С 2004 по 2007 годы наша гимназия работала в статусе районной экспериментальной площадки, а с 2007года в качестве ресурсного центра по применению многокритериальной оценки учебной деятельности учащихся. Тема опытно-экспериментальной работы была разработана заместителем директора гимназии по НМР, впоследствии руководителем научного отдела НМЦ Адмиралтейского района Санкт- Петербурга кандидатом педагогических наук Цейтлиной Е.Ю. и отражала новые подходы к оценке образовательных результатов школьников. Подробно с многокритериальной оценкой можно ознакомиться в работах Е.Ю. Цейтлиной, сущность можно выразить следующим образом. Многокритериальная оценка – оценка, включающая комплекс критериев, связанных с процессом и результатом учебного труда школьника, отражающая уровень мыслительной деятельности учащегося, степень освоения специальных и общеучебных знаний, умений и навыков и его познавательную активность на каждом этапе процесса обучения. Она имеет две составляющие. Первая составляющая – это характеристика степени продуктивности мыслительной деятельности, выраженная буквой по названию соответствующих уровней мыслительной деятельности (А – алгоритмический, П – преобразующий, Э – эвристический, Т – творческий). Вторая составляющая – показатель овладения предметными и общеучебными умениями. В предлагаемой ученику работе предусматривается пять требований, отражающих актуальные для данного этапа учебной деятельности предметные и общеучебные умения и навыки. Предъявляемые требования заранее известны ученику, выполняя эти пять требований, он набирает соответствующие баллы.
Положительная роль многокритериальной оценки различных видов учебной деятельности была признана всеми учителями-экспериментаторами и теми, кто присутствовал на районных и городских семинарах в ходе работы гимназии как опытно-экспериментальной площадки и как ресурсного центра района. В качестве главных достоинств нового подхода к оценке образовательных результатов школьников учителя справедливо называли повышение уровня освоения ключевых познавательных компетенций, уровня мыслительной деятельности учащихся, развитие способностей самоанализа, повышение профессионального мастерства педагогов. Эту точку зрения на позитивные возможности многоритериальной оценки разделяю и я, учитель французского языка как второго иностранного, принявший посильное участие в эксперименте от кафедры иностранных языков. Но вместе с тем приходится констатировать некоторую ограниченность ее применения на самом начальном этапе обучения иностранному языку, что связано со спецификой предмета. На первом этапе вся работа по обучению говорению проходит на репродуктивном уровне и, хотя учащиеся не воспроизводят тексты-образцы без подстановок, конструирования и трансформации, делают они все это на уровне словосочетаний и фраз, что не может считаться продуктивным видом деятельности в полном понимании. Получается, что из-за того, что довольно долгое время ученики не имеют возможности выполнять задания преобразующего уровня (им просто “нечем” этот уровень оформить), их работа должна оцениваться либо как У – “успех”, либо максимум как А5, что при наличии официальной пятибальной системы переводится в “4” и является несправедливым по отношению к ученику, делающему все, что от него требуется и что он может сделать на данном этапе.
Ввиду того, что к многокритериальной оценке следует приучать учащихся с начала курса, рассмотрим все-таки некоторые возможности ее применения на начальном этапе. Возьмем для примера диалогическую речь, обучение которой хоть и является самым трудным, но предшествует обучению всем другим видам речевой деятельности. Во-первых, можно обговорить временное введение во вторую составляющую оценки уровня А кроме 5 критериев еще один – способность ученика оценить ответ другого по этим критериям, к сожалению, оценить себя во время диалога он не в состоянии, но при подготовке будет учитывать эти требования. Во-вторых, можно считать, что учащиеся (первые из ответивших), выполнили работу на преобразующем уровне, если в диалоге надо было решить несколько коммуникативных задач, при этом готового макродиалога-образца не было, и они сами комбинировали его из изученных ранее диалогических единств. В-третьих, по мере формирования элементарных умений реплицирования и овладения учащимися различными типами речевых действий уровень мыслительной деятельности может быть повышен за счет использования правильно подобранной изобразительной наглядности для репрезентации ситуации, что заставляет применить несколько алгоритмов и/или использовать полученные умения в новой ситуации.
Ниже приводятся фрагменты уроков с диалогами по теме “Семья” в 5 классе с примерами применения многокритериальной оценки. Критерии оценивания соответствуют ФГОС, документам по итоговой аттестации, программе освоения общеучебных и предметных умений для учащихся 5-6 классов.
Диалог 1. Учащимся предлагается сделать небольшие полилоги комбинированного характера (этикетный и сообщение информации) по серии картинок, которые воспроизводят ситуацию знакомства с детьми и взрослыми, на материале темы “Семья”. (На картинках изображена сцена на вокзале, где приехавшую из Бельгии девочку встречает французская семья).
Задание уровня П, т.к. требуется использовать новый речевой материал при отсутствующем образце.
Диалог 2. Учащиеся получают задание расспросить “приехавших к ним в гости французских школьников” об их братьях и сестрах с целью подготовить подходящий для последних подарок. Учащиеся коллективно формулируют 4-5 вопросов, которые записываются ими, получают по 2 карточки с информацией о возрасте, интересах, именах “брата”/сестры”, затем в парах проводят диалог-расспрос, фиксируя ответы собеседника, затем меняются ролями. Перед тем как учащиеся начнут работать, учитель напоминает о том, что необходимо прореагировать на каждый ответ, учащиеся вспоминают с помощью учителя, как это можно сделать, речевой материал фиксируется на доске.
Задание уровня А, т.к. имеется образец вопросов, а на предыдущем уроке отрабатывалось высказывание о своих братьях и сестрах по канве.
Диалог 3. Учащиеся получают задание познакомиться с семьей “французского друга” по его семейной фотографии. Учитель предупреждает, что это не должны быть просто вопросы и ответы, инициатива в репликах должна переходить от одного ученика к другому, следует употребить изученные ранее речевые образцы для того, чтобы расспросить, представить кого-то, выразить эмоции, употребить междометия, вводные слова, выражения оценочного характера, поддерживающие разговор.
Задание уровня П, т. к. это новая для учащихся ситуация, требующая употребления большей части изученного материала.
Задание уровня А, если буду присутствовать только вопросы и ответы.
Карточки с уточненными для каждого конкретного диалога критериями ответов раздаются учащимся перед тем, как они приступят к работе над диалогами в парах или группах, на подготовку дается фиксированное время, после чего заслушиваются по 2-3 пары или группы, остальные учащиеся оценивают выступающих и выставляют оценку в соответствии с требованиями. Затем все учащиеся выполняют диалог с учетом замечаний.
Основные критерии оценки диалога
- Соответствие содержания диалога заданию: реплики соответствуют ситуации и типу диалога, соблюдается логичность в следовании реплик.
- Взаимодействие в ведении беседы: умение начать, закончить разговор, адекватно реагировать на вопросы и комментарии, поддерживать разговор, сочетая обмен короткими репликами с более развернутым высказыванием, с выражением эмоций.
- Лексическое оформление речи: словарный запас соответствует поставленной задаче, правильное использование лексики, отсутствие грубых лексических ошибок.
- Грамматическое оформление речи: правильное использование изученных грамматических образцов.
- Темп и выразительность речи, правильные произношение и интонация, отсутствие грубых фонематических ошибок.
Дополнительная схема оценивания диалога 1
(диалог этикетного характера)1.Содержание.
1.1. Представление приехавшей “подруги”
присутствующим на вокзале родственникам
состоялось.
1.2. Выполнены все аспекты задания: приветствие,
знакомство.
1.3. Высказывания связные, их последовательность
логична.
1.4. Выдержаны нормы речевого этикета, характерные
для ситуаций “Встреча со знакомым ровесником,
“Знакомство со взрослым, с ровесником”.
2. Взаимодействие с собеседником.
2.1. Инициирует беседу: начинает с приветствия,
спрашивает, как дела, представляет членов своей
семьи.
2.2. Поддерживает разговор: сочетает краткие
реплики с более развернутой информацией (“Вот
моя мама. Ее зовут…”, “Это мой брат. Ему … лет”).
2.3. Соблюдает очередность в обмене репликами.
3. Лексика: достаточность для выполнения задания; легкость в подборе; точность в употреблении.
3.1. Грамматика: грамматические структуры
употреблены без грубых ошибок.
3.2. Соблюдаются нормальный темп диалога, в целом
правильные интонация и произношение.
Дополнительная схема оценивания диалога 2 (диалог-расспрос)
1. Содержание.
1.1. Информация, позволяющая приготовить подарок для брата/сестры “французского школьника”, собрана.
1.2. Заданы все подходящие вопросы:
– о наличии брата или сестры
– о его/ее возрасте
– об интересах
– об имени
1.3. Реплики следуют логично.
1.4. Выдержаны нормы речевого этикета (как начать разговор, как поблагодарить за ответ).
2. Взаимодействие с собеседником.
2.1. Инициирует беседу: начинает разговор с просьбы ответить на вопросы, заканчивает разговор благодарностью за ответы.
2.2. Поддерживает разговор: реагирует на ответы, сочетает краткие реплики с более развернутой информацией (“Здорово! Мой брат тоже…”)
2.3. Соблюдает очередность в обмене репликами.
3. Лексика: достаточность для выполнения задания; легкость в подборе; точность в употреблении.
4. Грамматика: грамматические структуры употреблены без грубых ошибок.
5. Соблюдаются нормальный темп диалога, в целом правильные интонация и произношение.
Дополнительная схема оценивания диалога 3
(диалог-расспрос)1. Содержание.
1.1. Знакомство со всеми членами семьи “французского друга”, изображенными на фотографии, состоялось.
1.2. Обсуждены все аспекты, имеющие отношения к ситуации:
– кто из родственников
– где
– возраст
– имена
– интересы
– свойства характера
1.3. Реплики следуют логично.
1.4. Нормы вежливости при просьбе соблюдены.
2. Взаимодействие с собеседником.
2.1. Инициирует беседу: начинает разговор с просьбы показать фотографию, начинает запрос информации по фотографии, заканчивает разговор оценкой фотографии.
2.2. Поддерживает разговор, реагируя на информацию собеседника:
– употребляет уточняющие вопросы;
– выражает свою оценку услышанного или
увиденного: (“Твоя сестра красивая”);
– добавляет информацию о себе и своей семье,
используя средства логической связи: (“У меня
тоже есть…”, “К сожалению, у меня нет…”)
2.3. Соблюдает очередность в обмене репликами.
3. Лексика: достаточность для выполнения задания; легкость в подборе; точность в употреблении.
4. Грамматика: использует структуры повествовательных предложений, общих и специальных вопросов соответствии с грамматической нормой
5. Соблюдаются нормальный темп диалога, в целом правильные интонация и произношение.