Вычислительные таблицы. Расчеты в Excel. 7-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 7


Цели:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
  • расширить представления учащихся о табличных информационных моделях;
  • закрепить навыки создания таблиц;
  • расширять представление о вычислительных таблицах;
  • сформировать умения выполнения простейших вычислений в таблицах.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить представления учащихся о табличных информационных моделях;
  • изучить способы заполнения, построение и выполнения вычислений в таблицах;
  • сформировать навыки самостоятельной работы;
  • систематизация полученных знаний.

Развивающие:

  • развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели,

Воспитательные:

  • воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

Вид урока: урок формирования новых знаний и выработки практических умений ​и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:

  • компьютеры;
  • комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
  • презентация (Приложение 1)

Основные понятия:

  • табличная информационная модель,
  • вычислительная таблица,
  • формула.

Ход урока

1. Актуализация и проверка усвоения изученного материала

1. На прошлом уроке мы говорили о вычислительных таблицах. Обсуждаются вопросы:

Что называется вычислительной таблицей вычислительной таблицей.

Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего».

В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл.

Пример 1:

Товар Цена, руб. Количество Стоимость
Тетрадь, 12 л., клетка 3 10 30
Тетрадь, 12 л., линейка, косая 2,5 10 25
Альбом для рисования, 8 л. 5 4 20
Карандаши цветные «Зарница», 6 шт. 20 1 20
Авторучка 5 6 30
Карандаш простой 1 6 6
Цветная бумага, 8 цв. 12 2 24
Итого: 39 155

Эта таблица относится к типу ОС. Значения в графе «стоимость» вычислены по формуле: цена х количество.

Самое главное:

Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего».

В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл.

2. Формирование новых знаний и выработки практических умений ​и навыков.

Задание 1. Клумбы (Работа в готовой презентации)

С помощью таблицы решим следующую задачу.

На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равносторонний треугольник со сторонами 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, ее стороны 3, 4 и 5 метров. Стороны третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра. Четвертная клумба представляет собой равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Стороны пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.

Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?

Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?

Составляется таблица и в неё заносятся данные из условия задачи.

Клумба

Размеры

Сторона 1, м Сторона 1, м Сторона 1, м Периметр, м
1 5 5 7
2 3 4 5
3 4 3 3
4 4 4 4
5 7 5 7
Итого:

Решение данной задачи

Шаг1.

Клумба

Размеры
Сторона 1, м Сторона 1, м Сторона 1, м Периметр, м
1 5 5 7 =стр1+стр2+стр3
2 3 4 5
3 4 3 3
4 4 4 4
5 7 5 7
Итого:

Шаг2

Клумба Размеры
Сторона 1, м Сторона 1, м Сторона 1, м Периметр, м
1 5 5 7 =17
2 3 4 5 =12
3 4 3 3 =10
4 4 4 4 =12
5 7 5 7 =19
Итого: =кл1+кл2+кл3+кл4+кл5

Шаг3

Клумба Размеры
Сторона 1, м Сторона 1, м Сторона 1, м Периметр, м
1 5 5 7 =17
2 3 4 5 =12
3 4 3 3 =10
4 4 4 4 =12
5 7 5 7 =19
Итого: =70

Шаг 4. Используя полученные данные ответим на вопросы:

Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?
Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?

3. Физкультминутка

  • Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
  • Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
  • Проводят физкультминутку на 12–20 минуте от начала урока.
  • Продолжительность 1–2 минуты.
    (Проводится электронная физкультминутка для глаз.)

4. Практическая работа. Решение задач с использованием готовых таблиц в файле Excel (Приложение 2)

Задача 1. Веселые человечки. Путешествия

Во время каникул веселые человечки отправились путешествовать на разных видах транспорта. Незнайка проплыл 50 км на пароходе, проехал 40 км на поезде и пролетел 100 км на самолете. Поэт Цветик проплыл на пароходе 100 км и проехал на поезде 20 км. Торопыжка пролетел на самолете 200 км и проехал поездом 10 км. Доктор Медуница проехала на поезде 30 км и проплыла на пароходе 60 км.

Какое расстояние проехал каждый из человечков какое расстояние все человечки вместе проехали на каждом виде?

Задача 2. Веселые человечки. Пирожки

Веселые человечки решили сходить в поход. Пончик испек для всех пирожки с мясом, яблоками, капустой и повидлом и разложил их по пакетам, кулькам и коробкам. Пирожков с мясом оказалось 3 коробки, 2 кулька и 3 пакета. Пирожков с яблоками – 5 пакетов, 1 кулек и 2 коробки. Пирожков с повидлом – 6 кульков и 1 коробка. Пирожков с капустой – 2 пакета, 1 коробка и 1 кулек. В коробку вмещается 20 пирожков, в пакет – 25, в кулек – 15.

Сколько всего пирожков испек Пончик и сколько среди них было пирожков каждого сорта; сколько пирожков было уложено в упаковку каждого вида?

Задача 3. Веселые человечки. Горючее

Как известно, автомобиль, изобретенный Винтиком и Шпунтиком, работает не на бензине, а на газировке разных сортов. Готовясь к путешествию, Незнайка закупил 10 литров кока-колы, 5 литров лимонада и 10 литров фанты. Винтик и Шпунтик вместе купили 10 литров лимонада и 10 литров фанты. Торопыжка – 5 литров фанты, 10 – кока-колы и 10 – лимонада. Поэт Цветик – 20 литров фанты.

Сколько всего литров горючего купил каждый из человечков, сколько это стоило и какое расстояние можно проехать на этом горючем; сколько всего горючего всех видов было куплено всеми человечками?

5. Подведение итогов, выставление оценок.

Оценки выставить всем ученикам за работу на уроке и выполнение практической работы.

При подведении итогов отметить все ли получилось, какие трудности встречались в процессе работы? Достигнута ли цель урока?

6. Домашнее задание

§2.7 (стр. 75 – 78);

7. Рефлексия (Слайд 20)

У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:

Зеленая – Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.

Желтая – Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная – Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

Литература:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 229 с.:ил.– ISBN : 978-5-9963-0092-1..
  2. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 320 с.: ил.