Урок информатики и ИКТ по теме "Система – это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации". 5-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 5


Эпиграф:

«Приходится попотеть, чтобы достичь совершенства, но минутное совершенство оправдывает все усилия».
Современный американский писатель и журналист Чак Паланик

Цели:

  • акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей её содержания;
  • дать самое общее представление о систематизации и поиске информации.

Основные понятия:

  • информация;
  • обработка информации;
  • систематизация;
  • сортировка (упорядочение) – по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности;
  • поиск.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация (Приложение 1), информационные листы, карточки, схемы.

Ход урока

1. Актуализация знаний

(Класс поделен на две группы: по 5 человек. У каждой группы на столах разбросаны беспорядочно разные школьные принадлежности: ручки, карандаши, тетрадки, учебники.)

Учитель: Добрый день! Ребята, давайте проверим нашу готовность к уроку. У меня к вам просьба навести порядок на своих столах.

Учащиеся: Складывают книги к книгам, тетради к тетрадям, ручки к ручкам и т.д., сопровождая свои действия комментариями.

Учитель: Ну вот, порядок на ваших столах восстановлен! А теперь из нашего времени мы перенесемся в 18 век, в дом шведского ученого, «князя» ботаники Карла Линнея, который тоже пытался навести порядок… в своем комоде. Давайте послушаем его разговор с женой Сарой-Лизой.

(Учащиеся инсценируют разговор ученого с женой.)

Линней (усмехаясь). Кто так укладывает белье? Нужен, порядок. Отряд – рубашки, род – мужские, виды – дневные, парадные, ночные.

Сара-Лиза (всплеснув руками). Да кто же так делает? У тебя по всем ящикам мое и твое белье перепутано?

Линней: Система – это великое дело!

Сара-Лиза: Ну и наводи ее в своих папках, а тут я хозяйка.

Линней (ворча). Из женщины никогда не выйдет порядочного систематика. Хороша система! В одном ящике ее белье, в другом – мое. Выходит так: отряд – белье Сары –Лизы, род… род… Нету рода! (Восклицает, хватаясь за голову). Нету рода! Хороша система! Хороша сортировка! Нет ни какой систематизации!

Сара-Лиза: Займись лучше своими папками.

Учитель: Как вы считаете, кто прав в этом споре: Линней или Сара-Лиза? (Обсуждают).

После обсуждения ученики приходят к выводу, что они не могут отдать предпочтение кому-либо из супругов, поскольку не вполне понимают, чего, собственно, добивался Линней и что означают такие понятия как система? систематизация, поиск? (Дети самостоятельно делают вывод).

Учитель: Правы обе группы, но чтобы ответить на вопрос кто из них прав, а кто нет, нам наверное не хватает знаний, информации.

Таким образом, обозначился круг вопросов, которые решено рассмотреть на сегодняшнем уроке «Понятие о систематизации и поиске информации как изменении формы представления информации».

Учитель: Итак, чтобы помочь разобраться в этом споре, я предлагаю вам обратиться к словарям русского языка С.И. Ожегова и В.И. Даля для нахождения ответа на вопрос: что такое система, систематизация, сортировка.

Задание 1. Найдите в словарях толкование слов: система, сортировка и систематизация. (1 группа находит значения этих слов в словаре Ожегова, 2 группа – в словаре Даля, затем сравнивают и делают вывод).

Система – это…
Систематизация – это…

Учитель: В обоих словарях даны разные трактовки значений этих слов, но обозначают они одно и тоже, т.е. система, систематизация – это построение порядка в окружающем нас мире.

Итак, ребята, мы с вами только что разобрались в значениях слов, нам незнакомых и теперь можем сделать вывод в споре ученого и его жены. Так кто же прав?

Ученики: Прав – Линней, так как он хотел привести все вещи дома в порядок с точки зрения ученого ботаника, права и его жена, которая систематизировала вещи по другому признаку как домохозяйка.

Учитель: Дети, но не только Линей занимался систематизацией в ботанике, но и другими величайшими ученными древнего мира проводилась большая работа в этом направлении в разных областях науки, в математике все понятия систематизировал древнегреческий ученый Евклид в своей работе «Начала» он изложил систематизацию основных математических понятий и аксиом.

В биологии таким ученым стал Линней, в истории – Гомер, в физике Ньютон и Эйнштейн, которые имели два взгляда на развитие физических процессов в природе.

Линней, Гомер, Евклид и др. каждый в свое время предприняли первые попытки систематики, сортировки и создали свои труды. В настоящее время в наше время существует современная наука, которая применима во всех науках и областях.

Учитель: Вам дорогие друзья предстоит в будущем познакомиться с этими системами, с тем по каким признакам и группам проводились различные систематизации и сортировки, классификации.

Учитель: Представьте себе поход в библиотеку за нужной книгой, а в ней все книги расположены по цвету переплета: первый ряд – книги с синим переплетом, второй – с красным, третий – с черным и т.д. В библиотеке от этого разноцветия было очень красиво, уютно, на мою просьбу дать мне книгу М.Ю. Лермонтова «Кавказский пленник» библиотекарь замешкалась и долго не могла найти мне эту книгу.

Как вы думаете в чем дело?

Ученики: Дело в том, что книги были систематизированы не по алфавиту, а по цвету переплета, что совсем не важно, для того чтобы быстро найти нужную книгу.

Учитель: Следует отметить также, что в свою очередь каждая группа может быть разбита на более мелкие части по какому-нибудь другому признаку. Например, по году издания: старые (изданные и созданные до 2010 года) и новые (изданные в 2010 году и позднее).

Такое деление называют систематизацией (информации, данных, предметов и т.д.).

Учитель: Приведите примеры где вы встречались со систематизацией, классификацией, сортировкой.

Ученики: Систематизированы по темам экспонаты в залах музея, книги по алфавиту в библиотеке, товары в магазине, поезда в расписании и т.д.

Учитель: Мне хочется привести следующий пример: Окружающие нас объекты (предметы, явления, существа) можно систематизировать различными способами. На какие группы можно разделить все окружающие нас объекты?

Ученики: Их можно разделить на (созданные человеком) объекты или техногенные и созданные природой или природные объекты.

Учитель: А на какие группы можно разделить природные объекты?

Ученики: На неживые и живые объекты.

Учитель: Для облегчения поиска внутри каждого блока информация сортируется, т.е. размещается в определенном порядке (упорядочивается).

Чаще всего используются следующие виды сортировки:

  • (в порядке следования букв в алфавите) – дают ответ дети: по алфавиту;
  • (в порядке возрастания или убывания чисел)– по номерам;
  • (по дате и времени) – в хронологической последовательности.

Учитель: Приведите примеры, где используются эти виды сортировки?

Ученики: Приводят примеры из жизни: например, в алфавитном порядке составляются списки учащихся в классных журналах, в порядке убывания роста строятся школьники на уроках физкультуры, в хронологической последовательности изучаются события на уроках истории.

Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами попытаемся выполнить практические задания на закрепление полученных знаний о систематизации и сортировке при выполнении следующих заданий на ПК, поэтому я попрошу вас занять свои места за компьютерами.

Задание 2. Откройте папку на рабочем столе, которая называется «Задания к уроку».

В задании № 2 в документе Microsoft Word упорядочьте информацию в алфавитном порядке.

Название района Районный центр
Буденновский Буденновск
Степновский Степное
Нефтекумский Нефтекумск
Арзгирский Арзгир
Туркменский Летняя Ставка

Задание 3. Проведите хронологическую последовательность образования сел нашего района.

Год образования Название села
1876 Арзгир
1913 Родниковское
1912 Каменная Балка
1869 Башанта
1905 Серафимовское
1904 Петропавловское
1906 Новоромановское
1912 Садовое
1927 Чограйский

Учитель: Для чего нам необходимо знать хронологию рождения сел нашего района?

Ученики: Это наша Малая Родина и мы должны знать историю своего района, своего села, а также для того, чтобы все было в порядке, в системе.

Задание 4. Проведите систематизацию предыдущего задания в алфавитном порядке названий сел.

Год образования Название села
1912 Каменная Балка
1869 Башанта
1876 Арзгир
1906 Новоромановское
1905 Серафимовское
1913 Родниковское
1912 Садовое
1927 Чограйский
1904 Петропавловское

Учитель: А сейчас я попрошу вас занять свои места за партами.

Учитель: Ребята, т.к. мы работали за компьютерами и наши глаза устали, немножко отдохнем и снимем усталость глаз, для этого во время разминки будем следить глазами за движением животных на слайдах. ( Физминутка для глаз и концентрации внимания).

Учитель: Ну вот, мы с вами немного отдохнули, а теперь продолжаем. Ребята, мы с вами находили значения слов в словарях Ожегова и Даля. Как вы думаете, чем мы занимались при выполнении этого задания?

Учащиеся: Поиском информации.

Учитель: А где мы еще встречаемся с поиском информации? Когда, при выполнении чего? И для чего мы занимаемся поиском информации?

Ученики: В библиотеках, в Интернете, в энциклопедиях, и т.д.

Учитель: Поиск информации – еще один важный вид обработки информации. Мы осуществляем поиск информации, когда ищем нужное слово в словаре или читаем книгу с целью что-то узнать новое. Поиск информации – это также и обращение в справочную службу (09) для того чтобы узнать номер нужного нам телефона. Существуют целые организации и службы, созданные с целью поиска информации. Так, космические спутники, постоянно снимают данные о различных явлениях, происходящих на поверхности Земли, и посылают их в специальные учреждения. Там полученные данные обрабатывают и получают информацию о лесных пожарах, наводнениях и других стихийных бедствиях, чтобы вовремя оказать необходимую помощь пострадавшим.

Поиск информации обычно производится в некотором хранилище информации – телефонном справочнике, словаре, энциклопедии, сети Интернет. Из всего множества представленной там информации вам необходимо выбрать нужную, удовлетворяющую некоторым требованиям – телефон одноклассника, перевод слова «открытие» на английский язык, годы жизни полководца Суворова, стоимость нужной вам модели роликовых коньков.

Вывод: Поиск и систематизация информации тесно связаны между собой. Если информация в хранилище систематизирована, то ее поиск осуществляется достаточно быстро. При отсутствии сортировки и систематизации эти операции повторяются многократно, в итоге мы имеем потери рабочего времени.

Учитель: Где же применим эти знания? Всюду, в нашей повседневной жизни, дома, на уроках, в будущем.

Итак, система – это хаос или порядок?

Ученики: Порядок.

И поэтому я вам предлагаю следующее домашнее задание:

3. Домашнее задание

§1.13 с.48-50, вопросы 1-4 с.51;

Информационный проект «Мусор от А до Я».

Во всем цивилизованном мире выброс мусора –это систематизация, сортировка, т.е. все по своим контейнерам: для бумаги, для полиэтилена, для стекла и т.д. Очень плохо, что мы так не делаем. Значит, мусор тоже надо систематизировать. И поэтому в качестве домашнего задания я вам предлагаю работу над информационным проектом, который назовем «Мусор от А до Я». В течение недели, т.е. к следующему уроку информатики вы будете собирать и систематизировать информацию о различных отходах, которые вы наблюдали на улицах, в школе, дома, используя следующий алгоритм: название, ущерб природе и человеку, пути разложения и уничтожения, способы и масштабы вторичного использования. На основе собранного и систематизированного материала составьте «Энциклопедию мусора» и познакомите с ней своих одноклассников, и младших школьников.

Задание со слайда распечатано и раздается детям на дом.

Учитель: А сейчас мы с вами на практике попробуем перейти от хаоса к порядку.

4. Проектная работа

Учитель: Из заготовок составить минипроект по теме: «Поиск, сортировка и систематизации информации». Вам, ребята, розданы абсолютно одинаковое количество карточек, с абсолютно одинаковыми надписями, которые так или иначе относятся к информатике, компьютерам и информации. Ваша задача найти нужную информацию, систематизировать ее и защитить минипроект по темам:

1 группа: НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ.
2 группа: УСТРОЙСТВА ВВОДА И ВЫВОДА ИНФОРМАЦИИ.

5. Защита проектов

Учитель: Как же из хаоса получился порядок?
Ученики:
В результате систематизации и сортировки по главному принципу.

6. Рефлексия

Учитель: Ребята, используя рефлексивный экран, каждый из вас, выскажите, пожалуйста, своё мнение о нашем занятии, дополнив понравившиеся вам данные фразы своими мыслями.

Ребята записывают на своих карточках, некоторые из них читают, что у них получилось, а затем все прикрепляют свои листики магнитами на доске.

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Учитель: Спасибо за урок!