Пояснительная записка.
Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповторимый личностный склад, определяющий возможности уже самостоятельного вмешательства в эту среду, возможности преобразования ее. Социальная среда – это постоянный экзамен, – так как человек постоянно находится во взаимодействии с людьми. Поэтому для эффективного сосуществования необходимо обладать хорошими адаптивными способностями.
Социальное становление личности – процесс в течении которого человек осознает себя в обществе как личность. Процесс социализации осуществляется в ходе образования , воспитания и самовоспитания, когда происходят постановка и достижение целей, возникает уверенность в своем положении в обществе.
Дети, находящиеся в учреждениях для детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей особенно нуждаются в поддержке в процессе адаптации т.к. в большинстве своем они агрессивны и их агрессия направлена во вне, они обвиняют весь мир. Общаясь в замкнутом пространстве детского дома, они не способны наладить контакты с незнакомыми людьми, исходят из потребительских отношений к обществу. Выпускники детских домов чаше всего не подготовлены к самостоятельной жизни. Они не могут планировать свои действия, не способны обеспечить себя элементарными вещами. Поэтому нуждаются в особой поддержке при выпуске из сиротского учреждения.
Социальными педагогами МКОУ “Детский дом № 1” разработана программа по профессиональной ориентации воспитанников, в которую входят занятия по правовой ориентации воспитанников детского дома.
Цель программы:
Просветить о проблемах, с которыми в первую очередь столкнутся выпускники детского дома. Предложить различные варианты их решения. Подготовить воспитанников к взрослой, самостоятельной жизни. Так же выбрать себе достойную профессию и не бояться покинуть стены детского дома и перейти в другое учебное заведение.
Программа состоит из следующих блоков:
- Подготовительный блок.
- Профессиональное просвещение.
- Занятия по социально-правовой ориентации.
- Завершающий блок.
Программа работы по профессиональной и социально-правовой ориентации воспитанников МКОУ “Детский дом № 1” 2011–2012 г.
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Категория воспитанников | Ответственные |
1. | Подготовительный блок: – работа с личными
делами выпускников, |
Сентябрь2011– август 2012 г. Ноябрь – январь. |
9-й класс. | Социальные педагоги. |
2. | Профессиональное просвещение: – ознакомление с
доступными выпускникам детского дома видами труда и профессиями, |
февраль, март, апрель Февраль. |
9-й класс. |
Социальные педагоги
|
3. | Занятия по социально правовой ориентации: –
практическое занятие “Как работать с УФМС”, |
Февраль |
9 класс 9 класс |
Социальные педагоги |
4. | Завершающая работа: – Оказание помощи
воспитанникам в выборе профессии в соответствии с интересами,
склонностями и способностями.
|
Апрель апрель
|
9-й класс |
Социальные педагоги |
1. Блок состоит из следующих этапов:
– Работа с личным делом выпускников. В личном деле должны быть все документы необходимые выпускнику (паспорт, свидетельство о рождении, ИНН, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования ,информация о родственниках, документы по жилью). Так же по мере возможность мы пытаемся найти родственников наших выпускников братьев, сестер, двоюродных бабушек, дедушек и.т.д. которые в будущем смогли оказать подростку моральную поддержку.
– Встреча выпускников предыдущих годов. Такие встречи помогают воспитанникам сориентироваться в дальнейшей жизни. Ребята закончившие наше учреждение делятся с будущими выпускниками проблемами которые возникают при самостоятельной жизни, рассказывают о жизни в общежитии, о профессиях которые они выбрали, об учебных учреждениях в которых получают специальность.
2. Блок состоит из следующих этапов:
– Ознакомление с доступными видами труда и профессиями-. Рассказываем о содержании той или иной профессии, где данная профессия находит свое применение, выясняем финансовую сторону, и в каких учебных заведениях можно получить специальность. Далее с ребятами проводятся беседы, в которых выясняется, какие специальности их на данном этапе заинтересовали.
– Экскурсии в учебные заведения города (ПУ, техникумы, лицеи) в которых описывается специальности, которые можно получить в том или ином учреждение, рассказывается, о содержании профессии так же проводятся экскурсии по учебным классам и общежитию учебного заведения.
– Совместная работа с Центром занятости населения– специалисты центра рассказывают подросткам о специальностях востребованных в данный момент на рынке труда.
– Беседа о льготах, которые имеют дети сироты, и дети оставшиеся без попечения родителей при поступлении и не посредственном обучении в учреждении профессионального образования.
3. блок состоит из следующих этапов:
– Практическое занятие как работать с УФМС России. В ходе беседы рассказывается куда обращаться в случае утери паспорта, какие штрафы нужно оплатить, как зарегистрироваться по месту жительства или по месту пребывания. В занятие входит заполнение самим воспитанником тренировочного бланка для каждого из вышеперечисленного случая.
– Беседа “Не копи долги по коммунальным платежам”. В ходе беседы рассказывается, какие последствия несет за собой не оплата коммунальных платежей. В ходе беседы рассказывается, где как можно оплатить коммунальные платежи.
– Беседа “ Как потратить стипендию (зарплату)” подросткам предлагается расписать, как бы они потратили стипендию или зарплату, потом совместно обсуждается что необходимо купить или за что заплатить в первую очередь, а от чего и вовсе можно отказаться.
– Беседа “Социально– правовые аспекты брака” в ходе беседы подросткам объясняется, какие права и обязанности имеет каждый член семьи. Какие права имеют родители и дети. Какие обязанности имеет семья как ячейка общества.
4. блок состоит из следующих этапов:
– Оказание помощи выпускнику в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями, способностями. На данном этапе с ребятами проводится анкетирование, выясняются их интересы. Еще раз проговаривается и обсуждается выбранная профессия.
– Контрольная беседа о выбранной профессии. С воспитанниками еще раз обсуждается выбранная профессия. Воспитанники заполняют заявление на поступление в образовательные учреждения по выбранной специальности.
– Проведение торжественной линейки. В ходе которой выпускникам вручаются памятки и говорятся напутственные слова.
– Передача выпускников в учебные учреждения. Знакомство с мастерами и руководителями групп. Заселение в общежитие.