Открытый интегрированный урок русского языка и окружающего мира с приемом развития критического мышления

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Закрепление знаний о предложении и тексте.
  2. Знакомство с условиями жизни и занятиями населения народов Африки.
  3. Воспитание толерантности.
  4. Развитие интереса к родному языку.
  5. Развитие интереса к традициям народов мира.

Оборудование:

  • Учебник;
  • Карточки с текстами.

I. Организационный момент.

Распределение по группам.

II. Повторение.

1) – Назовите тему, которую мы изучаем на последних уроках русского языка?

(Конструирование предложений.)

Сегодня мы совершим путешествие на другой континент, туда, где доктор Айболит лечил зверей. Догадайтесь, куда мы отправимся? (В Африку.)

2) Минутка чистописания.

Написание сочетаний букв:

Аф фр ри ик ку на аз зы ва аю ют че ер рн ны ым ко он нт ти ин не ен нт то ом

В этой строке что-то зашифровано. Попробуйте прочитать.

Африку называют черным континентом.

– Что вы прочитали? (Предложение.)

– Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

– А можно ли сказать, что это текст? (Нет.)

– Почему? (Текст состоит из нескольких предложений, его можно озаглавить.)

3) Работа по учебнику “Русский язык”, с.13, с.26, устно.

4) Заполнение сравнительной таблицы.

Предложение Текст
1. Состоит из слов. 1. Состоит из предложений.
2. Слова связаны по смыслу. 2. Предложения связаны по смыслу.
3. – 3. Имеет части.
4. – 4. Имеет заглавие.

III. Тема урока.

Составление предложений и текстов.

“Путешествие в дальние страны. Африка”.

1) Сегодня мы узнаем о занятиях населения Африки, будем составлять предложения и тексты, научимся расписывать калебасы.

2) Работа по учебнику окружающего мира “Наша планета Земля”,
2-я часть 2 класс С. 64.

Чтение текста и заполнение таблицы “Портрет жителя африканского континента”.

Что? Какой? Какая? Какие? Что делает?
кожа    
нос    
волосы    
губы    
глаза    

Вопросы после чтения:

– Что вы узнали о народах Африки?
– По каким природным зонам протекает река Нил?
– О каких африканских странах вы узнали?

3) Словарная работа.

Континент, континента, ·муж. (от лат. continens – непрерывный) (книж. ). Материк, одна из основных крупных частей суши.

– Как вы думаете, почему Африку называют черным континентом? (Ответы детей.)

На этом континенте живут люди, внешне непохожие на нас. Давайте составим портрет жителя африканского континента.

Заполнение таблицы.

Что? Какой? Какая? Какие? Что делает?
кожа темная спасает от жаркого солнца
нос широкий помогает испаряться влаге
волосы густые, кудрявые защищают от перегрева
губы толстые помогают испаряться влаге
глаза карие защищают от яркого света

4) Конструирование предложений, текста.

Работа в группах. Один ученик от группы подходит к учителю и берет карточку со словом. (Кожа, нос, волосы, губы, глаза.)

Каждая группа составляет предложение, пользуясь таблицей.

5) Чтение полученных предложений.

1-я группа: Темная кожа спасает от жаркого солнца.

2-я группа: Широкий нос помогает испаряться влаге.

3-я группа: Густые, кудрявые волосы защищают от перегрева.

4-я группа: Толстые губы помогают испаряться влаге.

5-я группа: Карие глаза защищают от яркого света.

– Можно ли сказать, что у нас получился текст? (Нет.)
– Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Предложения соединить по смыслу при помощи других слов.)

6) Составление и запись из данных предложений текста.

Примерный текст.

Портрет жителя африканского континента.

У жителей африканского континента темная кожа, которая спасает их от жаркого солнца. Широкий нос и толстые губы помогают испаряться влаге. Густые и кудрявые волосы защищают от палящего солнца и перегрева. А карие глаза защищают от яркого света.

7) Работа по учебнику окружающего мира “Наша планета Земля”,
2-я часть 2 класс С. 66–67.

– Какие животные живут в Африке? Ответ найти в учебнике.

IV. Физкультминутка.

Изображение движения животных, живущих на африканском континенте

Работа с кластером.

А. Стадия вызова.

1) Из выделенных в таблице букв соберите слово – подсказку. (Занятия.)

Подумайте, какие занятия населения Африки вам известны? Составим кластер.

Предположения детей о занятиях населения Африки.

(Танцы, рыболовство, земледелие, плетение и т.д.)

2) Работа в группах.

Б. Стадия осмысления.

Составление текста из “рассыпавшихся” предложений.

Даны разрезанные тексты. Учащиеся должны “собрать” текст, т. е. наклеить “кусочки” текста на лист бумаги. Прочитать то, что получилось, понять смысл текста, придумать заголовок.

Материал для работы в группах.

1-я группа.

Основное занятие африканцев – земледелие. Они сажают пшеницу и ячмень. Выращивают просо, кукурузу, рис. В лесных областях возделывают клубневые: ямс, таро, батат, маниоку. На поле, как правило, работают женщины. В Африке разводят фруктовые деревья и кусты: бананы, финиковые и кокосовые пальмы. Сажают арбузы и различные овощи.

2-я группа.

В Африке любят заниматься плетением и ткачеством. Из листьев различных видов пальм, из стеблей тростника и из лиан плетут корзины. Их украшают цветным орнаментом. Мастера плетут ловушки для рыб, коврики, циновки, а также украшения: ожерелья, браслеты, кольца, гребни. Плетением занимаются в основном мужчины.

3-я группа.

Африканские мастера изготавливают посуду: тарелки, кувшины, чаши. Они делают ее из тыквы. Круглую тыкву разрезают пополам, очищают специальным ножом, а потом выставляют на солнце. Кожура на солнце высыхает, а муравьи выедают содержимое дочиста – и тарелка или чаша готова. Тыкву вытянутой формы употребляют для изготовления кувшинов или бутылок. Тыкве придают любую форму, перевязывая ее, когда она еще растет. Сосуды из тыквы называют “калебасами”. На них вырезают или выжигают раскаленной проволокой узоры. Срезанные участки раскрашивают черной и белой краской.

4-я группа.

Железо в Африке было известно еще за несколько веков до нашей эры. Кузнечное дело считалось почетным. Кузнецы изготавливали самые разнообразные предметы: мотыги, серпы, лопаты, мечи, ножи, топоры, украшения. Женские украшения из металла весили 15-16 кг. Когда-то изделия кузнецов служили деньгами.

5-я группа.

Африканские мастера изготавливают великолепные вещи из дерева. Это большие чаши, бокалы, скамейки, табуретки, стулья, кровати, подголовники, а также различные резные фигурки. Все изделия выполнены с большой любовью. Они очень удобны и красивы.

V. Физкультминутка.

VI. Подведение итогов.

1) Чтение текстов по группам.

2) Дополнение кластера:
– сельское хозяйство,
– изготовление посуды,
– плетение,
– кузнечное дело,
– обработка дерева.

3) Чтение всего кластера, определение нового, что узнали на уроке.

В. Стадия рефлексии

– Что нового вы узнали о населении народов Африки?

Закончите предложения:
– Текст состоит из…
– Все предложения в тексте…
– У текста есть…

VII. Итоги.

VIII. Домашнее задание:

Составить рассказ о “путешествии” на черный континент.

IX. Организационный момент.