Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI веков.

Разделы: История и обществознание


Цели:

1. Обучающая цель

  • повторение и обобщение полученных знаний по дисциплине “Политическая история”;
  • знание терминологии, дат и основного фактического материала раздела;
  • расширение кругозора студента.

2. Развивающая цель

  • развитие умений и навыков работы в группе;
  • развитие творческих способностей студентов.

3. Воспитательная цель

  • повышение интереса к предмету;
  • воспитание чувства патриотизма, активной жизненной позиции;
  • практическая значимость полученных знаний.

4. Методическая цель

– Применение нетрадиционных форм для закрепления изученного материала, использование соревновательного момента при закреплении материала.

Класс делится на 3–4 группы по 5–6 человек в каждой, в зависимости от общего количества учащихся. Каждой группе выдаются таблички, которые заполняются по мере работы.

Умение работать в группе

(Оцените работу друг друга по 5 бальной системе, в результате выведите оценку каждого участника группы )

ГРУППА № ____

Показатели Ф. И. студента группы
1. Знание терминологии
2. Знание фактического материала
3. “Политическая карта мира”
Итоговая оценка группы:
Оценка преподавателя:

1 задание: Знание терминологии.

Соотнесите понятие и определение.

Понятие Определение
1) международный конфликт а) военное столкновение ниже порога стратегической войны, без подключения основных военных сил противоборствующих сторон;
2) международный кризис б) осуществляется с согласия конфликтующих сторон с целью прекращения военной фазы конфликта;
3) миротворчество в) одна из форм проявления межгосударственных противоречий на стадии их значительного обострения, когда стороны предпринимают открытые действия друг против друга с целью реализации своих интересов, используя при этом все доступные средства;
4) терроризм г) идея “упреждающей интервенции”, которая переносит сражение на территорию противника, срывает его планы и противостоит наиболее серьезным угрозам еще до их появления;
5) “принуждение к миру” д) когда противостояние сторон сопряжено с угрозой его перерастания в вооруженную борьбу;
6) конфликт низкой интенсивности е) это силовая акция, направленная на прекращение вооруженных столкновений и установление мира.
7) информационная война ж) расчетливое использование насилия или угрозы применить насилие для создания атмосферы страха и достижения своих целей, которые имеют политический, религиозный, идеологический характер.
8) США “Концепция единичного гарантированного уничтожения” з) воздействие на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой собственных информационных систем.

Образец ответа: 1 б; 2 г.

II задание: Знание фактического материала.

I. Соотнесите классификацию международных конфликтов:

Критерии: Примеры:
1. От количества участников а) территориальные
б) экономические
в) конфликты с возможностью компромиссов (“с ненулевой суммой”)
2. От географического положения г) вооруженные
д) длительные
3. От времени протекания е) религиозные
ж) этнические
з) невооруженные
4. От характера используемых средств и) краткосрочные
к) глобальные
л) многосторонние
5. От возможности урегулирования м) региональные
н) конфликт с противоположными интересами (“с нулевой суммой”)
о) двусторонние
п) локальные

Образец ответа: 1 – в, г, д

2. Разделите перечисленные явления:

Причины “цветных революций” Алгоритм “цветных революций”
   

а) наличие активных зарубежных спонсоров;
б) пассивность власти, которая не может сопротивляться “режиссерам” данной постановки;
в) запрет применять насилие, исключается участие военных сил;
г) недовольство действующей властью и наличие социально-экономических проблем в стране;
д) участие иностранцев не должно стать известно СМИ;
е) хорошее знание обычаев, традиций и культуры данного общества;
ж) активное привлечение СМИ;
з) наличие особого символа, например цвет или цветок;
и) заранее выбранный лидер из уже “раскрученных” политиков; к) мобильность и умелая работа с целевыми группами населения.

3. Крупными по численности вооруженными силами обладают: (расставьте по порядку)

Китай Россия Северная Корея Индия США

4. Крупнейшими военными бюджетами мира обладают: (расставьте по порядку)

Япония, Франция, Россия, Великобритания, США, Китай, Индия, Германия, Италия, Южная Корея.

5. Что характеризует эти явления? Предложенные варианты расположите в нужном столбце. И сформулируйте вывод из данных слов.

ВОИНА: ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ:

Образец ответа: война: 2, 5, 7

1. Причины: экономические и политические противоречия.
2.
Формы борьбы: вооруженная, информационная.
3. Формы борьбы: политическая, дипломатическая, экономическая, информационная,вооруженная.
4. Юридические признаки:

  • объявление войны
  • разрыв дипломатических отношений
  • аннулирование договоров
  • введение военного положения.

5. Участвуют только вооруженные силы или их часть. Все остальные сферы общества не затрагиваются.
6. Причины: национально-этнические, и религиозные противоречия.
7. Усиливается централизация власти. Перестраивается экономика и быт общества. Полная или частичная мобилизация.

Вывод:

есть
войной
является
вооруженный конфликт
любая война
но
не любой

(не любой вооруженный конфликт является войной, но любая война является вооруженным конфликтом)

III задание: “Политическая карта мира”

Расскажите о конфликте который представлен на ваших картах.

Карточка рефлексии

1. Напишите имя существительное – слово, которое ассоциируется с сегодняшним уроком
    ___________________________________________________________


2. Напишите два прилагательных, которые характеризуют вышеназванное явление
    ___________________________________________________________


3. Напишите три глагола, которые характеризуют действие этого процесса
    ___________________________________________________________


4. Составьте предложение, выражающее общей фразой отношение к данному объекту
    ___________________________________________________________


5. Запишите синоним к вашему первому слову
    ___________________________________________________________