Цели урока:
- Раскрыть суть дворцовых переворотов, как борьбу между различными группировками
- Показать рост дворянских привилегий
- Продолжить формирование образных и логических способностей учащихся: умений анализировать разнообразные исторические источники, рассуждать, объяснять понятия, аргументировать свою точку зрения о фактах прошлого.
Оформление:
На стенде: портреты императоров.
На доске: тема урока, запись “Петр I (1682-1725)”.
Оборудование: видеомагнитофон или проигрыватель дисков с записью программы Л.Парфенова “Намедни”.
План урока:
- Событий середины XVIII века. Введение понятия “дворцовые перевороты Итоги правления Петра Великого (краткая беседа). (5 минут).
- Обзор”. (5 минут)
- Ознакомление по учебнику с текстом и составление схемы: Кто правил, годы правления. Продолжить по образцу записи на доске. (10 минут)
- Просмотр фильма Л. Парфенова “Дворцовые перевороты”, “Ледяной дом” и ответы на вопросы по сюжету.(20 минут).
- Задача для выполнения домашнего задания: прочитать § 20, выписать в тетрадь: какие привилегии получили дворяне в годы дворцовых переворотов.
Ход урока
Запишем тему урока. На прошлых уроках мы изучали преобразования Петра Великого. Как вы можете оценить его деятельность? Свой ответ аргументируйте. Преобразования Петра I неоднозначно оценивали как его современники, так и его потомки. Как именно мы узнаем, когда познакомимся с документами на стр.231.
Задание:
Прочитайте оценку наследия Петра Великого его русскими современниками.
А) С их точки зрения, нужно ли им наследие Петра
I, надо ли потомкам его развивать?
Познакомьтесь с донесением английского посла
Финча о состоянии России (1741 год).
Б) Какова была судьба наследия Петра Великого, с
точки зрения английского посла, в годы дворцовых
противоречий?
(По одному документу наследие Петра нужно
продолжать, по другому – нужно забыть.)
Формулирование проблемы:
Были ли продолжены в эпоху дворцовых переворотов Начинания Петра Великого?
Задание: Просмотрите материал параграфа и продолжите схему, начатую на доске: кто правил и в какие годы.
Обратите внимание на новые понятия, встречающиеся в тексте:
- Дворцовые перевороты
- кондиции
- бироновщина
- фаворитизм
А сейчас мы просмотрим фрагменты программы Леонида Парфенова “Намедни”. По ходу просмотра вы будете отвечать на вопросы, лежащие перед вами. Часть вопросов составлена по содержанию параграфа. Поэтому сегодня на уроке мы не ответим на все из них. Мы сделаем это в следующий раз в качестве проверки знаний домашнего задания.
Домашнее задание: § 20, выписать в тетрадь: как расширялись привилегии дворян в период дворцовых переворотов. Подготовиться к проверочной работе по содержанию параграфа в рамках вопросов к видеофильму.
Дворцовые перевороты
Вопросы для повторения.
- Как назывался орган власти, который возвел на престол вдову Петра Великого Екатерину I? (Верховный тайный совет).
- Кто был президентом Военной коллегии, фактическим правителем России в 1725-1727 гг.?(А.Д.Меншиков)
- О ком из соратников Петра Великого А.С.Пушкин мог сказать: "Верная, но вороватая рука"? (А.Д. Меньшиков)
- Кем приходился Петру Великому Петр II? (внуком, сын Алексея).
- Кто такая Анна Иоанновна? (племянница Петра I, дочь Ивана Алексеевича, Курляндская герцогиня)
- Что такое "кондиции"? (Письменный договор между Верховным тайным советом и Анной Иоанновной, ограничивающий императорскую власть).
- Что такое "бироновщина"? (засилье немцев в России).
- Любимое занятие Бирона? (коневодство).
- Как называется способ передвижения с помощью лошадей?(гужевой транспорт).
- Удалось ли дворянской знати ограничить самодержавие при Анне Иоанновне? (нет).
- Как Анна Иоанновна увековечила военные победы Петра Великого? (были построены: фонтан Самсон, разрывающий пасть льва, каскад в Петергофе).
- Что означают фонтаны по представлениям Петра Первого? (торжество военных побед).
- Какие изменения в армии произошли при Анне Иоанновне?.(Введены отпуска для солдат, ограничены телесные наказания, созданы солдатские госпитали, создан Шляхетский Кадетский корпус для дворян).
- С какой целью в России были построены крепости Оренбург и Челябинск? (для защиты южных и восточных границ и казахов от нападения извне).
- Каковы достижения России в Русско-турецкой войне 1735-1739гг.? (Россия удержала Азов).
- Каковы достижения российской армии в Семилетней войне 1756-1763гг.? (русские заняли Восточную Пруссию, овладели Берлином).
- Итоги Семилетней войны для России? (Петр III вернул Фридриху II все завоеванные русскими территории).
- Насколько Петр III любил Россию? (не любил вообще).
- Что такое Ледяной дом? (Дворец фиктивного бракосочетания шутов Анны Иоанновны).
- Кто присутствовал на свадьбе в Ледяном доме? (по 2 представителя от каждой народности в нацоинальных костюмах).
- Оцените строительство Ледяного дома.(сумасбродство).
- Охарактеризуйте с точки зрения забав строительство Ледяного дома. (самая жестокая забава).
- При каком императоре Бирон был регентом?(Иване IV-внучатом племяннике Анны Иоанновны).
- Какова судьба Ивана IV? (став императором в младенчестве, лишился престола, был арестован с родственниками).
- Кто возглавлял Преображенский полк во время первого штурма Зимнего дворца? (Елизавета Петровна).
- В результате каких событий Елизавета Петровна попала на российский престол?( Дворцового переворота).
- Судьба Меншикова? (ссылка).
- Судьба Бирона? (ссылка).
- Назовите самые замечательные преобразования Елизаветы Петровны. (отмена смертной казни, открытие Академии художеств, Московского университета).
- За какие преступления Елизавета Петровна сохранила смертную казнь? (за "слово и дело" против государя).
- Что такое царская роскошь?(архитектурный стиль барокко,зимний дворец Расрелли).
- Что такое "елизаветинский стиль"?(стиль Растрелли, роскошь в архитектуре).
- Кто из российских императоров создал первый русский завод по изготовлению фарфора? (Елизавета).
- Кто фактически правил Россией при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне?(их фавориты).
- Почему все верхи российского общества объединились вокруг Екатерины II против Петра III?