В связи с переходом образования на стандарты второго поколения особое внимание уделяется метапредметным компетенциям и универсальным учебным действиям, в формировании которых большая роль отводится предмету “русский язык” (“предмету предметов”, как называют его). Главное его назначение – обеспечить речевое развитие учащихся, ведь совершенное владение языком является условием и средством расширения и углубления наших представлений об окружающей действительности. Возможно лучше познать русский язык, приобщиться к его ценностям – значит обогатить свой духовный мир. Именно поэтому развитие у школьников навыков совершенного владения языком (богатый словарь, развитый синтаксический строй речи, её стилистическое и интонационное разнообразие) – главная цель преподавания русского языка. При подборе заданий учитель должен помнить, что истинный интерес к изучению русского языка возникает тогда, когда на уроках раскрываются его выразительные ресурсы, оцениваются его достоинства и изобразительные возможности. Одним из эффективных путей выяснения этих свойств родного языка является последовательное осуществление семантического подхода к анализу разных фактов языка, воспитание у учащихся внимания к смысловой стороне изучаемых явлений (фонетических, лексических, орфографических и т.д.).
Семантический аспект считается неотъемлемым коммуникативным свойством языка, потому если смысловой анализ проходит через весь процесс обучения, то это дает возможность связать рассматриваемый лингвистический материал с реальными речевыми интересами и потребностями школьников, позволяет вскрыть практический смысл изучаемого, важность знаний в повседневной речевой деятельности, что также служит повышению интереса к изучению языка.
Письменные работы учащихся, их устные ответы часто показывают, насколько далека их речь от совершенства. А ведь образность и точность речи во многом зависят от умения соотнести определенное языковое явление с тем значением, которое оно получает в данном контексте или придает высказыванию в конкретной речевой ситуации. Таким образом, постоянное внимание к смысловой стороне изучаемых фактов языка не только прививает интерес к смысловому анализу, но и оказывает сильное положительное влияние на качество усвоения учебного материала.
В практике школьного преподавания частицы традиционно рассматриваются в орфографическом плане, в меньшей степени учитываются грамматические и лексико-семантические характеристики этих служебных слов. Но как показывает опыт, при их изучении открывается перспектива реализации комплексного подхода к анализу языкового явления: в единстве значения, формы и функции. Такой подход предусматривает знакомство учеников не только с грамматическими характеристиками частиц, но и с их семантикой, особенностями функционирования в разных частях речи, ролью в организации предложения и текста. Однако дидактический материал школьного учебника не позволяет семиклассникам усвоить функции частиц в полном объёме, опираться на собственный языковой опыт, где частицы используются достаточно активно.
Именно поэтому при изучении частиц необходимо организовать уроки – исследования, на которых учитель организует многоэтапную творческую деятельность школьников, используя проблемные задачи и проблемные ситуации. Такая организация деятельности помогает ученикам осмыслить и оценить накопленный речевой опыт, усвоить некоторые абстрактные лингвистические понятия (“оттенки значения”, “смысловые оттенки”, “модальные частицы”).
Вся работа предполагает несколько этапов: первый этап – знакомство с определением частиц по школьному учебнику и с обобщающей таблицей “Разряды частиц по значению и функциям”. В таблицу целесообразно включить не только частицы из учебника, но и наиболее употребительные в речи школьников.
Вопросы для анализа таблицы:
- На какие группы делятся все частицы? По каким признакам?
- Отметьте наиболее употребительные частицы. В каких стилях речи они употребляются?
- Какие частицы используются редко? В каких стилях?
- На что указывают пометы в скобках после некоторых частиц?
Второй этап – анализ текста с помощью вопросов и исследовательских заданий. Текст Сладкова Н.И “Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты” раздаётся детям в отпечатанном виде или высвечивается на экране (без названия).
Вопросы для организации исследовательской деятельности:
- Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?
- Как его можно озаглавить? Сравните свое название с авторским. Какое точнее, удачнее? Почему?
- Определите стиль текста, обоснуйте своё мнение.
- Сравните два предложения: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь. – Вот ещё – лесная мышь! Можно ли их употребить в диалоге? В каком предложении содержание передано более сжато, энергично? Какими средствами? Где решительно и резко опровергается суждение, высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего к предмету разговора и к собеседнику?
- Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно определить отношения собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогла нам узнать о них?
- Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям, обратившись за справками к обобщающей таблице и к следующей памятке:
Роль частиц в предложении и тексте
1. Укажите частицу или сочетание частиц.
2. С какой целью употреблена частица в предложении (в тексте)?
- для образования наклонения глагола,
- для выражения значений модальности (каких?),
- для внесения в предложение значения утверждения или отрицания,
- для оформления предложения по цели высказывания,
- входит в структуру предложения как необходимый элемент (“Будем играть?” – “Давай!” - согласие; “Лентяй он” – “Ну уж” – сомнение),
- связывает части предложения, его члены или целые предложения.
- В словаре некоторые частицы имеют особые стилистические пометы (ну да, так-таки, идёт - разговорные, аж, ажно, эк, ага, ишь, вишь - просторечные). На что указывают эти пометы? Можно ли просторечные и разговорные частицы употреблять в диалоге? Почему? Какие из названных слов встречаются в вашей речи? Замените просторечные частицы синонимичными нейтральными.
- Сделайте вывод: почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?
(Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях устного и не подготовленного заранее общения собеседникам нужно не просто передать определенную информацию, но одновременно выразить своё отношение к ней и к собеседнику, причем сжато, эмоционально, энергично. Это удается сделать с помощью частиц. В разговорном стиле используются частицы всех разрядов, даже такие, какие не принято употреблять в других стилях)
- Как вы думаете, какие частицы употребляются в остальных стилях? Докажите примерами (можно дать это задание домой)
Третий этап – конструирование микротекстов по предложениям.
Вопросы и задания:
- Сравните предложения. Одинаковую ли информацию они содержат? Как вы это установили?
1. Я рада видеть вас сегодня.
2. И я рада видеть вас сегодня.
3. Я рада видеть и вас сегодня.
4. Я рада видеть вас и сегодня.
- Какой частью речи является и в этих предложениях? Аргументируйте своё мнение.
- Сконструируйте микротекст по каждому предложению. Какие получились тексты: одинаковые или разные? Почему?
- Сделайте выводы:
- Могут ли частицы “путешествовать” по предложению? Произвольна ли позиция частицы в высказывании?
- Помогают ли частицы восстановить контекст, подсказать, о чём говорилось прежде, и предсказать продолжение текста?
Анализ текста и конструирование микротекстов по предложениям помогают школьникам осознать роль частиц в тексте: логическое выделение части высказывания, придание ему разнообразных эмоционально-экспрессивных оттенков. Частицы могут указывать также на определенное скрытое содержание высказывания или текста. Обнаружить это содержание помогают частицы. Конструирование микротекстов по предложению с “путешествующей” частицей формирует умение восстанавливать текст по различающимся (на первый взгляд - незначительно) речевым построениям. Для отработки данного умения можно использовать задания такого типа:
- В чем сходство и в чем различие двух выражений: Приятно, что именно навестили меня сегодня. – Приятно, что вы навестили меня именно сегодня.
Для отработки умения применять частицы в речи помогут следующие задания:
- Прочитайте предложение. Произведите его синтаксический разбор.
В нашем классе девочки коллекционируют открытки, а мальчики не коллекционируют.
Замените данное предложение простым, сохранив основную информацию (В нашем классе только девочки коллекционируют открытки). Придумайте свой пример, доказывающий, что частицы помогают сжать информацию.
Четвертый этап – лингвистический эксперимент, его цель - обучение коммуникативно целесообразному употреблению частиц в речи.
Вопросы и задания:
- Прочитайте выразительно текст. Какие факты показались вам интересными? (Текст предъявляется детям без частиц, поэтому они заключены в скобки)
(Именно) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (да еще и) рогатая. (Ведь) и птичка завирушка есть. Или (просто) юла.
(А вот) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже) чечевица. А (разве) плохое название чиж или чечетка? (Неужели) непонятными для нас будут имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (Все-таки) названия-прозвища лучше всего! (По Сладкову).
- Дополните текст необходимыми, на ваш взгляд, частицами. Докажите целесообразность употребления каждой вставленной вами частицы.
- Сравните ваш вариант с текстом Н.И. Сладкова. Какой интереснее, богаче, точнее? Почему?
- Отредактируйте свой текст. Прочитайте его выразительно.
- Определите значение каждой употребленной вами частицы. Укажите предложения, в которых частицы относятся к одному слову (какому?), к словосочетанию, ко всему предложению.
- Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте.
Домашнее задание при такой организации работы должно быть дифференцированным. Вот примерные задания:
1 вариант – работа над школьным учебником.
На уроке мы убедились, что в школьном учебнике скупо рассказано об интересных служебных словах – частицах. Представьте себе, что вам предложили принять участие в работе над новым учебником. Что бы вы написали о частицах? Напишите параграф или составьте план, по которому школьникам будет легко изучать частицы. Не забудьте об интересных примерах.
2 вариант – лингвистический эксперимент.
По аналогии с классной работой дополните текст нужными частицами, докажите их уместность. Сделайте вывод о роли частиц в тексте данного стиля (какого?)
Зацвела ива – гости со всех сторон…Кусты и деревья голые, серые, ива среди них – букет. Золотой букет. Каждый ивовый цветок – пуховый желтый цыпленок: сидит и светится. Пальцем тронешь – пожелтеет палец, щелкнешь - золотой дымок запарит. Понюхаешь – мед. (по Сладкову)
3 вариант – конструирование текстов.
Составьте три текста (не более пяти предложений в каждом) на темы:
“Весна пришла” (без частиц)
“Скорей бы весна пришла” (с формообразующими и отрицательными частицами)
“Вот и весна красна пожаловала” (с модальными частицами)
4 вариант – стилистический эксперимент.
Составьте текст научного стиля, сохранив в нем основную информацию данного стиля (какого?). Укажите частицы в каждом тексте, определите их разряды.
- Разве вы не знаете, что такое табло?
- Так это же сигнальный щит, на котором показываются какие-нибудь результаты.
- А как именно они показываются?
- Да только автоматически.