все – таки мы справились и собрали цветик – семицветик. И теперь он будет украшать нашу группу.