Цель: повторить и закрепить изученные орфограммы и пунктограммы, связанные с правописанием причастий в предложениях.
Ход урока
1. Запишите текст, расставьте знаки препинания:
Книга самое быстролетное творение созданное человеческим умом человеческими руками. Хорошая книга это неиссякаемый сосуд заполненный человеческими мыслями чувствами знаниями. Хорошая книга это дверь раскрывающаяся перед тобой и впускающая тебя в какой-то новый уголок жизни.
2. Выполните морфемный и морфологический разбор слов:
Неиссякаемый.
Заполненный.
Раскрывающаяся.
3. Почему неиссякаЕМый?
Для написания каких суффиксов причастий нужно знать спряжение глаголов?
4. Образуйте от глаголов действительные и страдательные причастия настоящего времени:
Пилить.
Строить.
Озарять.
Увлекать.
Видеть.
Слышать.
Вопрос: Почему заполнЕННый?
5. Распределительный диктант. Определите, где суффиксы прилагательных, а где – причастий:
-ан-; -енн-; -нн-; -енн-; -ин-; -ян-; -онн-; -ен-; -ен-.
6. Самодиктант:
1-й вариант – условия выбора -н- и -нн- в причастиях;
2-й вариант – условия выбора -н- и -нн- в прилагательных.
7. Комментированное письмо:
Написанные классиками и прочитанные нами произведения оставляют глубокий след в нашей жизни. Потерянный час годом не наверстаешь.
8. “Третье лишнее”.
Сдержанный шепот, подслушанный разговор, выброшенный кем-то;
Замеченная ошибка, освещенный лампой, завороженный зрелищем;
Скошенная трава, засеянное поле, расстрелянные патроны.
9. Объяснительный диктант. (Правописание не с причастиями):
Человек (не) прочитавший за свою жизнь (ни) одной книги, подобен (не) развившемуся кустику, (не) имеющему над собой богатой кроны.
10. Домашнее задание.
Сочинение – миниатюра. Книга – это духовное завещание… (с использованием причастий и причастных оборотов).
11. Подведение итогов. Оценки.