Цель: формирование представлений старшеклассников о своих мотивах и потребностях.
Задачи:
- дать определение понятий «мотивы» и «потребности»;
- изучить мотивы и потребности на основе самодиагностики;
- актуализировать необходимость осознания своих мотивов и потребностей в ситуации выбора профессии.
Оборудование: бланк «За двумя зайцами», бланк «Между «хочу» и «надо», методика «Актуальные потребности», бланк ответов к методике «Актуальные потребности», мяч.
Ход занятия
I. Вводная часть
1. Разминка.
Начнем наше занятие с необычного приветствия. Необходимо закончить фразу: «Привет всем тем, кто хотел бы научиться…», например: рисовать, танцевать, гадать на картах, водить машину… Те, кого заинтересовало предлагаемое дело, отвечают: «Привет!»
2. Вступительная беседа. Целеполагание.
– Много прозвучало разных желаний, но мотивы научиться этому наверняка разные? Например, почему вы хотите научиться водить машину?
– Послушайте следующую цитату: «У рабочих, возводящих Шартский собор, спросили, что они делают. Один говорит: «Я таскаю камни». Другой: «Я зарабатываю на пропитание». Третий: «Я строю храм». Вид деятельности один и тоже, ответы разные. Почему? (у них разные мотивы и потребности)
В трех ответах этих людей, занятых одним общим делом, отражены основные мотивы и потребности.
СЛАЙД 1. Тема сегодняшнего занятия: Мотивы и потребности в профессиональном выборе.
Осознание своих и чужих мотивов и потребностей – дело важное и трудное. А какие профессиональные мотивы и потребности у вас? Вы готовы сейчас сформулировать свои мотивы и потребности в профессиональном выборе? Почему?
Вам необходима помощь в формировании представлений о своих мотивах и представлениях? В связи с этим, какую цель можно поставить на сегодняшнее занятие? (формирование представлений о своих мотивах и потребностях в профессиональном выборе).
II. Основная часть
1. Теоретическая часть. Определение мотивации.
Для каждой профессии существует свой минимальный уровень способностей, позволяющий выполнять профессиональные действия.
– Почему одни специалисты достигают более высокого уровня профессионализма а другие вообще не могут полностью реализовать свой профессиональный потенциал? (мешает отсутствие мотивации, то есть побуждения к деятельности).
СЛАЙД 2. Мотив – побуждение к деятельности. Нет мотива – нет деятельности.
2. Самодиагностика мотивации. Упражнение «За двумя зайцами».
Для того, чтобы определить какие мотивы в профессиональном выборе преобладают у вас, выполним упражнение «За двумя зайцами». Прочитайте суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам. «Я хотел бы, чтобы моя будущая профессия позволила мне…» (см. Приложение 1).
СЛАЙД 3. Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).
Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, сейчас для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным).
Если выбранные суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в сейчас важнее – профессиональное самоопределение или другие вопросы.
– Вы согласны с такой интерпретацией? Соответствуют ли полученные результаты вашим представлениям о себе?
СЛАЙД 4. Помните, как начинается «Сказка о царе Салтане»?
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, говорит одна девица, –
Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир».
«Если б я была царица, говорит ее сестрица, –
Я б на целый мир одна наткала бы полотна».
«Если б я была царица, третья молвила девица, –
Я б для батюшки царя родила богатыря».
Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации.
– У первых двух девиц какая мотивация: профессиональная или внепрофессиональная? (профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, а вторую поварихой).
– А у третьей девушки какая мотивация? (ярко выраженная внепрофессиональная мотивация, она не хотела работать, а хотела быть царской женой, поэтому именно ее царь взял в жены).
3. Игра «Сто к одному».
СЛАЙД 5. В основе любой мотивации лежат потребности человека – это ощущение, что чего-то не достает. Подумайте, что для вас важнее всего в данный момент? Учеба? Работа? Личная жизнь? Творчество? Здоровье? Что-то другое?
СЛАД 6. Вам известна телевизионная игра «Сто к одному»? Представьте, что на улице был проведен опрос случайных людей: «Что для вас в жизни главное?»
Вот семь ответов. Но сначала назовите свои варианты ответов: семь жизненно значимых потребностей, которые могут быть главными для человека.
- Здоровье.
- Благополучие семьи и близких.
- Материальная обеспеченность.
- Хорошая работа.
- Любовь.
- Карьера.
- Слава.
Затем открываются результаты предполагаемого опроса и сравниваются варианты ответов.
– Согласны ли вы с тем, что перечисленные потребности – главные в жизни человека?
4. Теоретическая часть. Определение потребностей. «Пирамида потребностей».
СЛАЙД 7. Американский психолог Абрахам Маслоу разделил все потребности человека на низшие и высшие и расположил их в виде пирамиды:
По мнению А.Маслоу, для большинства людей выход на более высокий уровень невозможен до тех пор, пока не удовлетворена потребность более низкого уровня. Вы согласны с этим?
Вы страдаете от жажды, а в это время вам рассказывают о перспективах нанотехнологий. Вы не спали двое суток, а вас приглашают в ресторан. Вы хотите есть, а вас тянут в консерваторию. Мы испытывает дискомфорт и раздражение от того, что наши актуальные потребности игнорируются. Остальные потребности отступают на второй план как менее актуальные: когда утолим жажду, сможем воспринимать информацию, а, выспавшись, с удовольствием поужинаем.
Позже Маслоу пересмотрел свои взгляды. Ведь только человек способен ради высших целей пойти на многие лишения, пренебречь безопасностью ради любви, поделиться с ближним куском хлеба, отдать жизнь за свои убеждения.
5. Самодиагностика потребностей. Методика «Актуальные потребности».
– А какие потребности преобладают у вас?
Перед вами список важнейших потребностей. Попробуйте расставить их по степени важности для себя: самую важную потребность поставьте под №1, следующую по значимости потребность – под №2 и так далее до №15. Мысленно проговаривайте фразу «Я хочу…»
Расставьте в бланке соответсвующие баллы и определите, какие потребности набрали наибольшую сумму. Группа потребностей, которая набрала наибольшее число баллов, является для вас ведущей. Это необходимо учитывать при выборе профессии и планировании карьеры (см. Приложение 2).
III. Заключительная часть
1. Упражнение «Между «хочу» и «надо».
Считается, что правильно выбранная профессия должна быть интересна и, кроме достойного вознаграждения, приносить удовольствие. Но любая работа, даже самая интересная и любимая, требует напряжения и самоотдачи.
Основные виды деятельности человека – игра, образование, работа, творчество, отдых. Четкой границы между этими видами деятельности нет.
Любая деятельность направляется внешними и/или внутренними мотивами – необходимостью и потребностью.
Возьмите бланк «Между «хочу» и «надо» (см. Приложение 3). Заполните таблицу в соответствии с тем, чем являются для вас игра, образование, работа, творчество и отдых – потребностью и / или необходимостью.
– Какая деятельность будет более эффективна и благотворна для человека? (в основе которой лежат не только внешние, но и внутренние мотивы).
2. Рефлексия занятия. Упражнение «Говорящий мяч».
СЛАЙД 8. По кругу передаем мяч. Тот, у кого мяч в руках, отвечает на любой из предложенных вопросов:
– Какую цель мы ставили на сегодняшнее занятие? Удалось ли ее реализовать?
– Почему важно учитывать свои мотивы и потребности в профессиональном выборе?
– Как связаны мотивы и потребности с уровнем профессионализма?
– Что было на занятии для вас новым, интересным, значимым?
Литература:
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. – М.: Генезис, 2006. – 208 с.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.