Программные задачи:
- Образовательные - закрепить у детей знаний по темам «Осень», «Деревья»; закрепить употребление в речи относительных прилагательных типа: кленовый, осиновый и т.д.
- Развивающие - способствовать развитию фантазии и речевого творчества детей; развивать психические процессы: внимание, воображение, память, логическое мышление и т.д.; способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, координации слова с движением.
- Воспитательные - воспитывать умение работать в коллективе и подгруппами, прививать интерес и бережное отношение к живой природе.
Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, коммуникация.
Оборудование - экран с мультимедиа, письмо в виде осеннего листка, лирическая музыка, трафареты осенних листьев, материалы для изобразительной деятельности, медали «Осеннее настроение».
Ход занятия (слайд 1)
1 часть - введение в игровую ситуацию. Актуализация знаний.
Воспитатель:
Кто-то бросил мне в оконце, (слайд 2)
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца, (слайд 3)
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кто письмо, как мышку,
На окошко заманил?
- Догадались, ребята, что это за письмецо? Конечно же, это осенний кленовый листочек. (слайд 4). Хотите, я расскажу вам историю о нем? Слушайте!
Осенью с большого клена (слайд 5)
Оторвался лист узорный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Облетел листок кленовый
Двор и парк, и даже лес. (слайд 6,7,8)
Шалунишка так устал,
Но поведал по секрету,
Что увидел и узнал.
- Что мог увидеть в осеннем лесу кленовый лист? (Ответы детей: называют приметы осени).
- Какими красками окрасила осень листья деревьев? Что листья делают?
- Кто-нибудь слышал, какие звуки издают падающие и летящие листья?
- Что вам нравится осенью? Что в ней есть хорошего, а что плохого?
- Давайте вспомним, какие деревья вы знаете, и где они растут?
(дети читают стихи о деревьях).
2 часть - релаксация (под звучание лирической музыки)
- Представьте, что вы листочки. «Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки, щечки, спинки и животики. И так пропитались к осени, что... сами налились и отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам...». Подул ветерок холодный (с-с-с) - закачались деревья (дети качаются, имитируя движения деревьев, машут руками - ветками) (слайд 9). Подул теплый ветерок (ш-ш-ш), зашелестели листочки (шевелят пальцами рук) (слайд 10).
3 часть - история про ёлочку
- Вы не забыли, что кленовый листок прилетел к нам в гости. Он поведал мне такую историю. «Наступила осень, загрустила зеленая елочка (слайд 11). Все деревья принарядились: березка - в желтенькое платьице, осина - в красное, а в оранжево - красный кафтан нарядился клен (слайды 12,13). Только у меня нет нового платья - обиделась елочка. И тогда деревья придумали елочке праздник. Каждую осень в день ёлочкиного рождения деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками. И стоит елочка счастливая: раскинула лапки, а на ладошках подарки. Вся в золоте нарядная» (слайд 14). (по Сладкову).
4 часть - работа в микрогруппах.
По дороге в детский сад кленовый листок увидел на нашем участке одинокую грустную елочку(слайд 15). Лесной елочке на помощь пришли деревья, а нашей елке кто поможет? (дети предлагают сделать для елочки подарки).
Воспитатель предлагает разделиться детям на микрогруппы с помощью картинок, на которых изображены: осенние листья различных деревьев (береза, клен, дуб, осина, рябина). Таким образом, дети объединяются в 5 групп.
Задания для групп: соединить точки в схематическом изображении листьев, раскрасить их осенними красками.
5 часть - физкультурная минутка «Ветер и листья» (слайды 15-20).
Ветер по лесу летал, (дети бегут по кругу на носочках
Ветер листики считал: и взмахивают руками)
Вот дубовый, (встают лицом в круг, загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (опускают руки, приседают)
Ветер по лесу кружил, (бежит по кругу на носочках и взмахивает руками)
Ветер с листьями дружил.
Вот дубовый, (встают лицом в круг, загибают по одному пальчику на обеих руках
Вот кленовый, на каждую строчку)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер кружит над тропинкой. (кружатся на носочках с поднятыми руками)
К ночи ветер-ветерок (приседают, опустив руки)
Рядом с листиком прилег.
Вот дубовый, (садятся лицом в круг, загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки (ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза).
Тихо дремлет на тропинке.
(Н.Нищева)
6 часть - подарки для ёлочки
- Вы прекрасно потрудились, и на прогулке можете подарить нашей елочке свои подарки (ребенок называет, какой лист он дарит - дубовый, кленовый, осиновый и т.д.).
Какое настроение сейчас у нашей елочки? (грустное). А после того, как мы подарим подарки? (веселое, счастливое).
7 часть - итог занятия. Рефлексия.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали? Чему научились?
- Что вас удивило на занятии?
- Я довольна вашей работой, вы меня порадовали своими результатами (слайд 21). У меня тоже есть для вас подарок - медали «Осеннее настроение».
Пожалуйста, оцените свою работу:
- медали зеленого цвета возьмите те, кто считает, что он старался, и все получалось;
- желтые (старался, но не все получилось);
- красные (старался, но было очень трудно). Покажите медали друг другу.
- Вас можно назвать «знатоками», поделитесь своими знаниями со своими друзьями и близкими.
- Каждый раз, делая добро, Вы творите волшебство, и поэтому Вы тоже волшебники, а счастье увеличивается тогда, когда им делишься с другим… До свидания!