Цели урока (планируемые результаты обучения):
Личностные:
- готовность к целенаправленной познавательной деятельности;
- способность формулировать вопрос урока;
Метапредметные:
- организация учебного сотрудничества (работа в группе);
- владение навыками учебно-аналитической деятельности;
- способность к использованию универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в учебной и познавательной деятельности.
Предметные:
- получение нового знания;
- сформированность умения анализировать произведения изобразительного искусства;
Материалы и оборудование:
Класс делится на 7 групп. Каждая получает план анализа, репродукцию и описание произведения Рембрандта: “Автопортрет с Сасскией на коленях”, “Автопортрет в образе Зевксиса”, “Анатомия доктора Тульпа”; “Флора”, “Святое семейство”, “Портрет старика в красном”, “Возвращение блудного сына”.
Компьютер, проектор, экран.
Презентация к уроку (Приложение 1)
Вопросы самостоятельной работы (Приложение 2)
Ход урока
I. Мотивация.
Цель: вызов имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация деятельности учащихся.
На экране представлены полотна П. Рубенса “Союз Земли и Воды”, “Похищение дочерей Левкиппа”; “Персей и Андромеда”.
Учитель | Учащиеся |
Какие сюжеты использовал фламандский художник П. Рубенс, создавая картины? | Мифологические. |
Сегодня разговор пойдет о другом
представителе XVII века. Анализируя его
творчество, художник XIX века Э. Делакруа, сказал
так: “Правда – самое прекрасное и редкое
качество”, а поэт-современник Адриан ван де
Венне писал: Доступно краскам все – и мудрости
заветы, Обе цитаты очень точно характеризуют творчество художника, о котором пойдет речь на уроке. Как вы думаете, кто этот художник? |
Рембрандт. |
Объявляется тема урока |
|
Сформулируйте вопрос урока. | Почему творчество Рембрандта считается вершиной реализма? (Запись в тетрадь). |
II. Учащимся дается время для подготовки анализа произведений. |
|
Учитель дает характеристику Голландии XVII века, обращая внимание на то, что картины стали рыночным товаром и положение художника теперь целиком зависит от умения угодить заказчику. Рембрандт – сын мельника с Рейна, выбирает путь свободного художника и, в отсутствии заказов, пишет портреты близких и автопортреты. Их около 100. | Учащиеся анализируют “Автопортрет с Сасскией на коленях” (один из ранних) и портрет в образе Зевксиса (написан в год смерти). |
30-е годы жизни Рембрандта. Художник переезжает в Амстердам и получает первый большой заказ местной гильдии хирургов. | Анализ картины “Анатомия доктора Тульпа”. |
40-е годы. Первое признание публики. Бюргеры наперебой заказывают свои портреты. Женитьба на любимой девушке послужила поводом к созданию ряда картин. | Анализ картин “Флора”, “Святое семейство”. |
Признание, деньги, заказы, но счастье длилось не долго. Когда сыну исполнился год, любимая Саския умирает от воспаления легких. 40 – е годы – период разочарования. Разрыв с богатыми и влиятельными заказчиками, которые требовали, чтобы при взгляде на портрет, зритель понимал кто перед ним – богатый и привилегированный человек. Искусство Рембрандта отталкивало своей глубиной, демократизмом и симпатией к простому народу. Разорение, нищета, распродажа картин за гроши. | Анализ картины “Портрет старика в красном”. |
Великий знаток человеческих характеров, стремящийся к философскому осмыслению жизни, незадолго до смерти Рембрандт создаёт самую выстраданную картину. | Анализ картины “Возвращение блудного сына”. |
Заключение. Полотна великого голландца красивы, ведь красота в понимании Рембрандта заключается в богатстве и сложности духовного мира человека, в его внутреннем неповторимом своеобразии, в значительности моральных качеств, в глубокой жизненной мудрости. | |
III.Рефлексия. Прочитайте тему урока и подумайте, согласны ли вы с этим утверждением? |