Цели:
- Создать условия для закрепления знаний по правописанию буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- Способствовать формированию умения выделять главное, сопоставлять, сравнивать, включать в систему имеющихся знаний, осуществлять самоконтроль;
- Воспитывать аккуратность, интерес к изучению родного языка.
Тип урока: Урок обобщения и закрепления знаний и способов действий.
Структура (план) урока:
- Организационный момент.
- Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
- Определение темы урока и постановка целей урока. Обобщение знаний и способов действий.
- Закрепление знаний и способов действий
- Физкультминутка.
- Применение знаний и способов действий.
- Информация о домашнем задании.
- Итог урока, рефлексия.
Ход урока
1. Организация начала занятия.
Приветствуем всех, кто время нашёл.
И сегодня на урок к нам пришёл!
– Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
2. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.
(Обеспечение мотивации учения школьников. Организация внимания детей.)
Минутка чистописания:
Чистописание: ж ш ч щ ж ш ч щ
– Оцените свою работу. Над буквой, которая по вашему мнению кажется написана лучше, чем все остальные поставьте точку зелёной пастой.
– А почему на минутке чистописания мы прописывали именно эти буквы?
– Что вы знаете о звуках, которые обозначают данные буквы? (Звуки [Ж], [Ш] всегда твёрдые. Звуки [Ч], [Щ] всегда мягкие.)
– Девизом урока предлагаю–пословицу.
«Пишут не пером, а умом»
– Как вы понимаете значение пословицы?
Словарная работа:
– На доске написаны слова. Наша задача – записать эти слова, вставить пропущенные буквы и поставить ударение.
Стр-жи, м-лыши, пл-ща-ка, ут-щу, св-ча, схв-чу, тиш-на.
У доски работает 1 ученик, остальные выполняют работу в тетрадях.
Проверка
Ученик выполнявший задание у доски рассказывает, остальные обмениваются
тетрадями с соседом и проверяют правильность выполнения задания с доской. (Если
допущена ошибка исправляют карандашом)
– Что вы заметили общего в этих словах? (В словах присутствуют согласные буквы из минутки чистописания.)
3. Подготовка к определению темы урока.
– Подумайте, какое слово можно назвать лишним? (Тишина)
(Правописание безударной гласной буквы и проверить нельзя.)
– Что вы знаете про написание данного буквосочетания?
– Какие ещё знаете буквосочетания, написания которых нельзя проверить? (ча-ща, чу-щу, жи-ши)
4. Определение темы урока и постановка целей урока.
– На прошлых уроках, мы с вами познакомились с написанием буквосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
– Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
– Сегодня на уроке мы будем закреплять наши знания по написанию данных буквосочетаний в словах и применять свои знания на практике.
5. Обобщение знаний и способов деятельности.
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
– А сейчас будем отгадывать загадки. Слова-отгадки запишем в тетрадь, выделяя орфограммы.
Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их … (Лыжи).На четыре ноги
Надевали сапоги.
Перед тем, как надевать
Стали обувь надувать. (Шины.)Ночь. Но если я захочу,
Щёлкну раз – и день включу. (Выключатель.)Стоит Антошка
На деревянной ножке,
Руки из палки,
В руках мочалки. (Чучело.)Из горячего колодца
Через нос водица льётся. (Чайник.)
6. Применение знаний и способов действий.
Презентация к уроку. Приложение 1 (работа с текстом – самостоятельная работа).
7. Информация о домашнем задании.
Учебник стр.130 упр. 172
8. Итог урока, рефлексия.
1. Подведение итогов урока.
– Вернёмся к девизу нашего урока «Пишут не пером, а умом»
– Только ли для нас важно красиво писать на уроке?
2. Оценка работы класса и активно работавших детей.
– Закончите фразу:
- Сегодня на уроке научился…
- Мне понравилось…
- Было интересно…
- Знания, полученные на урок, пригодятся мне…
- Своей работой на уроке я… (доволен или нет)