Цели:
1. Обучающая цель
- повторение и обобщение полученных знаний по дисциплине “Политическая история”;
- знание терминологии, дат и основного фактического материала раздела;
- расширение кругозора студента.
2. Развивающая цель
- развитие умений и навыков работы в группе;
- развитие творческих способностей студентов.
3. Воспитательная цель
- повышение интереса к предмету;
- воспитание чувства патриотизма, активной жизненной позиции;
- практическая значимость полученных знаний.
4. Методическая цель
– Применение нетрадиционных форм для закрепления изученного материала, использование соревновательного момента при закреплении материала.
Класс делится на 3–4 группы по 5–6 человек в каждой, в зависимости от общего количества учащихся. Каждой группе выдаются таблички, которые заполняются по мере работы.
Умение работать в группе
(Оцените работу друг друга по 5 бальной системе, в результате выведите оценку каждого участника группы )
ГРУППА № ____
Показатели | Ф. И. студента группы | |||||||
1. Знание терминологии | ||||||||
2. Знание фактического материала | ||||||||
3. “Политическая карта мира” | ||||||||
Итоговая оценка группы: | ||||||||
Оценка преподавателя: |
1 задание: Знание терминологии.
Соотнесите понятие и определение.
Понятие | Определение |
1) международный конфликт | а) военное столкновение ниже порога стратегической войны, без подключения основных военных сил противоборствующих сторон; |
2) международный кризис | б) осуществляется с согласия конфликтующих сторон с целью прекращения военной фазы конфликта; |
3) миротворчество | в) одна из форм проявления межгосударственных противоречий на стадии их значительного обострения, когда стороны предпринимают открытые действия друг против друга с целью реализации своих интересов, используя при этом все доступные средства; |
4) терроризм | г) идея “упреждающей интервенции”, которая переносит сражение на территорию противника, срывает его планы и противостоит наиболее серьезным угрозам еще до их появления; |
5) “принуждение к миру” | д) когда противостояние сторон сопряжено с угрозой его перерастания в вооруженную борьбу; |
6) конфликт низкой интенсивности | е) это силовая акция, направленная на прекращение вооруженных столкновений и установление мира. |
7) информационная война | ж) расчетливое использование насилия или угрозы применить насилие для создания атмосферы страха и достижения своих целей, которые имеют политический, религиозный, идеологический характер. |
8) США “Концепция единичного гарантированного уничтожения” | з) воздействие на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой собственных информационных систем. |
Образец ответа: 1 б; 2 г.
II задание: Знание фактического материала.
I. Соотнесите классификацию международных конфликтов:
Критерии: | Примеры: |
1. От количества участников | а) территориальные б) экономические в) конфликты с возможностью компромиссов (“с ненулевой суммой”) |
2. От географического положения | г) вооруженные д) длительные |
3. От времени протекания | е) религиозные ж) этнические з) невооруженные |
4. От характера используемых средств | и) краткосрочные к) глобальные л) многосторонние |
5. От возможности урегулирования | м) региональные н) конфликт с противоположными интересами (“с нулевой суммой”) о) двусторонние п) локальные |
Образец ответа: 1 – в, г, д
2. Разделите перечисленные явления:
Причины “цветных революций” Алгоритм “цветных революций”
а) наличие активных зарубежных спонсоров;
б) пассивность власти, которая не может сопротивляться “режиссерам” данной
постановки;
в) запрет применять насилие, исключается участие военных сил;
г) недовольство действующей властью и наличие социально-экономических проблем в
стране;
д) участие иностранцев не должно стать известно СМИ;
е) хорошее знание обычаев, традиций и культуры данного общества;
ж) активное привлечение СМИ;
з) наличие особого символа, например цвет или цветок;
и) заранее выбранный лидер из уже “раскрученных” политиков; к) мобильность и
умелая работа с целевыми группами населения.
3. Крупными по численности вооруженными силами обладают: (расставьте по порядку)
Китай Россия Северная Корея Индия США
4. Крупнейшими военными бюджетами мира обладают: (расставьте по порядку)
Япония, Франция, Россия, Великобритания, США, Китай, Индия, Германия, Италия, Южная Корея.
5. Что характеризует эти явления? Предложенные варианты расположите в нужном столбце. И сформулируйте вывод из данных слов.
ВОИНА: ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ:
Образец ответа: война: 2, 5, 7
1. Причины: экономические и политические противоречия.
2. Формы борьбы: вооруженная, информационная.
3. Формы борьбы: политическая, дипломатическая, экономическая,
информационная,вооруженная.
4. Юридические признаки:
- объявление войны
- разрыв дипломатических отношений
- аннулирование договоров
- введение военного положения.
5. Участвуют только вооруженные силы или их часть. Все остальные сферы
общества не затрагиваются.
6. Причины: национально-этнические, и религиозные противоречия.
7. Усиливается централизация власти. Перестраивается экономика и быт
общества. Полная или частичная мобилизация.
Вывод:
есть
войной
является
вооруженный конфликт
любая война
но
не любой
(не любой вооруженный конфликт является войной, но любая война является вооруженным конфликтом)
III задание: “Политическая карта мира”
Расскажите о конфликте который представлен на ваших картах.
Карточка рефлексии
1. Напишите имя существительное – слово, которое ассоциируется с сегодняшним
уроком
___________________________________________________________
2. Напишите два прилагательных, которые характеризуют вышеназванное явление
___________________________________________________________
3. Напишите три глагола, которые характеризуют действие этого процесса
___________________________________________________________
4. Составьте предложение, выражающее общей фразой отношение к данному объекту
___________________________________________________________
5. Запишите синоним к вашему первому слову
___________________________________________________________