Творчество Рембрандта – вершина реализма. Открытый урок по теме "Стили в искусстве XVII века". 10-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 10


Цели урока (планируемые результаты обучения):

Личностные:

  • готовность к целенаправленной познавательной деятельности;
  • способность формулировать вопрос урока;

Метапредметные:

  • организация учебного сотрудничества (работа в группе);
  • владение навыками учебно-аналитической деятельности;
  • способность к использованию универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в учебной и познавательной деятельности.

Предметные:

  • получение нового знания;
  • сформированность умения анализировать произведения изобразительного искусства;

Материалы и оборудование:

  1. Класс делится на 7 групп. Каждая получает план анализа, репродукцию и описание произведения Рембрандта: “Автопортрет с Сасскией на коленях”, “Автопортрет в образе Зевксиса”, “Анатомия доктора Тульпа”; “Флора”, “Святое семейство”, “Портрет старика в красном”, “Возвращение блудного сына”.

  2. Компьютер, проектор, экран.

  3. Презентация к уроку (Приложение 1)

  4. Вопросы самостоятельной работы (Приложение 2)

Ход урока

I. Мотивация.

Цель: вызов имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация деятельности учащихся.

На экране представлены полотна П. Рубенса “Союз Земли и Воды”, “Похищение дочерей Левкиппа”; “Персей и Андромеда”.

Учитель Учащиеся
Какие сюжеты использовал фламандский художник П. Рубенс, создавая картины? Мифологические.
Сегодня разговор пойдет о другом представителе XVII века. Анализируя его творчество, художник XIX века Э. Делакруа, сказал так: “Правда – самое прекрасное и редкое качество”, а поэт-современник Адриан ван де Венне писал:

Доступно краскам все – и мудрости заветы,
И дни, и месяцы, и звезды, и планеты,
Пороки и добро, союзы и раздоры
Творит поэта кисть, являя нашим взорам
Ту внутреннюю суть, сокрытую для зренья,
Что издревле живит наш мир и все творенья.

Обе цитаты очень точно характеризуют творчество художника, о котором пойдет речь на уроке.

Как вы думаете, кто этот художник?

Рембрандт.

Объявляется тема урока

Сформулируйте вопрос урока. Почему творчество Рембрандта считается вершиной реализма? (Запись в тетрадь).

II. Учащимся дается время для подготовки анализа произведений.

Учитель дает характеристику Голландии XVII века, обращая внимание на то, что картины стали рыночным товаром и положение художника теперь целиком зависит от умения угодить заказчику. Рембрандт – сын мельника с Рейна, выбирает путь свободного художника и, в отсутствии заказов, пишет портреты близких и автопортреты. Их около 100. Учащиеся анализируют “Автопортрет с Сасскией на коленях” (один из ранних) и портрет в образе Зевксиса (написан в год смерти).
30-е годы жизни Рембрандта. Художник переезжает в Амстердам и получает первый большой заказ местной гильдии хирургов. Анализ картины “Анатомия доктора Тульпа”.
40-е годы. Первое признание публики. Бюргеры наперебой заказывают свои портреты. Женитьба на любимой девушке послужила поводом к созданию ряда картин. Анализ картин “Флора”, “Святое семейство”.
Признание, деньги, заказы, но счастье длилось не долго. Когда сыну исполнился год, любимая Саския умирает от воспаления легких. 40 – е годы – период разочарования. Разрыв с богатыми и влиятельными заказчиками, которые требовали, чтобы при взгляде на портрет, зритель понимал кто перед ним – богатый и привилегированный человек. Искусство Рембрандта отталкивало своей глубиной, демократизмом и симпатией к простому народу. Разорение, нищета, распродажа картин за гроши. Анализ картины “Портрет старика в красном”.
Великий знаток человеческих характеров, стремящийся к философскому осмыслению жизни, незадолго до смерти Рембрандт создаёт самую выстраданную картину. Анализ картины “Возвращение блудного сына”.
Заключение. Полотна великого голландца красивы, ведь красота в понимании Рембрандта заключается в богатстве и сложности духовного мира человека, в его внутреннем неповторимом своеобразии, в значительности моральных качеств, в глубокой жизненной мудрости.

III. Рефлексия. Прочитайте тему урока и подумайте, согласны ли вы с этим утверждением?

IV. Cамостоятельная работа. (Приложение 2).

V. Домашнее задание на ближайшие 10 лет: посетить Эрмитаж и увидеть полотна Рембрандта.