Цель урока: Создать условия по усвоению учащимися терминологии применяемой при выполнении утюжильных работ, через работу в группах.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятиями, которые применяются при влажно-тепловой обработке.
- Сформировать понимание правильности использования их при работе с тканью.
Оборудование: программа SMART Notebook 10, компьютер, проектор, экран, программа SmartBoard
Материалы: Комплект образцов из ткани – один на группу. В комплекте 5 образцов по количеству изучаемых терминов, на каждом образце прикреплен номер:
- на образце разутюжить
- на образце заутюжить
- на образце декатировать
- на образце приутюжить
- на образце отутюжить
Всего 3 комплекта; 3 комплекта карточек с надписью терминов.
Методическое сопровождение при работе с файлом Notebook (приложение 5)
Ход урока
1. Организационный момент (страница 1)
Учитель: Добрый день ребята!
Скажите, вы любите путешествовать? Замечательно, я тоже люблю. Вопрос: А отправляясь в путешествие в незнакомую страну, что нужно знать о ней?
Ответы учащихся - язык, традиции, как одеваются жители.
Учитель: Из того, что вы перечислили, попробуйте выделить главное, что необходимо в первую очередь знать?
Ответы учащихся - язык.
Учитель: А какие языки вы знаете?
Ответы учащихся: Русский, немецкий, английский….
Учитель: Здорово! Раз вы любите путешествовать, давайте отправимся в путешествие в страну «Утюжения» (приложение 6)
2. Постановка учебной задачи
Учитель: А интересно, на каком языке разговаривают жители страны «Утюжения»?.... Вы знаете?
Ответы учащихся: Нет.
Учитель: А вам бы хотелось его узнать?
Ответы учащихся: Да
Учитель: Так что на уроке сегодня предстоит сделать?
Ответы учащихся: Выучить язык страны «Утюжения».
Учитель: Правильно, задача нашего урока: выучить язык страны «Утюжения»
3. Изучение нового материала
Учитель: В этом нам поможет главный смотритель страны. Как его зовут, сейчас узнаем.
Загадка:
То взад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе
Продырявит море
Ответ учащихся: утюг
Учитель: У главного смотрителя есть помощница. А как её зовут?
Ответ учащихся: гладильная доска. (Учитель на ИД их открывает).
Учитель: Главный смотритель, понимая, что язык его страны сложный передал мне свою подсказку (приложение 1) и главный символ страны (приложение 2) (учитель показывает его ребятам – это изображение утюга). Подсказка и символы лежат у вас на столах. Ознакомьтесь с ними.
При изучении языка за каждый правильный ответ, команда получает символ от главного смотрителя, используя прием жестов:
- рука вытянутая вперед, большой палец вверх (здорово) – получаем символ;
- рука согнута в локте, ладошкой вперед (надо постараться)
Учитель: Как работаем в группах?
У вас на столах лежат пять образцов, на которых прикреплены номера и отдельно пять терминов (приложение 3), которые являются главными словами жителей страны «Утюжения». Ваша задача: работая в группе, используя подсказку главного смотрителя, определить и соотнести термин соответствующему образцу. Аргументировать свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает символ, взяв его из коробочки, используя прием жестов. Ребята обратите внимание на доску. (Написано на доске). Приложение 4
Если команда набрала 5 символов –5 баллов
Если команда набрала 4 символа –4 балла
Если команда набрала 3 символа –3 балла
Время на работу 10 минут. По окончании работы подайте сигнал. Задача понятна? Тогда приступаем к работе.
Ребята самостоятельно работают в группах. Учитель следит за работой групп. Если группы не справляются, то учитель дает им свою подсказку: назовите корень в слове «Утюжение», если этот корень в терминах, лежащих на столах? Что означают приставки – при, раз, от. Используя подсказку от смотрителя и учителя, ребята соотносят все и определяют где какой термин.
Учитель: Я рада, что вы справились с поставленной задачей. Начнем обсуждение - Первый образец – какой термин вы ему определили? Первая группа ваш ответ…, вторая группа…., третья группа.. . А почему, по каким признакам вы это поняли? (Идет обсуждение)
Учитель: Правильно – Разутюжить – разложить припуски шва на две стороны и закрепит их в таком положении (работа со второй страницей ИД, открывая в первой строчке первую ячейку, потом вторую )
Второй образец – какой термин вы ему определили? Первая группа ваш ответ…, вторая группа…., третья группа.. (Идет обсуждение) Правильно – Заутюжить – разложить припуски шва в одну сторону и закрепить их в таком положении (работа со второй страницей ИД, открывая во второй строчке первую ячейку, потом вторую )
Учитель: Третий образец - какой термин вы ему определили? Первая группа ваш ответ…, вторая группа…., третья группа.. (Идет обсуждение) Правильно – Декатировать – обработать ткань паром для предотвращения последующей усадки (работа со второй страницей ИД, открывая в третьей строчке первую ячейку, потом вторую)
Четвертый образец - какой термин вы ему определили? Первая группа ваш ответ…, вторая группа…., третья группа…(Идет обсуждение) Правильно – Приутюжить – уменьшить толщину шва или изделия (работа со второй страницей ИД, открывая в четвертой строчке первую ячейку, потом вторую)
Пятый образец - какой термин вы ему определили? Первая группа ваш ответ…, вторая группа…., третья группа…( Идет обсуждение) Правильно – Отутюжить – убрать замины, заломы на ткани или провести окончательную влажно-тепловую обработку изделия (работа со второй страницей ИД, открывая в пятой строчке первую ячейку, потом вторую )
Учитель: Я рада, что понимание языка страны «Утюжения» у вас произошло. Молодцы.
4. Закрепление изученного материала
Учитель: Проверим полученные знания? (страница 3)
Допишите термин. (Учитель работает со страницей 3 вместе с ребятами на ИД) Молодцы справились успешно и с этой работой.
А как в разговорной речи? Выберите правильное действие из предложенных в скобках и подставьте в предложение. (Учитель использует волшебное перо, которым выделяет правильный ответ, работая на странице 4 ИД)
5. Рефлексия
Учитель: Давайте вернемся к задаче, поставленной в начале урока. Напомните мне ее.
Ответы учащихся: «Выучить язык страны «Утюжения».
Учитель: Мы с ней справились?
Ответы учащихся: Да
Учитель: А трудно было изучать язык? С какими проблемами столкнулись. Как их решали?
Ответы учащихся.
Учитель: Я рада, что вы справились с трудностями, поняли язык жителей страны «Утюжения». Сколько символов набрала 1-я группа? Сколько символов набрала 2-я группа? Сколько символов набрала 3-я группа? Эти баллы мы учтем на следующем уроке, когда будем изучать законы (правила) жителей страны «Утюжения»
Учитель: А сейчас обсудите в группе, кто особенно помог вашей группе добиться успеха.
Выступления от групп
Учитель: А зачем нам нужно знания, полученные на уроке, где они нам могут пригодиться?
Ответы учащихся
Учитель: Спасибо всем за урок.
Литература:
- Технология»: Учебник для учащихся 5 класса. Под ред. В.Д. Симоненко. М., «Вентана-Граф», 2005 год.