Урок обучения грамоте в 1-м классе "Согласный звук [ш] и строчная буква ш"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: изучение нового материала.

Цели.

  1. Образовательные: познакомить с новыми звуком и буквой; учить работать с текстом; совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного чтения.
  2. Развивающие: развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление; обогащать словарный запас учащихся; расширять кругозор детей.
  3. Воспитывающие: воспитывать нравственные качества: доброту, взаимоуважение, дружелюбие.

Оборудование для учителя: “Азбука” Р.Бунеева, схемы звуковичков (с башмачками и шляпками на магнитах), таблицы со слогами, словами и пословицей, рисунок клоуна.

Оборудование для учащихся: “Азбука” Р.Бунеева, листы со словами, цв. карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня у нас много гостей, поздоровайтесь и подарите им свои улыбки.

II. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы.

– К нам в гости пришли наши друзья – звуковички.

– Назовите эти буквы.

– Почему звуковички держатся за руки?

– Что их объединяет?

  • (Эти буквы обозначают глухие согласные звуки, поэтому у них на головах цилиндры (дети прикрепляют на головы звуковичков шляпки);
  • эти буквы обозначают два звука: твердый и мягкий, башмачки у звуковичков синего и зеленого цвета (дети обувают звуковичков в синие и зеленые башмачки)

– С собой звуковички привели новичка. Что заметили? (Он без имени.)

– Узнать его имя нам поможет стихотворение:

Шорох, шептанье, шумок под окном, шлепанье легкое…
Кто это – гном?
Ш-ш-ш!
Там за шторами возле окна
Шустрым мышонком шуршит тишина.

– Какой звук часто повторяется в стихотворении? ([ш])

– Как вы думаете, с чем мы сегодня на уроке познакомимся? (С новым звуком.)

Тема нашего урока “Звук [ш] и буква, которая его обозначает”.

– Сформулируйте по опорным словам учебные задачи, которые будем решать на уроке:

  1. Познакомиться… (с новым звуком и буквой).
  2. Учиться… (читать слова с новой буквой).

III. Открытие новых знаний. Знакомство с новым звуком.

– Вспомните по схеме, что надо знать о звуке?

(Гласный или согласный; если согласный, то звонкий или глухой, твердый или мягкий.)

– Это нам поможет охарактеризовать новый звук.

– Новый звук [ш] очень любит тишину. Произнесем слово ТИШИНА.

На листочках найдите схему слова. ________

– Определим количество слогов.

– Определим ударный слог. (Ударение падает на 3 слог. Дети продолжают заполнять схему слова.)

– В каком слоге звук [ш] ? (Во втором.) Произнесем слово, выделяя второй слог.

– Назовите новый звук. Какой он? (Согласный, глухой.)

– Как мы это покажем? (Какую шляпку оденем звуковичку?)

– А еще какой? (Твердый.)

– Подберите слова, в которых новый звук был бы мягким.

Я открою вам секрет, в русском языке таких слов нет.

– Так какой звук [ш]? (Звук [ш] всегда твердый.)

– Обуйте звуковичка.

Подведем итог нашего исследования. Расскажите о звуке [ш], дайте его полную характеристику.

(Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твердый.)

IV. Знакомство с новой буквой.

– Звук [ш] на письме обозначается буквой ш.

– Что напоминает буква ш?

V. Первичное закрепление. Чтение слогов и слов.

– Прочитаем слоги с этой буквой.

ша аш аша
шо ош ошо
шу уш ушу

– Дополните слоги до слов.

Физкультминутка.

Приложение 1

– Эти слоги встретятся в словах, которые прочитаем.


крошка
окрошка
– Что такое крошка? (Мелкая часть чего-то.)
– А когда еще так говорят? (Кого еще так называют?) (Маленького ребенка.)
– Кто знает, что такое окрошка? (Холодный суп с мелко порубленным мясом, овощами и зеленью.)
– Кто любит окрошку? (Это блюдо хорошо утоляет не только голод, но и жажду в жаркий летний день.)
шут
шут
ка
шутил
шутник
– Что можете сказать про эти слова? (Однокоренные.)
– Выделите корень.
– Кто такой шут? (Тот, кто шутит, кривляется, веселит народ, клоун, шуты жили при дворце для развлечения гостей)
– А шутник? (Человек, который любит шутить.)
– Подберите к слову шутник слово близкое по значению. (Синоним.)
шта-ниш-ки
кар-маш-ки
ро-маш-ки
рас-сы-па-ны
Слова третьего столбика разделены на слоги.

– Что значит рассыпаны?
– Найдите слово лишнее.

VI. Работа над текстом.

1) Работа над текстом до чтения.

Данные слова являются ключевыми для рассказа, который будем сегодня читать.

– Прочитайте слова еще раз (хором).

– Как вы думаете, о чем будет рассказ? (Ответы детей.)

Откройте “Азбуку” на стр. 82.

Прочитайте название рассказа.

Рассмотрите иллюстрацию.

– Кто на ней изображен?

– Можем мы сказать, как зовут клоуна? (Да, Паша. Это узнали из названия.)

– Как он выглядит?

– О ком мы прочитаем в рассказе?

– Каким по настроению будет этот рассказ? (Веселым, шутливым, ведь рассказ о клоуне.)

– Предположите, что мы прочитаем в рассказе о Паше-клоуне?

(Дети высказывают свои предположения.)

Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ.

Чтение текста про себя.

2) Работа над текстом во время чтения.

Чтение текста по частям (по предложениям).

1 пр. – Кто же Паша? (клоун)

– Кто такой клоун?

(Артист цирка, который веселит народ, поднимает настроение, не дает грустить.)

2 пр. – Какой Паша, раз он шутник? (Веселый, задорный, озорной, остроумный.)

3 пр. – Какую шапку носит Паша? (Ушанку: это теплая шапка с ушами.)

4,5 пр. – Можно ли сварить суп-окрошку из ромашек? (Нет, так Паша шутит.)

– Оправдались ли наши предположения, о чем будет рассказ?

Прочитаем рассказ еще раз по цепочке.

3) Беседа после чтения.

– Что мы узнали о Паше из рассказа?

Рассмотрите иллюстрацию еще раз.

– Найдите место в рассказе, к которому относится эта иллюстрация. Прочитайте.

– Для чего Паше шишки? (Он ими жонглирует.)

– Почему на картинке нет шишек? (Они в кармашках.)

– По кармашкам у Паши рассыпаны шишки. Как это рассыпаны? (Разложены.)

– Почему Паша так необычно одет? (он же клоун, должен веселить народ, поэтому и одет смешно и грим смешной. В цирке принято раскрашивать лицо, накладывать краску, грим, гримироваться, чтобы передать характер.)

Паша веселый, остроумный шутник.

– А какими должны быть шутки?

(Добрыми, чтобы приносили радость, не злыми, никого не обижали.)

– Для чего люди шутят? (Чтобы всем было весело, смешно, радостно, легко.)

Прочитайте пословицу: Добрая шутка дружбы не разрушит.

– Как вы понимаете пословицу?

– А какая шутка может разрушить дружбу?

VII. Рефлексия.

Паша весь урок был с нами, только прятался. (Рисунок клоуна Паши на доске, прикрыт. Рисунок вывешивается.) Хочется ему узнать, как вы справились с учебными задачами, которые ставили перед уроком.

– С чем вы познакомились на уроке?

– Чему учились? (Читать.)

– А еще чему? (Дружить.)

– Справились с задачами урока?

– Какое у вас настроение? (Как у клоуна Паши.)

Ваше хорошее настроение будет для вас оценкой за работу на уроке. Спасибо вам!