Эпиграф:
«Приходится попотеть, чтобы достичь совершенства,
но минутное совершенство оправдывает все усилия». |
Цели:
- акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей её содержания;
- дать самое общее представление о систематизации и поиске информации.
Основные понятия:
- информация;
- обработка информации;
- систематизация;
- сортировка (упорядочение) – по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности;
- поиск.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация (Приложение 1), информационные листы, карточки, схемы.
Ход урока
1. Актуализация знаний
(Класс поделен на две группы: по 5 человек. У каждой группы на столах разбросаны беспорядочно разные школьные принадлежности: ручки, карандаши, тетрадки, учебники.)
Учитель: Добрый день! Ребята, давайте проверим нашу готовность к уроку. У меня к вам просьба навести порядок на своих столах.
Учащиеся: Складывают книги к книгам, тетради к тетрадям, ручки к ручкам и т.д., сопровождая свои действия комментариями.
Учитель: Ну вот, порядок на ваших столах восстановлен! А теперь из нашего времени мы перенесемся в 18 век, в дом шведского ученого, «князя» ботаники Карла Линнея, который тоже пытался навести порядок… в своем комоде. Давайте послушаем его разговор с женой Сарой-Лизой.
(Учащиеся инсценируют разговор ученого с женой.)
Линней (усмехаясь). Кто так укладывает белье? Нужен, порядок. Отряд – рубашки, род – мужские, виды – дневные, парадные, ночные.
Сара-Лиза (всплеснув руками). Да кто же так делает? У тебя по всем ящикам мое и твое белье перепутано?
Линней: Система – это великое дело!
Сара-Лиза: Ну и наводи ее в своих папках, а тут я хозяйка.
Линней (ворча). Из женщины никогда не выйдет порядочного систематика. Хороша система! В одном ящике ее белье, в другом – мое. Выходит так: отряд – белье Сары –Лизы, род… род… Нету рода! (Восклицает, хватаясь за голову). Нету рода! Хороша система! Хороша сортировка! Нет ни какой систематизации!
Сара-Лиза: Займись лучше своими папками.
Учитель: Как вы считаете, кто прав в этом споре: Линней или Сара-Лиза? (Обсуждают).
После обсуждения ученики приходят к выводу, что они не могут отдать предпочтение кому-либо из супругов, поскольку не вполне понимают, чего, собственно, добивался Линней и что означают такие понятия как система? систематизация, поиск? (Дети самостоятельно делают вывод).
Учитель: Правы обе группы, но чтобы ответить на вопрос кто из них прав, а кто нет, нам наверное не хватает знаний, информации.
Таким образом, обозначился круг вопросов, которые решено рассмотреть на сегодняшнем уроке «Понятие о систематизации и поиске информации как изменении формы представления информации».
Учитель: Итак, чтобы помочь разобраться в этом споре, я предлагаю вам обратиться к словарям русского языка С.И. Ожегова и В.И. Даля для нахождения ответа на вопрос: что такое система, систематизация, сортировка.
Задание 1. Найдите в словарях толкование слов: система, сортировка и систематизация. (1 группа находит значения этих слов в словаре Ожегова, 2 группа – в словаре Даля, затем сравнивают и делают вывод).
Система – это…
Систематизация – это…
Учитель: В обоих словарях даны разные трактовки значений этих слов, но обозначают они одно и тоже, т.е. система, систематизация – это построение порядка в окружающем нас мире.
Итак, ребята, мы с вами только что разобрались в значениях слов, нам незнакомых и теперь можем сделать вывод в споре ученого и его жены. Так кто же прав?
Ученики: Прав – Линней, так как он хотел привести все вещи дома в порядок с точки зрения ученого ботаника, права и его жена, которая систематизировала вещи по другому признаку как домохозяйка.
Учитель: Дети, но не только Линей занимался систематизацией в ботанике, но и другими величайшими ученными древнего мира проводилась большая работа в этом направлении в разных областях науки, в математике все понятия систематизировал древнегреческий ученый Евклид в своей работе «Начала» он изложил систематизацию основных математических понятий и аксиом.
В биологии таким ученым стал Линней, в истории – Гомер, в физике Ньютон и Эйнштейн, которые имели два взгляда на развитие физических процессов в природе.
Линней, Гомер, Евклид и др. каждый в свое время предприняли первые попытки систематики, сортировки и создали свои труды. В настоящее время в наше время существует современная наука, которая применима во всех науках и областях.
Учитель: Вам дорогие друзья предстоит в будущем познакомиться с этими системами, с тем по каким признакам и группам проводились различные систематизации и сортировки, классификации.
Учитель: Представьте себе поход в библиотеку за нужной книгой, а в ней все книги расположены по цвету переплета: первый ряд – книги с синим переплетом, второй – с красным, третий – с черным и т.д. В библиотеке от этого разноцветия было очень красиво, уютно, на мою просьбу дать мне книгу М.Ю. Лермонтова «Кавказский пленник» библиотекарь замешкалась и долго не могла найти мне эту книгу.
Как вы думаете в чем дело?
Ученики: Дело в том, что книги были систематизированы не по алфавиту, а по цвету переплета, что совсем не важно, для того чтобы быстро найти нужную книгу.
Учитель: Следует отметить также, что в свою очередь каждая группа может быть разбита на более мелкие части по какому-нибудь другому признаку. Например, по году издания: старые (изданные и созданные до 2010 года) и новые (изданные в 2010 году и позднее).
Такое деление называют систематизацией (информации, данных, предметов и т.д.).
Учитель: Приведите примеры где вы встречались со систематизацией, классификацией, сортировкой.
Ученики: Систематизированы по темам экспонаты в залах музея, книги по алфавиту в библиотеке, товары в магазине, поезда в расписании и т.д.
Учитель: Мне хочется привести следующий пример: Окружающие нас объекты (предметы, явления, существа) можно систематизировать различными способами. На какие группы можно разделить все окружающие нас объекты?
Ученики: Их можно разделить на (созданные человеком) объекты или техногенные и созданные природой или природные объекты.
Учитель: А на какие группы можно разделить природные объекты?
Ученики: На неживые и живые объекты.
Учитель: Для облегчения поиска внутри каждого блока информация сортируется, т.е. размещается в определенном порядке (упорядочивается).
Чаще всего используются следующие виды сортировки:
- (в порядке следования букв в алфавите) – дают ответ дети: по алфавиту;
- (в порядке возрастания или убывания чисел)– по номерам;
- (по дате и времени) – в хронологической последовательности.
Учитель: Приведите примеры, где используются эти виды сортировки?
Ученики: Приводят примеры из жизни: например, в алфавитном порядке составляются списки учащихся в классных журналах, в порядке убывания роста строятся школьники на уроках физкультуры, в хронологической последовательности изучаются события на уроках истории.
Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами попытаемся выполнить практические задания на закрепление полученных знаний о систематизации и сортировке при выполнении следующих заданий на ПК, поэтому я попрошу вас занять свои места за компьютерами.
Задание 2. Откройте папку на рабочем столе, которая называется «Задания к уроку».
В задании № 2 в документе Microsoft Word упорядочьте информацию в алфавитном порядке.
Название района Районный центр Буденновский Буденновск Степновский Степное Нефтекумский Нефтекумск Арзгирский Арзгир Туркменский Летняя Ставка
Задание 3. Проведите хронологическую последовательность образования сел нашего района.
Год образования | Название села |
1876 | Арзгир |
1913 | Родниковское |
1912 | Каменная Балка |
1869 | Башанта |
1905 | Серафимовское |
1904 | Петропавловское |
1906 | Новоромановское |
1912 | Садовое |
1927 | Чограйский |
Учитель: Для чего нам необходимо знать хронологию рождения сел нашего района?
Ученики: Это наша Малая Родина и мы должны знать историю своего района, своего села, а также для того, чтобы все было в порядке, в системе.
Задание 4. Проведите систематизацию предыдущего задания в алфавитном порядке названий сел.
Год образования | Название села |
1912 | Каменная Балка |
1869 | Башанта |
1876 | Арзгир |
1906 | Новоромановское |
1905 | Серафимовское |
1913 | Родниковское |
1912 | Садовое |
1927 | Чограйский |
1904 | Петропавловское |
Учитель: А сейчас я попрошу вас занять свои места за партами.
Учитель: Ребята, т.к. мы работали за компьютерами и наши глаза устали, немножко отдохнем и снимем усталость глаз, для этого во время разминки будем следить глазами за движением животных на слайдах. ( Физминутка для глаз и концентрации внимания).
Учитель: Ну вот, мы с вами немного отдохнули, а теперь продолжаем. Ребята, мы с вами находили значения слов в словарях Ожегова и Даля. Как вы думаете, чем мы занимались при выполнении этого задания?
Учащиеся: Поиском информации.
Учитель: А где мы еще встречаемся с поиском информации? Когда, при выполнении чего? И для чего мы занимаемся поиском информации?
Ученики: В библиотеках, в Интернете, в энциклопедиях, и т.д.
Учитель: Поиск информации – еще один важный вид обработки информации. Мы осуществляем поиск информации, когда ищем нужное слово в словаре или читаем книгу с целью что-то узнать новое. Поиск информации – это также и обращение в справочную службу (09) для того чтобы узнать номер нужного нам телефона. Существуют целые организации и службы, созданные с целью поиска информации. Так, космические спутники, постоянно снимают данные о различных явлениях, происходящих на поверхности Земли, и посылают их в специальные учреждения. Там полученные данные обрабатывают и получают информацию о лесных пожарах, наводнениях и других стихийных бедствиях, чтобы вовремя оказать необходимую помощь пострадавшим.
Поиск информации обычно производится в некотором хранилище информации – телефонном справочнике, словаре, энциклопедии, сети Интернет. Из всего множества представленной там информации вам необходимо выбрать нужную, удовлетворяющую некоторым требованиям – телефон одноклассника, перевод слова «открытие» на английский язык, годы жизни полководца Суворова, стоимость нужной вам модели роликовых коньков.
Вывод: Поиск и систематизация информации тесно связаны между собой. Если информация в хранилище систематизирована, то ее поиск осуществляется достаточно быстро. При отсутствии сортировки и систематизации эти операции повторяются многократно, в итоге мы имеем потери рабочего времени.
Учитель: Где же применим эти знания? Всюду, в нашей повседневной жизни, дома, на уроках, в будущем.
Итак, система – это хаос или порядок?
Ученики: Порядок.
И поэтому я вам предлагаю следующее домашнее задание:
3. Домашнее задание
§1.13 с.48-50, вопросы 1-4 с.51;
Информационный проект «Мусор от А до Я».
Во всем цивилизованном мире выброс мусора –это систематизация, сортировка, т.е. все по своим контейнерам: для бумаги, для полиэтилена, для стекла и т.д. Очень плохо, что мы так не делаем. Значит, мусор тоже надо систематизировать. И поэтому в качестве домашнего задания я вам предлагаю работу над информационным проектом, который назовем «Мусор от А до Я». В течение недели, т.е. к следующему уроку информатики вы будете собирать и систематизировать информацию о различных отходах, которые вы наблюдали на улицах, в школе, дома, используя следующий алгоритм: название, ущерб природе и человеку, пути разложения и уничтожения, способы и масштабы вторичного использования. На основе собранного и систематизированного материала составьте «Энциклопедию мусора» и познакомите с ней своих одноклассников, и младших школьников.
Задание со слайда распечатано и раздается детям на дом.
Учитель: А сейчас мы с вами на практике попробуем перейти от хаоса к порядку.
4. Проектная работа
Учитель: Из заготовок составить минипроект по теме: «Поиск, сортировка и систематизации информации». Вам, ребята, розданы абсолютно одинаковое количество карточек, с абсолютно одинаковыми надписями, которые так или иначе относятся к информатике, компьютерам и информации. Ваша задача найти нужную информацию, систематизировать ее и защитить минипроект по темам:
1 группа: НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ.
2 группа: УСТРОЙСТВА ВВОДА И ВЫВОДА ИНФОРМАЦИИ.
5. Защита проектов
Учитель: Как же из хаоса получился порядок?
Ученики: В результате систематизации и сортировки по главному принципу.
6. Рефлексия
Учитель: Ребята, используя рефлексивный экран, каждый из вас, выскажите, пожалуйста, своё мнение о нашем занятии, дополнив понравившиеся вам данные фразы своими мыслями.
Ребята записывают на своих карточках, некоторые из них читают, что у них получилось, а затем все прикрепляют свои листики магнитами на доске.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я научился…
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Учитель: Спасибо за урок!