Разделительные твердый и мягкий знаки

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (220 кБ)


Цели: формирование универсальных учебных действий на уроке.

Предметные: формировать умения грамотно писать разделительные ъ и ь знаки в словах; научиться широко пользоваться правилом, чтобы избежать ошибок; применять изученные способы действий.

Метапредметные:

личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

регулятивные: выполнение пробного учебного задания по аналогии ;

познавательные: поиск необходимой информации ( извлечение из текстов), подведение под понятие, использование знаково-символических средств, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

коммуникативные: умения работать в паре, группе, выражение и аргументация своих мыслей, мнения с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений.

Тип урока: урок рефлексии.

Технология: технология деятельностного метода.

Учебные материалы: учебник “Русский язык, 4 класс, ч.1”, рабочая тетрадь “Русский язык, 4 класс, ч.1” (авт. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, УМК “Перспектива”), интерактивная презентация, мультимедийный проектор, коробочки, кружки-баллы, магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Вы будете соревноваться. В классе четыре группы, в жюри – один человек. Каждая группа и каждый участник должны постараться набрать больше баллов, чтобы победить. В каждой команде есть командир, который будет класть в коробочку баллы – кружочки за письменные работы, а жюри (учитель) будет отмечать на доске баллы за устные ответы. В конце урока посчитаем баллы и посмотрим, чья группа самая сильная и кто из вас окажется самым умным, активным.

Прочитайте девиз класса. (Слайд 2)

Дети.

Если много будешь знать,
То получишь в классе “пять”.

У.

Назовите девиз урока.
Мы будем думать, отвечать,
Рассуждать и обсуждать
И в тетрадях писать
На оценку “пять”.

II. Создание учебной ситуации

У. Начнем урок с проверки домашнего задания. Какое задание вы выполняли дома? (Слайд 3)

Д. Мы выполняли упражнение № 36 из РТ № 1 с. 62, в котором нужно было подчеркнуть слова с приставками и обозначить приставки.

У. Какие слова вы выбрали в первой группе? Объясните свой выбор.

Сережа. В первой группе я выбрал такие слова: пожар, поехать, позолота, покрас-ка, почитать, поливка, помирить, покрывало, помешать, половина.

К слову “пожар” подбираю однокоренные слова: жар, жарко, значит по- это приставка; поехать – еду, по- приставка; позолота – золотой, по- - приставка; покраска – красить, по- - приставка.

У. Кто продолжит объяснять?

Лада. Подбираю однокоренные слова к оставшимся словам: почитать – читать, поливка – лью, помирить – мир, покрывало – накрыть, помешать – мешать, половина – разломать, значит, во всех этих словах есть приставка по-.

У. Какие слова выбрали во второй группе?

Ваня. Загадка – гадать, позвать - звать, нагрузка – груз, известить – весть, попросить – просим.

Настя. Подарок – дарить, захотеть – хочу, напугать , спугнуть – пугать, зазнайка - знайка.

У. Есть ли орфограмма в написании приставок?

Коля. Приставки в-, за-, на-, над-, о-, об-, от-, до-, пере-, при-, по-, под- всегда пишутся одинаково, их надо запомнить. Это орфограмма.

Остальные ученики внимательно слушают, оценивают работу отвечающих, т.е. выбирают лучшего комментатора.

III. Постановка учебной задачи

1. Игра “Помоги Робику” (упр. 146, с. 96) (Слайд 4)

Устно детьми составляются слова с данными в скобках приставками, выявляют место и причину затруднения.

У. Какая орфограмма появилась в новых словах? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Д. Писать слова с разделительным ъ.

У. Назовите тему урока.

Д. Правописание слов с разделительным ъ знаком.

У. Когда в слове пишется разделительный ъ знак? Сформулируйте правило. (Подведение под понятие (П))

Маша. Разделительный ъ знак пишется после приставки, которая оканчивается на согласную букву, перед буквами е, ё, ю, я. Например, съел, подъём.

У. Согласны вы с Машей? Проверьте свои знания, прочитав первую часть правила “Узелки на память” на с. 97. (извлечение необходимой информации из текста (П))

У. А теперь выполним второе задание нашего упражнения. Что нужно сделать?

Д. Составить словосочетания с получившимися словами по образцу и обозначить приставки. (Выполнение пробного учебного задания по аналогии (Р))

Саша. Съел обед. Объел кору. Объяснил непонятное. Разъяснил задание. Объеди-нил людей. Разъединил провода.

Лена. Объявление о помолвке. Заявление в суд. Отъехал от дома. Объехал лужу. Подъехал к школе.

У. Во всех ли словах написали ъ?

Д. Нет. В слове “заявление” после приставки за- перед гласной я ъ не пишется.

У. Почему, корень в слове ведь начинается на гласную букву я?

Д. Из правила мы узнали, что ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласную букву, а приставка за – оканчивается на гласный, значит ъ не пишем. (аргументация учащимися своего мнения (К))

У. Молодцы!

2. Закрепление навыка употребления ъ в словах.

У. Закрепить умение писать ъ в словах вам поможет работа в паре, но перед началом работы прочитайте, пожалуйста, внимательно “Шаги к умению” на с. 98, это поможет вам избежать ошибок в работе.

Работа в паре: упр. 147 с. 98. Дети записывают слова под диктовку друг друга, организуют взаимопроверку. (Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)) (Проверка по эталону – на доске) (Слайд 7)

IV. Физкультминутка (выполняется под музыку песни “Серебристые снежинки”)

У. Ребята, посмотрите в окно. Давайте попробуем поймать эти удивительные снежинки вместе со мной. (Слайд 8)

Летит (правая ладонь вверх),
Летит (левая ладонь вверх),
Лови его (соединить ладони),
Пусти гулять по свету (подкинуть “снег”)
И вновь горстями захвати (наклон и захват “снежинок”),
Покружися в танце с ветром (поворот вокруг).
Белый снег пушистый
В воздухе кружится (руки вверх, покачивания)
И на землю тихо (присели)
Падает, ложится (сели на места).

3. Словарная работа (Слайд 9-11)

Отгадайте загадки.

а) Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

б) Кто на свете всех сильнее? (Муравьи)

У. А сейчас послушайте наиболее трудную загадку, дайте правильный ответ.

в) Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (Вьюга).

У. Запишите отгадки, разберите слова по составу, подчеркните орфограмму. Какая орфограмма в данных словах? Когда в слове пишется разделительный ь?

Даниил. Разделительный ь знак пишется после согласных перед гласными е, ё, и, ю, я.

У. Проверьте свои знания прочитав вторую часть правила (“Узелки на память” с. 97). Что в тексте было для вас новым? (Поиск необходимой информации (П))

Д. Разделительный мягкий знак не пишется после приставок.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (коммуникативные умения; использование знаково-символических средств, самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)).

Работа в группах:

1. У. Запишите правило правописания разделительных ъ и ь знаков в виде схемы. (Ученик от каждой группы записывает схемы. Схемы получились одинаковыми): (Слайд 12)

2. Игра “Кто быстрее?” Выполняется упражнение 148, с. 98 (устно) (Слайд 13)

Проверка по эталону, затем “по цепочке” ученики объясняют написание пропущенных букв.

VI. Закрепление с проговариванием во внешней речи (в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на изученный способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух).

Работа в РТ № 1 с. 63 (устно). (Слайд 14)

а) работа в группе: упр.98

б) работа в паре: упр.99 (взаимопроверка)

(Самооценка работ.)

VII.Включение в систему знаний и повторение

Творческая работа (по вариантам) (Слайд 15)

У. Ребята, помогите Робику составить текст заявления и объявления.

(Опорная схема заявления)

Ф.И.О.______________

должность__________

Ф.И. заявителя _______

заявление.

дата

подпись

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

У. Достигли ли мы поставленной на уроке цели?

Д. Да, мы узнали когда в слове надо писать разделительный ъ, а когда разделительный ь.

У. Решите тест (каждому ученику раздается тест), проверьте ответы по учебнику, оцените свои знания.

Тест (Слайд 16)

1. Где пишется разделительный твердый знак в словах? Выбери верное утверждение.

а) только в корне слова;

б) только после приставок.

2. Закончи предложение.

Разделительный твердый знак пишется только после приставок, которые _____________________________________________________________

3. С каких букв должен начинаться корень? Поставьте знак “ + ” против правильного ответа.

__ с гласных

__ с согласных

4. С каких гласных должен начинаться корень слова. Обведи нужные буквы.

а, ё, ы, е, ю, и, я

5.*Что общего между правилом правописания разделительного твердого знака и правилом правописания разделительного мягкого знака?

______________________________________________________

Чем отличаются эти правила? ____________________________

______________________________________________________

У. Что вам было интересно на уроке?

Д. Работать в группах, в парах, проверять работу соседа.

IX. Итог урока

У. А сейчас подведем итоги нашего соревнования. Какая группа больше набрала баллов? Кто самый умный, активный ученик?

X. Домашнее задание. Упр. 150 с. 99 (записать предложения в определенном порядке, чтобы получился связный текст; вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор.)

Р.S.

Образцы заявления и объявления:

Руководителю спортивной секции

Алёшкину В.Н.

Робика, ученика 4 “А” класса

МОУ СОШ № 12

заявление.

Прошу Вас зачислить меня в спортивную секцию по футболу.

01.10.11 г.

Робик

 

 

Объявление.

15 декабря 2011 года в 15.00 часов в спортзале МОУ СОШ № 12 состоится товарищеская встреча по футболу между командами 3 “А” и 4 “А” классов.

Приглашаются все желающие.

12.12.2011 г.

Спорткомитет школы

 

Литература

  1. Методические рекомендации “Уроки русского языка в 4 классе”, авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.
  2. Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. Кн.2. Книга для учителя М. Первое сентября. 2000.
  3. Я иду на урок в начальную школу. Тесты по русскому языку. Сб. – М. Олимп, Первое сентября, 1999.

Используемые материалы

  1. Я иду на урок. Повторяем правила написания мягкого знака. В. Сотникова. Первое сентября № 9, 2011.