Повторительно-обобщающий урок по теме "Причастие"

Разделы: Русский язык


Цель: повторить и закрепить изученные орфограммы и пунктограммы, связанные с правописанием причастий в предложениях.

Ход урока

1. Запишите текст, расставьте знаки препинания:

Книга самое быстролетное творение созданное человеческим умом человеческими руками. Хорошая книга это неиссякаемый сосуд заполненный человеческими мыслями чувствами знаниями. Хорошая книга это дверь раскрывающаяся перед тобой и впускающая тебя в какой-то новый уголок жизни.

2. Выполните морфемный и морфологический разбор слов:

Неиссякаемый.
Заполненный.
Раскрывающаяся.

3. Почему неиссякаЕМый?

Для написания каких суффиксов причастий нужно знать спряжение глаголов?

4. Образуйте от глаголов действительные и страдательные причастия настоящего времени:

Пилить.
Строить.
Озарять.
Увлекать.
Видеть.
Слышать.

Вопрос: Почему заполнЕННый?

5. Распределительный диктант. Определите, где суффиксы прилагательных, а где – причастий:

-ан-; -енн-; -нн-; -енн-; -ин-; -ян-; -онн-; -ен-; -ен-.

6. Самодиктант:

1-й вариант – условия выбора -н- и -нн- в причастиях;

2-й вариант – условия выбора -н- и -нн- в прилагательных.

7. Комментированное письмо:

Написанные классиками и прочитанные нами произведения оставляют глубокий след в нашей жизни. Потерянный час годом не наверстаешь.

8. “Третье лишнее”.

Сдержанный шепот, подслушанный разговор, выброшенный кем-то;

Замеченная ошибка, освещенный лампой, завороженный зрелищем;

Скошенная трава, засеянное поле, расстрелянные патроны.

9. Объяснительный диктант. (Правописание не с причастиями):

Человек (не) прочитавший за свою жизнь (ни) одной книги, подобен (не) развившемуся кустику, (не) имеющему над собой богатой кроны.

10. Домашнее задание.

Сочинение – миниатюра. Книга – это духовное завещание… (с использованием причастий и причастных оборотов).

11. Подведение итогов. Оценки.