Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Самообразование в этой связи выступает как одно из важнейших условий повышения профессиональной компетентности.
Одним из условий повышения качества работы образовательного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача завуча оказать помощь конкретному педагогу в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка. Педагогу не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога образовательного учреждения.
Самообразование педагога образовательного учреждения многогранно и
многопланово. Основными направлениями в системе образования педагогов могут
быть:
– ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам обучения;
– изучение учебной и научно-методической литературы;
– ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии,
физиологии; – изучение новых программ и педагогических (инновационных)
технологий; – ознакомление с передовой практикой образовательных учреждений;
– повышение собственного общекультурного уровня, расширения коммуникативной
сферы личности.
С учетом дифференцированного подхода в профессиональном развитии педагогов можно порекомендовать следующую тематику самообразования, отвечающую и личностным потребностям педагогов.
I-я группа. Рекомендации для молодых специалистов:
– необходимо осознать ценности личностно-ориентированной модели педагога,
обучения и развития; – целенаправленно формировать основы педагогического
мастерства, для чего необходимо изучать видио-записи, посещать мастер-классы
своих коллег; – развивать умения и конструктивные способности на основе
самодиагностической (диагностики) программы.
II-я группа. Рекомендации для педагогов, работающих свыше пяти лет:
– овладевать способами проектирования воспитательно-образовательного
процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного
образования;
– формировать умения анализировать научно-методическую литературу, применять
полученные знания на практике, активизировать творческие способности.
III-я группа Рекомендации для опытных, творчески работающих педагогов:
– развивать способности к перепроектированию собственной деятельности в
рамках тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа
общества;
– проявлять профессиональную толерантность;
– пропагандировать свои достижения, через публикации в участии в методических
семинарах, практических конференциях;
– развивать исследовательскую деятельность, включаясь в экспериментальную
работу.
Тематикой самообразования также может быть:
– одна из годовых задач МБОУ;
– проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
– пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от
поддержки и помощи звуча учреждения. Методическая работа необходима педагогу:
– в определении темы, целей и задач;
– в планировании работы по самообразованию;
– в ходе реализации плана;
– в изучении и анализе результативности своей работы.
Кроме того, посредством взаимного посещения уроков педагогов образовательного учреждения устанавливаются различные формы самообразования.
1) Работа по индивидуальной теме самообразования.
Непосредственно процесс самообразования начинается с выбора индивидуальной темы каждым педагогом, с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Организация самообразования должна быть гибкой, позволяющей каждому специалисту приобщиться к данному процессу. Тема каждого педагога должна быть связана с темой, над которой работает весь педагогический коллектив.
В процессе работы над темой самообразования очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. В индивидуальной беседе с завучем определяется, какая проблема педагогу интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важна также актуальность (необходимость) выбранной или предложенной темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Им часто необходима помощь в подборе
педагогической литературы по теме. Для педагогов, обучающихся в вузе, могут не определяться темы для самообразования на этот период. Однако руководитель может предложить педагогу поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам.
2) Методические семинары и уроки (беседы) с педагогами.
Вся система методических мероприятий образовательного учреждения должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Приемлем и такой вариант, когда несколько педагогов объединяются в работе над единой темой, близкой к содержанию годовой задачи МБОУ.
Если школа готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.
После выбора темы разрабатывается план работы по самообразованию, что способствует повышению профессиональной компетенции. Такой план ежегодно включается в годовой план учреждения и может быть представлен в форме следующей таблицы:
№ | Фамилия, имя, отчество | Тема самообразования | Форма и срок отчета |
В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается.
3) Отчеты педагогов по теме самообразования.
Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на ШМО, а также быть частью любого методического мероприятия.
4) Выставки, информационные виды для педагогов.
Организуются выставки “В помощь занимающимся самообразованием”, “Это интересно знать”, “Новинки” и др. Постоянно обновляется и пополняется фонд справочной и методической литературы.
Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).
Подводя итог, можно подчеркнуть, что формы самообразования многообразны. Они могут предполагать работу в библиотеках с книгами, периодическими изданиями; участие в работе научно-практических конференций, семинаров, проведение открытых мероприятий и мастер-класс; ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме. Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.
Итак, можно выделить несколько основных рекомендаций по реализации самообразовательной деятельности:
- Очень важным является тот факт, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
- Кроме того, важно научиться пользоваться библиотечными каталогами, это значительно сокращает время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
- Важно также уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы, которые затем можно использовать в качестве базового материала для подготовки выступлений на семинарах, ШМО, участия в дискуссиях.
Путь к самообразованию лежит через самостоятельную работу, которая представляет собой особую, высшую форму дальнейшей учебной деятельности педагога, специалиста, предполагает выполнение целого ряда входящих в нее действий: осознание цели своей деятельности, принятие задачи, придание ей личного смысла, самоорганизация в распределении самообразовательных действий во времени, самоконтроль в их выполнении и некоторых других.