Цель:
- Развития. Развить умение работать с информацией физического содержания при использовании различных способов представление ее в тексте заданий (виде графиков, таблиц, схем, задач).
- Воспитания. Стимулировать формирование образовательной компетенции учащихся через овладение им и знаниями, а также целесообразными способами деятельности. Способствовать формированию само-рефлексии собственной деятельности.
- Образования. Передать учащимся базовые знания по данной теме. Научить решать базовые задачи, алгоритмическим способом решения задач.
Задачи:
- Углубить предметные компетенции при выполнении самостоятельной работы с текстом учебника.
- Способствовать развитию познавательного интереса учащихся, через показ практического значения изучаемых вопросов.
- Формировать у учащихся умения систематизировать знания.
- Коррекция знаний по данной теме.
Методы и формы занятия: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, самостоятельная работа, тестирование.
Прогнозируемый результат:
- Успешное выполнение контрольного теста по теме урока.
- Возможность самостоятельно решить карточку с домашним заданием.
Ход урока
- Организация урока.
- Постановка цели и задач урока.
- Мотивация мыслительной деятельности учащихся: работа с текстами параграфов по пройденному материалу.
- Выполнение практической работы (решение задач).
- Обобщение полученных результатов (составление таблицы 1).
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
I. Проверка знаний и умений (устный опрос)
Цели: Выявление этапов:
- воспроизведение знаний (расскажи домашнее задание: §28 Внутренняя энергия)
- понимание материала (расскажи домашнее задание §29 Работа газа по плану)
- применение знаний (реши задачи) (см. приложение 1.)
II. Закрепление и применение знаний
Цели: Выявление умений:
- преобразовывать учебный текст в таблицу
- преобразовывать рисунки, графики в словесные ответы
- переносить знание полученной информации на конкретные задачи.
Первое начало термодинамики для изопроцессов.
Таблица №1
Название процесса |
Условия |
I закон термодинамики. |
Изотермический |
T = const |
Q = AГ |
Изобарный |
P = const |
|
Изохорный |
V = const |
|
Адиабатный |
Q = 0 |
|
Решение задач после параграфа 31.1 – 31.5 стр. 177
- задачи для самостоятельного решения
31.1. Идеальный газ с начальным давлением р1, занимающий объем V1, расширяется до объема V2. В каком случае газ совершает большую работу — при изотермическом или адиабатном расширении?
31.2. Поезд массой 2-Ю3 т движется со скоростью 72 км/ч. Какое количество теплоты выделится в его тормозных устройствах в процессе торможения поезда до остановки?
31.3. Одноатомный газ в количестве 2 моль находится в цилиндре с подвижным поршнем под атмосферным давлением. В процессе его нагревания температура повысилась от 20 до 70 °С. Какое количество теплоты было передано газу?
31.4. Газ переходит из состояния В в состояние D один раз посредством процесса ВСD, другой раз посредством процесса ВЕD (рис. 3.12). Используя данные рисунка, найдите разность количеств теплоты, получаемых телом в ходе обоих процессов.
31.5. Путем изобарного процесса гелий массой 8 г перевели в состояние, в котором объем газа в четыре раза больше первоначального. Определите работу, которую совершил гелий при своем расширении, изменение его внутренней энергии и количество теплоты, сообщенное газу, если его начальная температура 0°С.
III. Решение задач по теме урока (новый материал)
Цели: научить учащихся:
- анализировать и решать задачи
- представлять результаты, делать выводы
- уяснить общий алгоритм решения задач.
Решение задачи (см. приложение №2.)
IV. Контроль знаний.
Цель: Диагностика усвоения базовых (стандартных) знаний.
- Самостоятельная работа тестирование (см. приложение №3.)
V. Рефлексия.
Цель: Формирование адекватной самооценки.
Чтобы ты сам себе поставил за урок. Сравни свою оценку с результатами теста. Потом каждый учащийся, по желанию, говорит классу какую оценку он получил по тесту.
Использованная литература:
- Касьянов В.А. Учебник физики: 10 класс. - Дрофа, 2002.
- Марон А.Е.,. Марон Е.А Физика 10 класс: дидактические материалы. -Дрофа,2005.
- Шалыгина И.В. Десять + 1 прием групповой работы на уроке с использованием информационного интегрированного продукта «КМ-Школа».- «КиМ», 2006.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. -Дрофа, 2008.
- Волковский Р.Ю., ТёмкинаД.А. Организация дифференцированной работы учащихся при обучении физике. - М., 1993.
- Пинский А.А. Учебник физики: 10класс (профильный уровень) «Просвещение» 2010г.