"Усердней с каждым днем смотрю в словарь" (Словарь русского языка. Урок-практикум в 5-м классе)

Разделы: Русский язык


Словарь – это вселенная в
алфавитном порядке! Если
хорошенько подумать – это
книга книг. Он включает в
себя другие книги, нужно
лишь извлечь их из нее.
А. Франс

Ход урока

Организационный момент.

Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас. Улыбнемся друг другу и пожелаем успешной работы.

Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, может видеть глаз – над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, – означено словами.
Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо.
Слова, слова, слова…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!

На уроках, особенно на уроках русского языка и литературы, по словам автора стихотворения, мы купаемся в море слов. А разве есть такое море? О чем же тогда говорит автор?

Итак, прослушав замечательное стихотворение и поразмышляв, я думаю, вы настроились на серьезную работу. Наши уроки (их два) сегодня – уроки развития устной речи, тема их: “Усердней с каждым днем смотрю в словарь”. (Работа со словарями русского языка.)

1. Речевая разминка.

Задание: прочитать записанный на слайде текст К.Г. Паустовского “птичьим базаром”, затем вслух выразительно: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения”.

2. Беседа по прочитанному.

  • Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет К.Г. Паустовский?
  • А можно ли, по-вашему, узнать все слова?
  • А что же делать, если вы встретили незнакомое слово?
  • Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

Цели урока:

  • продолжить знакомство со словарями русского языка;
  • формировать умение пользоваться словарями;
  • выяснить, какую информацию можно получить из словарей различных типов;
  • пробудить любознательность и интерес к словарям.

Методическая цель: формирование информационной компетенции школьников

Слово учителя.

Итак, поговорим о словарях. Они наши верные друзья и прекрасные помощники. Обычно друзьям рассказывают секреты, их посвящают в свои тайны. К друзьям обращаются в трудную минуту за помощью, за советом. А словари?

  • Почему мы считаем их друзьями?

Чем раньше вы подружитесь с ними, научитесь ими пользоваться, тем шире будет ваш кругозор, основательнее будут знания.

  • Так какую же помощь могут оказать нам словари?

Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они “хранятся” в словарях. Существует множество словарей. (Выставка словарей.) Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют ваш кругозор, приобщают вас к культуре. Словари могут доставить огромную радость тем, кто постоянно ими пользуется, читает их. Например, известный французский писатель Анатоль Франс писал: “Словарь – это вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать – это книга книг. Он включает в себя другие книги, нужно лишь извлечь их из нее”.

  • Как вы думаете, можно эти слова взять в качестве эпиграфа? Прокомментируйте их.

Созданием словарей занимаются лексикографы (греч. “лексис – слово, выражение; греч. “графо” – пишу). Они создали для вас, ребята, целый ряд словарей. Среди них энциклопедические и языковые.

  • Если вы хотите найти ответы на вопросы из разных областей знаний, то к каким словарям обратитесь?

Сегодня мы будем работать с языковыми словарями. Назовите их.

  • Кто знает, когда появились первые печатные словари?

(Русские толковые словари имеют многовековую историю. Известны, например, словари 1282 года. Многие “азбуковники” толковали редкие слова, которые встречались в книгах религиозного содержания.
Первые печатные словари в России появились в конце XVI века, они тоже в основном служили своеобразным пособием при чтении книг, в которых встречалось много непонятных “нерусских” слов.
В конце XVIII века выходят первые словари, авторы которых пытались включить как можно больше слов русского языка. Наиболее полным и интересным стал “Толковый словарь живого великорусского языка”, составленный в середине XIX века В.И. Далем.
В XX веке лингвисты составили и выпустили несколько толковых словарей. Самым полным является 17-томный словарь, в котором разъясняется лексическое значение 120 000 слов. Чтобы выпустить такой словарь, группа лингвистов работала более 20 лет.
И по сей день современные ученые ведут огромную работу, выявляя все новые и новые слова, определяя и уточняя их лексическое значение).

На доске записано высказывание В.Я. Брюсова “Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книге”. Прочитайте его. Как вы его понимаете?

Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи и т.д.

Работа в группах.

До урока вы разбились на группы, и каждой из них нужно было подготовить сообщение об одном из основных языковых словарей, предварительно поработав с ним, а также разработать памятку “Как работать с данным словарем” и подготовить задание, для выполнения которого нужно использовать данный словарь (домашнее задание). Сейчас вы представляете результаты своей деятельности. Одна группа делает сообщение о своем словаре, в это время остальные заполняют таблицу.

Что можно узнать из словарей разных типов.

Тип словаря Лексическое значение Грамматические пометы Происхождение Нормы произнесения и ударения Состав слова Слово-образова-тельное гнездо Синоними-ческий ряд Антоними-ческая пара
Толковый словарь  
Словарь иностранных слов
Фразеологиче-ский словарь
Словарь синонимов
Словарь антонимов
Этимологиче-ский словарь
Словообразова-тельный словарь
Орфоэпический словарь
Орфографический словарь
Грамматико-орфографический словарь

1. Сообщение первой творческой группы – “Орфографический и орфоэпический словари”.

Памятка. “Как работать с орфографическим и орфоэпическим словарем”.

  1. Найдите слово по алфавиту.
  2. Обратите внимание на постановку ударения и правильное произношение слова. Произнесите его вслух или про себя.
  3. Проанализируйте и запомните его правописание.
  4. Постарайтесь извлечь как можно больше информации из грамматических помет.
  5. Запомните произношение и написание слова.

Задание: используя орфографический словарь, исправьте ошибки в предложении.

Изык – удевительное арудие, посретствам каторава люди, апщяясь между сабой, пиридоют друк другу любые мысли.

2. Сообщение второй творческой группы – “Словарь иностранных слов”

Памятка “Как работать со словарем иностранных слов”.

  1. Найдите слово по алфавиту.
  2. Проанализируйте грамматическую характеристику слова.
  3. Установите, из какого языка слово пришло в русский.
  4. Дайте толкование слова.
  5. Определите, однозначное или многозначное это слово.
  6. Прочитайте слово, соблюдая орфоэпические нормы.
  7. Проиллюстрируйте употребление слова в речи, если есть примеры.
  8. Запомните написание, произношение, толкование слова.

Задание: используя словарь, определите значение слов “спорт”, “школа”, “грамота”.

3. Сообщение третьей творческой группы – “Толковые словари”.

Памятка “Как работать с толковым словарем”.

  1. Найдите слова по алфавиту.
  2. Прочитайте лексическое значение слова.
  3. Обратите внимание на постановку ударения и написание слова.
  4. Определите, многозначное или однозначное это слово, имеет ли оно переносное значение; общеупотребительное, профессиональное, диалектное оно; устаревшее или нет.
  5. Проанализируйте грамматические характеристики слова.
  6. Назовите однокоренные слова из словарной статьи.
  7. Приведите примеры использования слова в речи.
  8. Проанализируйте стилистические пометы.
  9. Запомните написание, произношение, толкование слова.

Задание: определите слово по его значению, для справок используйте толковый словарь.

  1. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг.)
  2. Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.)
  3. Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.)

4. Сообщение четвертой творческой группы – “Фразеологический словарь”.

Памятка “Как работать с фразеологическим словарем”.

  1. Найдите фразеологизм по алфавиту.
  2. Укажите варианты фразеологического оборота, если они есть.
  3. Обратите внимание на постановку ударения.
  4. Дайте толкование фразеологического оборота.
  5. Проанализируйте стилистические пометы, если они есть.
  6. Обратите внимание на происхождение фразеологизма и указание на литературу по данному вопросу, если есть.
  7. Приведите примеры употребления фразеологизма в речи.
  8. Запомните написание и толкование фразеологического оборота.

Задание: вставьте недостающие фразеологизмы и объясните, что они обозначают? За справками обращайтесь к фразеологическому словарю.

Глеб у доски повесил … ,
Краснеет до корней … .
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь … .
О чем же думал он вчера,
Когда баклуши… с утра?

5. Сообщение пятой творческой группы – “Школьный словообразовательный словарь”, “Этимологический словарь”.

Задания: 1). Назовите все известные вам родственные слова к слову “лес”. Проверьте правильность своего ответа по “Школьному словообразовательному словарю” А.Н. Тихонова.

2). Пользуясь этимологическим словарем русского языка, ответьте на вопрос, каково происхождение школьных слов “линейка”, “дневник”, “тетрадь”.

6. Сообщение шестой творческой группы – “Словари антонимов и синонимов”.

Задание: найдите в загадке синонимы и антонимы. За справками обращайтесь к словарю синонимов и антонимов.

1). Простое слово промежуток,
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт
Мы называем все … .
На время что-то прекратив,
Мы объявляем … .
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим … .
После урока непременно
Нужна ребятам … .

2). Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я … .

Обобщение.

“Словари сопутствуют просвещению всюду так же, как типографии, театры, журналы и пр. Трудно представить себе человека, который знал бы свой язык в такой мере, что ему вовсе уже не нужно пособие словаря… Словарь отечественного языка есть одна из самых необходимых настольных книг для всякого образованного человека”, – утверждал И.И. Срезневский. Трудно не согласиться со словами известного лингвиста.

Научившись пользоваться словарями, вы полюбите их не только за то, что они приносят большую пользу, “но и за то, что есть в них прекрасного и величественного, здесь мысли, радости, труды и горести наших предков и наши собственные, памятники общественной и личной жизни тех, кто дышал священным воздухом, которым мы дышим теперь…” (А. Франс)

Поэтическим гимном слову народному и самим словарям звучит стихотворение С.Я. Маршака “Словарь”, строчкой из которого мы обозначили тему сегодняшнего урока. Прочитайте выразительно наизусть стихотворение.

Сегодня мы узнали много нового о различных словарях, хотя работали не со всеми из них, а только с основными. Вы в ходе работы заполнили таблицу и теперь сможете быстро найти нужную вам информацию. (Проверка заполнения таблиц.)

Сделайте вывод:

  • Важно ли уметь пользоваться словарями?
  • Полезен ли был вам сегодняшний урок?

Рефлексия.

Закончите предложение: Сегодня на уроке

я узнал…
я понял …
я научился

Домашнее задание (по выбору).

  1. К. Г. Паустовский писал: “Всякие мысли приходят иногда в голову, например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей)… Думая об этих словарях, особенно о словаре “природных” слов, я делил на разделы слова: “лесные”, “полевые”, слова о временах года, о метеорологических явлениях, о воде, реках и озерах, растениях и животных”. Составьте (по группам или индивидуально) словарики “лесных”, “полевых” или “снежных” слов (по выбору) к следующему уроку развития речи.
  2. Напишите лингвистическое сочинение “Что я знаю о словарях русского языка”.
  3. Напишите лингвистическое сочинение “Что я узнал из словарей о слове …”