Решение задач. Первый закон термодинамики

Разделы: Физика


Цель:

  • Развития. Развить умение работать с информацией физического содержания при использовании различных способов представление ее в тексте заданий (виде графиков, таблиц, схем, задач).
  • Воспитания. Стимулировать формирование образовательной компетенции учащихся через овладение им и знаниями, а также целесообразными способами деятельности. Способствовать формированию само-рефлексии собственной деятельности.
  • Образования. Передать учащимся базовые знания по данной теме. Научить решать базовые задачи, алгоритмическим способом решения задач.

Задачи:

  • Углубить предметные компетенции при выполнении самостоятельной работы с текстом учебника.
  • Способствовать развитию познавательного интереса учащихся, через показ практического значения изучаемых вопросов.
  • Формировать у учащихся умения систематизировать знания.
  • Коррекция знаний по данной теме.

Методы и формы занятия: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, самостоятельная работа, тестирование.

Прогнозируемый результат:

  • Успешное выполнение контрольного теста по теме урока.
  • Возможность самостоятельно решить карточку с домашним заданием.

Ход урока

  1. Организация урока.
  2. Постановка цели и задач урока.
  3. Мотивация мыслительной деятельности учащихся: работа с текстами параграфов по пройденному материалу.
  4. Выполнение практической работы (решение задач).
  5. Обобщение полученных результатов (составление таблицы 1).
  6. Подведение итогов.
  7. Рефлексия.

I. Проверка знаний и умений (устный опрос)

Цели: Выявление этапов:

  • воспроизведение знаний (расскажи домашнее задание: §28 Внутренняя энергия)
  • понимание материала (расскажи домашнее задание §29 Работа газа по плану)
  • применение знаний (реши задачи) (см. приложение 1.)

II. Закрепление и применение знаний

Цели: Выявление умений:

  • преобразовывать учебный текст в таблицу
  • преобразовывать рисунки, графики в словесные ответы
  • переносить знание полученной информации на конкретные задачи.

Первое начало термодинамики для изопроцессов.

Таблица №1

Название процесса

Условия

I закон термодинамики.

Изотермический

T = const

Q = AГ

Изобарный

P = const

Изохорный

V = const

Адиабатный

Q = 0

Решение задач после параграфа 31.1 – 31.5 стр. 177

  • задачи для самостоятельного решения

31.1. Идеальный газ с начальным давлением р1, занимающий объем V1, расширяется до объема V2. В каком случае газ совершает большую работу — при изотермическом или адиабатном расширении?

31.2. Поезд массой 2-Ю3 т движется со скоростью 72 км/ч. Какое количество теплоты выделится в его тормозных устройствах в процессе торможения поезда до остановки?

31.3. Одноатомный газ в коли­честве 2 моль находится в цилиндре с подвижным поршнем под атмосферным давлением. В процессе его нагревания температура повысилась от 20 до 70 °С. Какое количество теплоты было передано газу?

31.4. Газ переходит из состояния В в состояние D один раз посредством процесса ВСD, другой раз посредством процесса ВЕD (рис. 3.12). Используя данные рисунка, найдите разность количеств теплоты, получаемых телом в ходе обоих процессов.

31.5. Путем изобарного процесса гелий массой 8 г перевели в состояние, в котором объем газа в четыре раза больше первоначального. Определите работу, которую совершил гелий при своем расширении, изменение его внутренней энергии и количество теплоты, сообщенное газу, если его начальная температура 0°С.

III. Решение задач по теме урока (новый материал)

Цели: научить учащихся:

  • анализировать и решать задачи
  • представлять результаты, делать выводы
  • уяснить общий алгоритм решения задач.

Решение задачи (см. приложение №2.)

IV. Контроль знаний.

Цель: Диагностика усвоения базовых (стандартных) знаний.

V. Рефлексия.

Цель: Формирование адекватной самооценки.

Чтобы ты сам себе поставил за урок. Сравни свою оценку с результатами теста. Потом каждый учащийся, по желанию, говорит классу какую оценку он получил по тесту.

Использованная литература:

  1. Касьянов В.А. Учебник физики: 10 класс. - Дрофа, 2002.
  2. Марон А.Е.,. Марон Е.А Физика 10 класс: дидактические материалы. -Дрофа,2005.
  3. Шалыгина И.В. Десять + 1 прием групповой работы на уроке с использованием информационного интегрированного продукта «КМ-Школа».- «КиМ», 2006.
  4. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. -Дрофа, 2008.
  5. Волковский Р.Ю., ТёмкинаД.А. Организация дифференцированной работы учащихся при обучении физике. - М., 1993.
  6. Пинский А.А. Учебник физики: 10класс (профильный уровень) «Просвещение» 2010г.