Программа профессиональной и социально-правовой ориентации выпускников

Разделы: Социальная педагогика


Пояснительная записка.

Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповторимый личностный склад, определяющий возможности уже самостоятельного вмешательства в эту среду, возможности преобразования ее. Социальная среда – это постоянный экзамен, – так как человек постоянно находится во взаимодействии с людьми. Поэтому для эффективного сосуществования необходимо обладать хорошими адаптивными способностями.

Социальное становление личности – процесс в течении которого человек осознает себя в обществе как личность. Процесс социализации осуществляется в ходе образования , воспитания и самовоспитания, когда происходят постановка и достижение целей, возникает уверенность в своем положении в обществе.

Дети, находящиеся в учреждениях для детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей особенно нуждаются в поддержке в процессе адаптации т.к. в большинстве своем они агрессивны и их агрессия направлена во вне, они обвиняют весь мир. Общаясь в замкнутом пространстве детского дома, они не способны наладить контакты с незнакомыми людьми, исходят из потребительских отношений к обществу. Выпускники детских домов чаше всего не подготовлены к самостоятельной жизни. Они не могут планировать свои действия, не способны обеспечить себя элементарными вещами. Поэтому нуждаются в особой поддержке при выпуске из сиротского учреждения.

Социальными педагогами МКОУ “Детский дом № 1” разработана программа по профессиональной ориентации воспитанников, в которую входят занятия по правовой ориентации воспитанников детского дома.

Цель программы:

Просветить о проблемах, с которыми в первую очередь столкнутся выпускники детского дома. Предложить различные варианты их решения. Подготовить воспитанников к взрослой, самостоятельной жизни. Так же выбрать себе достойную профессию и не бояться покинуть стены детского дома и перейти в другое учебное заведение.

Программа состоит из следующих блоков:

  1. Подготовительный блок.
  2. Профессиональное просвещение.
  3. Занятия по социально-правовой ориентации.
  4. Завершающий блок.

Программа работы по профессиональной и социально-правовой ориентации воспитанников МКОУ “Детский дом № 1” 2011–2012 г.

№ п/п Содержание деятельности Сроки Категория воспитанников Ответственные
1. Подготовительный блок:

– работа с личными делами выпускников,
– встреча выпускников 2009, 2010 г.

Сентябрь2011– август 2012 г.

Ноябрь – январь.

9-й класс. Социальные педагоги.
2. Профессиональное просвещение:

– ознакомление с доступными выпускникам детского дома видами труда и профессиями,
– экскурсии в ПУ, техникумы лицеи,
– совместная работа с ЦЗН

 

 

февраль, март, апрель

Февраль.

 

9-й класс.

Социальные педагоги

 

 

3. Занятия по социально правовой ориентации:

практическое занятие “Как работать с УФМС”,
– Беседа “Не копи долги по коммунальным платежам”,
– Беседа “Как потратить стипендию (зарплату)”,
– Беседа “ Социально– правовые аспекты брака”.

 

Февраль
Февраль
март
март
апрель
апрель

 

9 класс
9класс
9класс

9 класс
9 класс

 

 

Социальные педагоги

4. Завершающая работа:

Оказание помощи воспитанникам в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и способностями.
– Контрольная беседа о выбранной профессии.
– Проведение торжественной линейки. Напутственное слово, вручение памяток выпускникам.
– передача выпускников в учебные заведения, знакомство с мастерами групп, поселение в общежитие.

 

 

Апрель

апрель
Май
май, июнь, июль
1 сентября


сентябрь

 

 

9-й класс

 

Социальные педагоги

1. Блок состоит из следующих этапов:

– Работа с личным делом выпускников. В личном деле должны быть все документы необходимые выпускнику (паспорт, свидетельство о рождении, ИНН, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования ,информация о родственниках, документы по жилью). Так же по мере возможность мы пытаемся найти родственников наших выпускников братьев, сестер, двоюродных бабушек, дедушек и.т.д. которые в будущем смогли оказать подростку моральную поддержку.

– Встреча выпускников предыдущих годов. Такие встречи помогают воспитанникам сориентироваться в дальнейшей жизни. Ребята закончившие наше учреждение делятся с будущими выпускниками проблемами которые возникают при самостоятельной жизни, рассказывают о жизни в общежитии, о профессиях которые они выбрали, об учебных учреждениях в которых получают специальность.

2. Блок состоит из следующих этапов:

– Ознакомление с доступными видами труда и профессиями-. Рассказываем о содержании той или иной профессии, где данная профессия находит свое применение, выясняем финансовую сторону, и в каких учебных заведениях можно получить специальность. Далее с ребятами проводятся беседы, в которых выясняется, какие специальности их на данном этапе заинтересовали.

– Экскурсии в учебные заведения города (ПУ, техникумы, лицеи) в которых описывается специальности, которые можно получить в том или ином учреждение, рассказывается, о содержании профессии так же проводятся экскурсии по учебным классам и общежитию учебного заведения.

– Совместная работа с Центром занятости населения– специалисты центра рассказывают подросткам о специальностях востребованных в данный момент на рынке труда.

– Беседа о льготах, которые имеют дети сироты, и дети оставшиеся без попечения родителей при поступлении и не посредственном обучении в учреждении профессионального образования.

3. блок состоит из следующих этапов:

– Практическое занятие как работать с УФМС России. В ходе беседы рассказывается куда обращаться в случае утери паспорта, какие штрафы нужно оплатить, как зарегистрироваться по месту жительства или по месту пребывания. В занятие входит заполнение самим воспитанником тренировочного бланка для каждого из вышеперечисленного случая.

– Беседа “Не копи долги по коммунальным платежам”. В ходе беседы рассказывается, какие последствия несет за собой не оплата коммунальных платежей. В ходе беседы рассказывается, где как можно оплатить коммунальные платежи.

– Беседа “ Как потратить стипендию (зарплату)” подросткам предлагается расписать, как бы они потратили стипендию или зарплату, потом совместно обсуждается что необходимо купить или за что заплатить в первую очередь, а от чего и вовсе можно отказаться.

– Беседа “Социально– правовые аспекты брака” в ходе беседы подросткам объясняется, какие права и обязанности имеет каждый член семьи. Какие права имеют родители и дети. Какие обязанности имеет семья как ячейка общества.

4. блок состоит из следующих этапов:

– Оказание помощи выпускнику в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями, способностями. На данном этапе с ребятами проводится анкетирование, выясняются их интересы. Еще раз проговаривается и обсуждается выбранная профессия.

– Контрольная беседа о выбранной профессии. С воспитанниками еще раз обсуждается выбранная профессия. Воспитанники заполняют заявление на поступление в образовательные учреждения по выбранной специальности.

– Проведение торжественной линейки. В ходе которой выпускникам вручаются памятки и говорятся напутственные слова.

– Передача выпускников в учебные учреждения. Знакомство с мастерами и руководителями групп. Заселение в общежитие.