Метод проектов – один из путей реализации исследовательского обучения во внеклассной работе с младшими школьниками

Разделы: Общепедагогические технологии


Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Мы обращаемся к истокам русской культуры не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наша история. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Учитывая требования времени, разработана программа интегрированного курса “Ступени восхождения”, включающая в себя три направления: духовно-нравственное (кружок “Огонек души”), художественно-эстетическое (кружок “Родничок”), фольклор (кружок “Горенка”). Программа является интегрированной, что позволяет осуществлять межпредметные связи.

На занятиях идет усвоение элементов народной культуры, музыкального и прикладного творчества, создаются благоприятные предпосылки для формирования личности с развитым национальным самосознанием, духовно-нравственными ценностями и устойчивыми гуманистическими стереотипами поведения.

Важное направление интегрированного курса “Ступени восхождения” – активная работа с родительской общественностью. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы прослеживается в программе и создает целостное пространство духовно-нравственного развития школьника. Процессы школьного и семейного воспитания синхронизированы организационно и содержательно. Занятия в системе интегрированного курса сближают детей и родителей, делают семью крепче. Своеобразным итогом каждого этапа работы является праздник, на котором все дети и их родители становятся участниками.

Данная программа предполагает привлечение младших школьников к исследовательской деятельности. В контексте программы был разработан проект “Удивительная картошка”.

Состав участников проекта: Преподаватели, учащиеся 2 А класса, родители учащихся.

Учебный предмет в рамках которого проводится работа: В системе авторского интегрированного курса “Ступени восхождения”.

Тип проекта: Межпредметный

Статус проекта: Проект практически-деятельностный, направленный на вовлечение учащихся в активную проблемно-поисковую деятельность, предполагает активное участие родителей, создание атмосферы всеобщей заинтересованности, сотрудничества и сотворчества детей и родителей.

Цель проекта: формирование у детей уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Задачи проекта:

  • Познакомить учащихся с историей появления картофеля на Руси, с образом картофеля в народной культуре
  • Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами
  • Формировать уважительное отношение к России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни
  • Формировать основы музыкальной и художественной культуры, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством

Разновидность документов для исследовательских групп (Приложение 1):

  1. Бланк опросов родителей и детей
  2. Маршрутный лист исследователя
  3. Бланк организации работы исследовательской подгруппы

Продукт проекта (Приложение 2):

  1. Рукописная книга
  2. Выставка детского творчества
  3. Праздник “Ах, картошечка!”

Подготовка к празднику “Ах, картошечка!” началась задолго до его проведения. Издавна на Руси картошку считали “вторым” хлебом. Всегда ли картофель был на Руси? Чем полезен картофель? Какие существуют песни, загадки, пословицы, потешки о картошке? Есть ли изображение картофеля в картинах художников? Эти вопросы стали основополагающими в работе над проектом “Удивительная картошка” Дети и родители стали искать литературу в библиотеках, на сайтах в сети Интернет, всем интересно было узнать как можно больше о продукте, который ежедневно мы употребляем в пищу. Дети нашли богатейший материал о картофеле, который лег в основу создания рукописной книги “Все о картошке” (Приложение 3). Активное участие в поисках информации и проведении праздника приняли родители. На празднике были подведены итоги творческих конкурсов: конкурса рисунков “Веселая картошка”, конкурса поделок “Картофельные фантазии”, конкурса икебан “ Осенние мелодии”. Нашлись и очень старинные рецепты приготовления картофельных блюд. На празднике был представлена выставка-дегустация блюд из картофеля “Картофельная феерия”. Работа над проектом “Удивительная картошка” помогала формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.