Наш день начинается музыкой. Музыка звучит по радио и телевидению, в театре, опере, балете. Музыка сопровождает торжественные заседания, празднества, народные гуляния. Без преувеличения можно сказать, что музыка сопутствует человеку всю жизнь В древности считали, что музыка есть нечто таинственное; и разные народы объявляли ее “даром богов”, о ее сверхъестественной силе слагались сказки и легенды. Действительно, музыка – искусство необыкновенное, для нее не существует языковых барьеров, ей не нужны переводчики.
Музыка – искусство интернациональное и общечеловеческое. Возможности музыки особенно велики в нравственном воспитании человека, она пробуждает в людях все хорошее, открывает лучшие стороны их натуры. Значит, музыка может смягчать, улучшать нравы, делать людей чище и добрее. Ни один композитор не прошел в своем творчестве мимо сокровищ народных песен. Народные мелодии живут в произведениях великих мастеров, обогащенные самобытным талантом музыканта, и, словно самоцветные камни в искусной оправе, сверкают яркими гранями. Сегодня народное искусство нуждается в помощи. И самая лучшая помощь ему – наша память. Урок музыки – это всегда праздник, это мини-спектакль, это концерт, который ребята ждут с нетерпением. Ведь на таком уроке ребенок может не только проявить свои индивидуальные способности, научиться чему-то новому, узнать много интересного, но и раскрыть свою душу.
И труды учителя не проходят для детей бесследно. Вот что писала ученица Шамова Мария, участница фольклорного ансамбля, в своем сочинении о музыке: “То, что трудно объяснимо, может просто быть услышано, и тогда не останется непонятливого ученика. Ведь музыка есть все, и все – есть музыка. В ней и гармония, и хаос, в ней вечность и мгновения, жизнь и смерть. Музыка создает образы, не требуя объяснений, она затрагивает невидимые душевные струны и меняет сознание незаметно для нас. Она наполнена той поэзией вечности, которую донесла до наших дней только природа, и сама природа исполнена поэзией музыки. Сегодня музыка сопутствует человеку, раскрашивая его жизнь разноцветными красками. Музыка в молчании седовласого старца и в глазах новорожденного ребенка…”. Поскольку музыка способна оказывать столь сильное воздействие на этическую сторону души, то она должна занимать одно из самых достойных мест в образовании и воспитании детей.
Заключительный урок музыки в 4 классе, составлен в форме урока-концерта под названием “Фонарики дружбы”. Урок раскрывает тему 4 четверти “Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ” по программе образовательных учреждений под руководством Д.Б.Кабалевского.
Урок раскрывает следующую цель: выявление уровня интереса учащихся к музыке, насколько ярко и устойчиво проявляется увлеченность ею, любовь к ней;
Задачи урока:
- Образовательные: формировать умения размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять ее образное содержание;
- Развивающие: способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка, его духовных сил средствами музыки;
- Воспитывающие: формировать вкус к жизни через соприкосновение с искусством.
Ход урока
1. Вход: “Летите, голуби” И.И. Дунаевского, сл.М.Матусовского.
У. “Наше музыкальное путешествие по странам и континентам мы начали с песни советского композитора И. И. Дунаевского “Летите, голуби”.
У. Что изображает вступление?
Д. Полет голубей, взмахи крыльев.
У. Чем считают люди голубя, каким символом?
Д. Люди считают голубя символом мира.
У. “Я расскажу вам одну притчу. Бог войны Марс собрался воевать, но когда он стал надевать свои доспехи, то обнаружил, что в его шлеме голубка свила гнездо. Жена Марса попросила не трогать голубку, а подождать когда появятся птенцы. Но когда появились птенцы, то воевать не пришлось. Так голубка спасла мир”. Давайте вместе с голубем мира отправимся в путешествие по странам и континентам.
Звучит музыка “Летите, голуби” И. И. Дунаевского, сл. М.Матусовского
У. “А теперь я всех приглашаю в величественную и суровую страну Норвегию. В страну диких скал, густых лесов, узких извилистых рек и морских заливов. Посмотрите, ребята, как красив здесь заход солнца. Я знаю, вы любите эту музыку и мелодию, это чудо очарование и предлагаю вам ее исполнить.
2. Исполнение: “Заход солнца” Э. Грига.
У. Кто автор этого произведения? (Учитель показывает портрет композитора.)
Д. Норвежский композитор Эдвард Григ.
У. В каком веке написана музыка?
Д. В XVIII веке.
У. А только ли в XVIII веке можно было написать музыку о восходе солнца, о красоте природы?
Д. Музыку, рисующую картины природы писали в разное время, многие композиторы, ведь никто и никогда не перестанет восхищаться ее красотой.
У. А теперь маленький Австрийский городок Зальцбург (показать на карте город).
Давайте заглянем в один из домов! За клавесином сидит маленький мальчик припудренном парике, в расшитой золотой ниткой камзоле, на его ногах туфли с большими пряжками, а на поясе пристегнута маленькая шпага.
У. Ребята, о ком я говорю?
Д. О Вольфганге Амадее Моцарте.
У. А что вы знаете о детских годах этого мальчика? Чем он прославил себя и свою страну?
Д. (Дети вспоминают все, что знают о Моцарте.)
У. Кто был первым учителем В. Моцарта?
Д. Первым учителем у мальчика был его отец, он очень любил своего сына.
У. Давайте послушаем одно из самых известных произведений композитора.
3. Слушание: “Рондо в турецком стиле” В. А. Моцарта.
У. Что прозвучало?
Д. “Рондо в турецком стиле”.
У. Что изобразил композитор?
Д. Композитор хотел изобразить барабан.
У. Моцарт хотел изобразить на фортепиано звучание только что появившегося тогда в Европе большого барабана, который был изобретен в Турции и поэтому долго назывался “турецким”. Эту пьесу еще называют “турецким маршем” – это не верно, хотя в самой музыке есть черты характерные для марша и четкий, почти маршевый ритм.
У. В какой музыкальной форме написано это произведение?
Д. В форме рондо.
У. Что значит слово рондо?
Д. Рондо в переводе с итальянского языка означает круг.
У. А теперь перенесемся в страну “Восходящего солнца”.
4. Слушание: “Вишня” японская народная песня.
У. В какую страну мы попали?
Д. Мы попали в Японию. (Учитель показывает на карте Японию.)
У. Япония лежит на четырех островах и омывается со всех сторон водой.
А как вы узнали, что мы попали в Японию?
Д. Прозвучал фрагмент из японской народной песни “Вишня”.
У. Как японцы называют вишню?
Д. Японцы называют вишню сакура.
У. Какая звуковая система лежит в основе японской народной музыке?
Д. В основе японской народной музыке лежит пентатоника.
У. Сколько звуков в этой системе?
Д. В этой системе 5 звуков.
У. Покажите на инструменте эти 5 звуков. (Дети показывают на инструменте пентатонику.)
У. О каких событиях рассказывает песня?
Д. В песне рассказывается о красоте вишни, о благоухании расцветающих цветков дерева природы.
У. Да, в песне рассказывается об очаровании природы, о лепестках опавших с вишни – сакуры.
У. Давайте попытаемся в песне передать красоту сакуры (ребята исполняют песню).
5. Исполнение: “Вишня” японская народная песня.
У. Какой композитор дал вторую жизнь японской песне “Вишня”?
Д. Вторую жизнь песне дал советский композитор Д. Б. Кабалевский.
У. В какой музыкальной форме построено произведение?
Д. В музыкальной форме вариация.
У. Я предлагаю послушать фрагмент вариации на тему японской песни “Вишня” композитора Д.Б. Кабалевского.
6. Слушание: “Вариации на тему японской песни “Вишня” Д. Б. Кабалевского.
У. Что случилось с вишней?
Д. Вишня погибла.
У. В музыке звучит колокольный набат, который рассказывает о событиях 1945 года – атомной бомбардировке городов Хиросимы и Нагасаки. В звучании колокола мы слышим призыв к добру и миру.
Весь мир знает о японской девочке Садако Сасаки, которая осталась жива после атомной бомбежки, но она сильно болела и должна была умереть. Девочке приснился сон о том, что если она сделает из бумаги 1000 белых журавликов, то будет жить. Садако принялась за работу. О ней узнали дети в разных странах и решили помочь. Они прислали ей своих журавликов, но девочки уже не оказалось в живых. Эта печальная история облетела весь мир, как белый журавлик. Так давайте в память о красивой стране Японии, в память о дружбе, возьмем с собой небольшой подарок – белого бумажного журавлика. Берегите мир на планете, берегите дружбу!
Дети раздают бумажных журавликов, звучит песня “Фонарики дружбы”
У. Из Японии мы попадаем в гости и прямо на обед, а на столе – бульба.
В какую страну мы попали?
Д. Мы попали в Белоруссию.
У. А как вы догадались?
Д. Бульба в переводе с белорусского языка на русский означает картошка.
У. Давайте все, вместе вспомним название национальных белорусских инструментов.
Дети называют национальные инструменты: цимбалы, скрипка, басетля, дуда, свирэли, бубен.
У. А теперь исполним танец “Бульба”.
Описание движений танца “Бульба”.
1–8 т. Руки на поясе, притоп с разных ног, с поворотом корпуса.
9–16 т. “Посадка”. Правая рука из фартука берег картошку, ведет вправо, левая влево, голова провожает каждое движение.
1–8 т. Руки на поясе, притоп с разных ног, с поворотом корпуса.
9–16 т. Открываем руки в стороны, голова покачивается из стороны в сторону. Закрываем руки. “Прополка”. Тройное переступание, руки переводим с право на лево, с маленьким наклоном.
1–8 т. Прикрыться от солнца то правой, то левой рукой – ладонью вверх. Подняться на полу пальцы.
9–16 т. Тройные прыжки, повороты вправо и влево, руки на поясе.
7. Слушание: “Плясовые наигрыши” в исполнении оркестра русских народных инструментов.
У. Куда мы попали, в какую страну?
Д. Мы попали в Россию.
У. А как вы догадались?
Д. По инструментам звучащим в оркестре.
У. А какие русские народные инструменты вы знаете?
Дети перечисляют и показывают на картинках.
Рожок Жалейка Сопель Свирель Свистульки Брелки и Ложки Бубенчики |
Трещетка Дрова Рубель Коробочка Кокошник Колокольчики ЛБубенчики |
Балалайка Гусли Домра Гармошка Бич |
У. Издавна наша Родина славились красочными ярмарками, где звучали веселые наигрыши и задорные песни. Предлагаю всем принять участие в игре на русских народных шумовых инструментах и превратиться в шумовой оркестр.
8. Исполнение: “Оркестр” шумовых инструментов. “Калинка” фонограмма.
У. Сегодня пришли к нам в гости участники фольклорной группы, они приготовили для нашего внимания русскую народную шуточную песню “Жил был Иван”.
У. Давайте поблагодарим девочек за хорошую песню дружными аплодисментами.
У. Перечислите, пожалуйста, признаки русской народной песни.
Д. Русскую народную песню мы можем отличить от музыки других народов по следующим признакам: распевы, обрыв и подхват слова, поступенность, протяжность, перенос ударения в словах, исполнение на русском языке, использование русских народных инструментов.
У. Я думаю, что мы сегодня совершили поучительное, увлекательное и интересное путешествие по разным странам. Молодцы, ребята, но наше путешествие подошло к концу, пора прощаться. Я предлагаю закончить наш урок песней о дружбу. А кто скажет, как она называется?
Д. Эта песня называется “Дружат дети всей земли”
9. Исполнение: “Дружат дети всей земли”. Муз. Львова – Компанейца, сл.В.Викторова
У. Давайте скажем до свидания! До новых встреч!
А вот домашнее задание на каникулы: слушайте музыку, пойте и учите песни, и нарисуйте рисунки с нашим замечательным уроком.