Цели и задачи:
Образовательная:
- систематизировать представление учащихся о социально-экономическом и политическом развитии России в 1 половине XIX века;
- систематизировать знания учащихся и степень усвоения материала по истории России в начале XIX века;
- обобщить знания об исторических личностях эпохи;
- подвести учащихся к выводу о необходимости проведения реформ в России – отмене крепостного права;
Развивающая:
- развитие творческого мышления, самостоятельности;
- продолжить развитие умения использовать информационные технологии в процессе обучения;
- развитие навыков общения, умение отстаивать свою точку зрения, уважения к окружающим;
- развивать умение использовать раннее изученный материал;
- давать оценку историческим событиям;
- развивать умение работать с картами, схемами, диаграммами, хронологией;
- развитие речи, памяти, логического мышления, умение сопоставлять и самостоятельно делать выводы;
Воспитательная:
- создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности;
- воспитание уважения к историческому прошлому страны, формирование отрицательного отношения к крепостничеству;
- снижение уровня тревожности у учащихся и работа в «ситуации успеха»;
Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний.
Используемые технологии:
- Здоровьесберегающие
- Информационные
- Технологии коллективного взаимодействия
Приёмы коллективного взаимодействия:
- Работа в группах и парах
- Создание презентаций
I. Описание (реконструкция):
- уметь рассказывать устно об исторических событиях, их участниках;
- уметь составлять биографическую справку, давать характеристику деятельности исторической личности;
- уметь объяснять термины;
II. Анализ, объяснение:
- показать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
- объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
III. Версии, оценки:
- излагать оценки событий, личностей, приводимые в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение и оценку значительных событий и личностей в истории;
IV. Организаторские:
- выполнение намеченного плана урока;
- эффективность и целесообразность использования наглядности;
- реализация основных психологических и гигиенических требований;
- наличие эффективной обратной связи со всеми учащимися;
- знание учебного предмета, уровень педагогического методического мастерства;
- уровень организации и оформления документации по уроку;
- рациональное использование времени урока;
- педагогическая культура, такт, внешний вид учителя, качество речи, дикция, эмоциональность.
Оснащение урока:
- Компьютер, мультимедийный проектор, презентации учащихся, раздаточный материал.
- Предварительная подготовка учащихся:
- Создать презентацию об Александре I и Николае I.
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Российская империя в первой половине XIX века».
- Формулировка проблемы.
- Презентация учащихся.
- Контроль и закрепление усвоенных знаний.
- Итоги урока.
- Домашнее задание – подготовить презентацию и устные сообщения по истории Самары в первой половине XIX века.
Ход урока
Организационный момент (1 мин.)
Приветствие, организовать и дисциплинировать учеников.
Мотивация (проблемы урока)
В течение урока ученики должны выяснить:
- социально-экономическое и политическое развитие Российской империи в первой половине XIX века;
- уметь давать характеристику исторической личности;
- охарактеризовать основные направления внешней политики и ее результаты;
- сравнить особенности общественного движения при императорах Александре I и Николае I;
- необходимость проведения реформ в России.
Вопрос классу: Сравните и сделайте выводы по экономическому положению России в правление Александра I и Николая I (Приложение 1)
Работа в тетрадях:
Вставьте пропущенные слова по теме «Экономика России» (Приложение 2).
Презентация учащихся.
Дать характеристику исторической личности Александра I и Николая I.
Вопрос классу:
Назовите основные реформы «Негласного комитета»:
1801 г.– восстановление Жалованных грамот дворянству и городам;
Амнистия пострадавшим при Павле I;
1802 г.– создание министерств;
1803 г.– указ «О вольных хлебопашцах»;
Реформа народного образования.
Великие реформаторы:
Назовите реформы, проведённые в годы правления Александра 1:
Назовите реформы, проведённые в годы правления Николая 1.
Какой из указов, принятых для совершенствования политического строя России Вы считаете наиболее важным? Ответ аргументируйте.
Задание классу: «Общественное движение в России»
Назовите первые тайные общества в России и лидеров организаций?
Характеристика программ «Северного» и «Южного» общества: общие черты и различие.
Значение движения декабристов.
Общественная мысль России 1830–1850 годов:
Споры о путях развития России:
– Определите, кому принадлежат следующие высказывания:
- В чем было сходство позиций западников и славянофилов?
- В чём заключались основные противоречия между западниками и славянофилами?
- Как вы понимаете слова А. И. Герцена об отношениях западников и славянофилов: «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно»? Согласны ли вы с высказыванием А.И.Герцена?
Фронтальный опрос:
- Внешняя политика России в первой половине XIX века:
- Назовите основные направления внешней политики времён Александра 1;
- Назовите основные мирные договоры, которые подписала Россия в годы правления Александра 1;
Значение:
- Фридрихсгамского мира 1808 г.
- Бухарестского мира 1812 г.
- Гюлистанского мира 1813 г.
- Тильзитского мира 1807 г.
- Перечислите успехи и неудачи российского правительства во внешней политике 1801–1812 годов;
- Какое событие является крупнейшей внешнеполитической победой России в первой половине XIX века?
- Каково было значение Отечественной войны?
- Характеристика полководцев.
Презентации учащихся:
Задания по группам:
Игра «Паззлы» – «Состояние российской армии накануне Крымской войны»
Группе учащихся раздаются карточки, из которых они должны составить блоки, исходя из наличия причинно-следственных связей между написанными на карточках утверждениями.
Утверждения наклеиваются на лист бумаги.
Фронтальная беседа:
- Назовите основные направления внешней политике при Николае 1;
- Назовите основные мирные договоры, которые подписала Россия при Николае 1;
Значение:
- Туркманчайского мира 1828 г.
- Андрианопольского мира 1829 г.
- Подавления венгерской революции 1849 г.
- Результаты Кавказской войны 1817–1864 г.
Презентация учащихся:
«Великие полководцы Крымской войны».
Вопрос классу:
- Какое событие является крупнейшим поражением России в XIX веке?
- Назовите причины поражения России в Крымской войне?
Итоги работы группы по игре «Пазлы»
Назовите причины поражения России в Крымской войне, используя данные игры.
Итоги урока
- Назревание необходимости реформ в стране.
- Выставление оценок и комментарий их.
Домашнее задание
Составить презентацию по истории Самары в I половине XIX века.
Литература
- Агафонов С.В. История России в таблицах. М., 2001.
- Данилов А.А. История России XIX века. М., 2010.
- Колганова Е.В., Сумароков Н.В. Поурочные разработки по истории России. М., 2005.