Однажды М.Фарадею одна любознательная дама задала вопрос:
- Господин профессор, даже если вы и достигнете того, о чём говорите, то какой в этом прок?
- Мадам, - ответил учёный, - можете ли вы мне сказать, какой прок от новорожденного ребёнка?..
Как угадать, какое научное открытие окажется востребованным? Как разглядеть в сидящем за партой школьнике Ломоносова, Пушкина, Эйнштейна?..
XXI век смело можно назвать веком биологии и химии. Куда ни бросишь взгляд, вокруг нас – продукты химической переработки, а сама жизнь наша – смена различных химических процессов. Вся история материальной культуры человечества связана с использованием законов природы, а фундаментальные биологические знания являются научной основой общих принципов организации промышленности и сельского хозяйства. Медицина, генетика, селекция, ветеринария, сельскохозяйственная практика, экология основаны не только на знании биологии, но и на химических законах.
Тем печальнее видеть, как в нашей стране учащиеся все чаще выбирают в качестве своей будущей профессии юриспруденцию, психологию, экономику. И это – в то время, когда во всем мире растет престиж именно биолого-химических знаний и профессий!
По мнению академика РАН, ректора МГУ им. М.В.Ломоносова, президента Союза ректоров России Виктора Садовничего в России через 5 лет наиболее востребованными будут специальности и профессии, связанные с изучением живых организмов, законов окружающей среды.
Садовничий пояснил свою позицию тем, что человечество подошло к рубежу, когда главные и нерешенные еще вопросы связаны, в первую очередь, именно с живым организмом. И хотя за последние десятилетия в этой сфере сделаны революционные прорывы: расшифрован геном, идут эксперименты на стволовых клетках и т.д., "здесь больше вопросов неизвестных, чем решенных". Поэтому, на взгляд Садовничего, через "пятилетку" это станет главным направлением научных исследований и подготовки специалистов. Также, продолжил ректор ""главного вуза страны"", будут востребованы специалисты, изучающие географию, медицину, генетику.
Как показали исследования социологов, в десятку самых востребованных профессий ближайшего будущего попадут:
1. Инженерные специальности.
2. IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.
3. Нанотехнологии.
4. Специальности на стыке электроники и биотехнологий.
5. Маркетинг и продажи.
6. Специальности, связанные с сервисом (например, химчистка, приготовление пищи).
7. Логистика.
8. Экология.
9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни.
10. Химия.
Специалисты в области химии будут особенно востребованы в сфере энергетики. Хотя, как известно, на ближайшие 10 лет запасов нефти хватит, уже сейчас человечество работает над развитием альтернативных источников энергии. К 2016 г. разработки и исследования в области альтернативных, экологически чистых источников энергии достигнут своего пика - и без химиков здесь будет совсем не обойтись.
Перед общеобразовательной школой всегда стояла и стоит проблема: как при обучении основам наук учитывать индивидуальные особенности учащихся – их интересы, склонности, способности? Очевидно, в рамках общего образования необходима определенная дифференциация обучения с учетом интересов и направленности личности школьников. Одно из решений данной проблемы – открытие специализированных классов, в которых один предмет или цикл предметов учащиеся изучают по специальным программам.
С 1997-1998 учебного года в нашей школе реализовался углубленный курс обучения химии.
В 2008 году в нашей школе приступили к работе по введению предпрофильного и профильного обучения.
Контингент профильных классов очень сложный: об ученическом коллективе можно сказать, что он слишком “разнородный”. В то же время, именно в профильных классах есть дети с высокими способностями, требующие индивидуального подхода.
На подготовку и проведение уроков в специализированных классах требуется больше времени и сил, чем в обычных классах. Недостаточно сформировать у учеников знания и умения, важно обучение самому познанию, всемерно развивать у них познавательную самостоятельность.
Цели работы профильного класса:
- Обеспечить предпрофильную подготовку по естественным предметам;
- Сформировать устойчивый интерес к изучению законов природы, - воспитание у учащихся устойчивого естественнонаучного мировоззрения;
- Создать условия для дальнейшей адаптации учащихся при обучении в старшей школе и в ВУЗах.
- формирование условий для эффективного обучения в нашей школе детей, интересующихся химией и биологией;
- обучение учащихся на современном научном уровне, позволяющем им быть конкурентоспособными в XXI веке;
- воспитание личности, понимающей законы природы и осознающей себя ее частью;
- подготовка к поступлению в выбранные химические, биологические, медицинские и прочие вузы.
Для достижений этих целей в своей работе стоит помнить о следующих принципах обучения:
- Создание мотивации изучения предмета.
- Принцип минимума.
- Контроль усвоения на каждом занятии.
- Использование обучающих алгоритмов.
- Кумулятивной системе оценки знаний.
Особое значение я придаю созданию положительной мотивации изучения химии, т.е. смыслу обучения химии. Здесь на первое место выходит проблема отбора содержания предмета. Широко использую в своей работе современные методы и приемы, элементы современных педагогических технологий.
Важно, что ученики получают возможность самореализовываться, и это способствует мотивации учения. Центральным звеном развивающего обучения и любой из его технологий можно считать проблемное обучение на основе межпредметной интеграции.
Во время работы я использую скорее не предложенные в литературе технологии в полном объеме, а их детали, доработанные в соответствии с конкретными условиями. Главное, что должны приобрести школьники, выходя из школы, - не столько собственно знания химии, сколько освоение обобщенных видов учебной деятельности. Если мой ученик не помнит наизусть, например, степени окисления хрома или марганца, но умеет её прогнозировать, связав понятие “степень окисления” с электронной конфигурацией атома, положением химического элемента в периодической системе, я за него спокойна. Он, несомненно, научился главному – мыслить.
С целью реализации элементов развивающего обучения на уроках я использую различные методические приемы: ступенчатое изложение нового материала, составление и затем использование наглядных схем - конспектов, работа по алгоритмам, по технологическим картам.
Положительный опыт обучения, а также развития коммуникативной компетенции учащихся, достигается при внедрении в образовательный процесс элементов проблемного, частично-поискового, модельного метода обучения. Организуя самостоятельное творческое осуществление процесса познания, использую метод проектов, который всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, предполагает решение какой-то проблемы и направлен на получение результата.
В классах, где химия является профильным предметом, возможно использование эвристических и исследовательских методов, которые могут быть реализованы в виде проблемных лекций, дискуссий (семинаров), самостоятельных работ учащихся исследовательского, творческого характера, включающих выполнение опытов, конструирование приборов, изготовление моделей, отражающих строение веществ, построение графиков, схем, решение расчетных и экспериментальных задач. Химический эксперимент в профильных классах может иметь форму практикумов, позволяющих проводить исследования, подтверждающие изученные теоретические положения, выполнять опыты по распознаванию, получению и изучению свойств веществ и т.д.
На мой взгляд, развивая познавательный интерес, необходимо обращение к истории науки, становления научных теорий (алхимия, флогистонная теория горения, представления о строении атома). Иначе учитель преподносит готовые факты, не объясняя их происхождения, как плохой математик, заставивший своих учеников зубрить наизусть все ответы в конце задачника, не показывая им самих задач.
Учитывая специфику мышления детей, привлекаю сведения из литературных произведений, из истории. Удачные примеры творческих заданий проблемного, интегративного характера нахожу в сборниках творческих заданий П.А. Оржековского, Г.В. Лисичкина, Л.Ю. Аликберовой и др.
Предлагая творческое задание интегративного характера, осуществляю связь с различными областями знания и человеческой деятельности: биологией, историей, литературой, географией и т.д.
С большим интересом учащиеся включаются в поиск ошибок в литературных произведениях, обсуждение отрывков из научно-популярных книг, учебников прошлых лет.
Реализация элементов метода CASE STUDY позволяет показать детям путь настоящего исследования в тех случаях, когда нет готовых ответов на те или иные вопросы, когда нет объяснения некоторых природных явлений.
Считаю, что каждый учащийся должен иметь возможность повысить свой творческий потенциал, проявить себя в самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Поэтому предлагаю самые разнообразные темы и формы для творческой работы. Это могут быть такие задания (индивидуальные и групповые), как, например, подготовить доклад, реферат, написать статью в школьную химическую газету, найти нужную к уроку информацию в Интернете. Ученики работают индивидуально или создают творческие группы по 2-3 человека. В таких группах работа распределяется между школьниками. Например, один участник такой творческой группы берет на себя реферативную часть работы, а другой выполняет компьютерную презентацию по этой теме.
Считаю, что изучение химии невозможно без эксперимента.
Почти все знаменитые химики, по их собственным рассказам, с детства любили ставить химические опыты, - может быть, как раз поэтому они и посвятили свою жизнь химии. Удачный эксперимент, своими руками проделанный и своими глазами увиденный, может доставить немалое удовольствие и принести немалую пользу.
Выполняя химические опыты, учащиеся узнают об индивидуальной природе веществ, устанавливают взаимосвязи между строением веществ и их свойствами. Особое внимание в своей работе я уделяю проблемному эксперименту, систематическое применение которого позволяет достигать реальных результатов в развитии творческих способностей школьников. Это дает прекрасную возможность организовать эвристическую деятельность учащихся. Для того чтобы лабораторная работа не прошла бесследно, я сопровождаю эксперимент яркими, запоминающимися цитатами из художественной и научно-популярной литературы, фактами из жизни ученых.
Есть много увлекательных, интересных и поучительных опытов, которые не таят в себе угрозы, они практичны, занимательны и красивы. Увлечение химией начинается с проведения опытов. Как, наверное, каждый учитель, за время своей работы в школе я собрала своеобразную коллекцию занимательных, наглядных, простых в исполнении опытов, выполняемых с использованием реактивов из аптеки, хозяйственного или продуктового магазина. Такой, порой неожиданный, эксперимент помогает мне расширить кругозор своих учеников, развить их познавательный интерес, любознательность.
В нашей школе в профильных классах ведутся уроки химии и биологии, а также элективные курсы, роль которых дополнить и углубить изучаемый материал. Специфика элективных курсов позволяет уделять должное внимание формированию не только теоретических знаний, но и практических умений, найти возможность проводить не просто традиционный эксперимент, но и организовать работы творческого характера. Так, при изучении темы “рН среды” в этом учебном году мы провели исследование почв п. Северный. Работа легла в основу исследовательского проекта, посвященного 175-летию Д.И. Менделеева.
Нашей творческой группой были разработаны и апробированы следующие элективные курсы:
- “Чудеса в химической лаборатории” (9 класс)
- “Знакомство с биохимией” (10-11 класс)
- “Решение усложненных задач по химии” (10-11 класс)
- “Окислительно-восстановительные реакции” (10-11 класс)
Курс “Знакомство с биохимией” в 2006 году вошел в Сборник элективных курсов (естественно-математический цикл), и был рекомендован для использования учителям, реализующим профильное обучение школьников.
Основные характеристики курса “Знакомство с биохимией”
- Курс рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 10-11 классов
- Программа включает наиболее важный теоретический материал
- Максимум внимания уделено материалу прикладного характера
- Приоритет отдается постановке проблемных и исследовательских опытов
В течение всего учебного года предполагается проводить теоретически-практические занятия в форме практических и лабораторных работ. Теоретический материал подбирается в основном прикладного характера, близкого и понятного учащимся.
Элективный курс для
химико-биологического профиля
Решение задач повышенного уровня сложности
10-11 класс (2 года обучения)
Цель курса:
Закрепить и систематизировать знания основ науки и научить применять их на практике при решении расчетных и экспериментальных задач.
To use grey cells (Нужно шевелить мозгами –
любимое выражение Эркюля Пуаро)
Задачи курса:
- Повысить теоретический уровень знаний учащихся по химии
- Закрепить навык владения учащимися вычислительными действиями, алгоритмами решения типовых задач, использования при решении задач важнейших законов химии и физики
- Способствовать интеграции знаний учащихся
- Способствовать формированию умения работать с веществами
Элективный курс
“Окислительно-восстановительные реакции”
11 класс (34 часа)
Цель курса:
Закрепить и систематизировать теоретические знания учащихся и отработать умения и навыки работы в химической лаборатории.
Химия связывает знакомое
с основными законами природы
П.Эткинс
Задачи программы
- Научить определять и разъяснять смысл изученных понятий и законов.
- Научить на основе изученных законов и теорий устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения, высказывать предположения (гипотезы) о возможных результатах эксперимента, анализировать результаты проводимых опытов.
В систему работы учителя по внедрению профильного обучения в школе следует отнести допрофильной подготовке, которую условно можно разделить на два этапа:
1 этап (8 класс)
Проведение информационно-разъяснительной работы с учащимися и их родителями о целях и задачах профильного обучения, возможностях учебных заведений региона, потребностях регионального рынка труда.
2 этап (9 класс)
Анкетирование учащихся 9 классов в начале учебного года с целью изучения их образовательных потребностей.
Ведение предпрофильных элективных курсов.
Введение элективных курсов для предпрофильной подготовки в 9 классах общеобразовательной школы должно решить важную проблему: помочь ребенку определиться с будущим профилем, а, в конечном счете, и будущей профессией.
Работу по предпрофильной подготовке я строю таким образом, чтобы ознакомить учащихся с методами познания природы, сформировать и развить креативные способности школьников, интерес к химии, необходимые в жизни навыки безопасного обращения с веществами, воспитать ценностное отношение к природе, и конечно, к своему здоровью.
Считаю, что занятия элективного курса не должны дублировать уроки химии ни по содержанию, ни тем более по форме проведения. Особенность элективного курса заключается в его насыщенности активной деятельностью учащихся: самостоятельной работой с объектами изучения, творческими заданиями, лабораторным экспериментом.
При работе в 9 классе беру за основу индуктивный способ изучения материала, максимально используя наблюдения учащихся, их жизненный опыт, а также информацию, почерпнутую при прочтении научно-популярной, художественной литературы, при просмотре различных телепередач.
Реализация задач биологического профильного образования возможна при наличии соответствующей материальной базы. В школьном кабинете химии есть все необходимое для работы в профильных классах. Многие пособия уникальны, изготовлены учителями и учащимися школы.
В кабинете химии имеется дополнительная литература по подготовке учащихся к ЕГЭ, сборники для абитуриентов, пособие для обеспечения спецкурсов, факультативов, элективных курсов. Накоплен дидактический материал, на каждый стол распечатаны опорные конспекты по основным темам химии и , методические рекомендации для проведения практических и лабораторных работ.
Работа в профильном классе естественно сопряжена с работой с одаренными детьми. Как правило, это сложные характеры, требующие к себе особого внимания. Учитель должен уделять этим ребятам особое внимание. Для этого, при подготовке к уроку отдельные задания заготавливаются для сильных учеников (особенно на контрольных и проверочных работах). Много сил уходит для работы с одаренными детьми после уроков (это и подготовка к олимпиадам разного уровня, и работа над творческими проектами в рамках НОУ, которое к слову работает в нашей школе с 2008 года).
С целью повышения педагогического мастерства, совершенствования методов, форм и способов обучения учащихся химии и биологии учителя школы) проводят заседания МО по актуальным темам, обмениваются опытом работы при проведении открытых уроков и внеклассных мероприятий, посещают базовые, проблемные курсы и семинары БелРИПКППС и т.д.
Однако в организации профильного обучения химии и биологии существует проблема:
1. Не учитываются межпредметные связи по профильным предметам, что, с одной стороны, приводит к дублированию тем и потерям учебного времени, а с другой стороны, затрудняет осознанное восприятие учебного материала.
2. Сокращение времени на изучение курсов химии и биологии на профильном уровне.
С 2008 года мы проходимитоговую аттестацию в форме ЕГЭ. В связи с анализом результатов ЕГЭ, считаю необходимым усилить внимание к изучению, повторению и обобщению наиболее значимых вопросов курса. К ним относятся: химическая связь, особенности состава и строения неорганических и органических соединений различных классов; взаимосвязь веществ; особенности протекания процессов гидролиза солей; реакции окислительно-восстановительные; электролиз расплавов и растворов солей; качественные реакции неорганических и органических веществ; общие химические принципы химического производства.
Для успешного формирования важнейших понятий, составляющих основу перечисленных выше компонентов содержания, в учебном процессе целесообразно чаще предлагать разнообразные по форме упражнения и задания на применение этих понятий в различных ситуациях, шире использовать внутрипредметные связи.
В частности, такой подход важен при усвоении трудной для учащихся темы “Электролиз”. При изучении различных случаев электролиза предметом обязательного обсуждения должны стать вопросы: что такое электролиз, как он протекает, как предсказать состав продуктов электролиза в том или ином случае.
В разделе “Химическая связь” целесообразно уделить больше внимания усвоению учащимися понятия относительной электроотрицательности химических элементов и формированию на основе соответствующих заданий умения использовать при определении вида химической связи “Ряд относительной электроотрицательности элементов”.
При формировании базовых знаний об окислительно-восстановительных реакциях необходимо обеспечить не только формирование понятий окисление и восстановление, но и отработку умений определять окислитель и восстановитель, степень окисления элементов в сложных веществах и указывать, как изменяются степени их окисления в процессе реакции.
При формировании понятий “скорость химических реакций” и “химическое равновесие”, которые важны для понимания учащимися фундаментальных законов протекания химических реакций и научных принципов производства неорганических и органических веществ, особое внимание следует уделить рассмотрению таких условий смещения равновесия, как изменение концентрации веществ и изменение давления.
Необходимо также ориентировать учащихся на овладение языком химии, на использование номенклатуры ИЮПАК, на совершенствование умения терминологически грамотно характеризовать любой химический процесс.
С внедрением ЕГЭ в школьную практику важное значение приобретает совершенствование методики контроля учебных достижений выпускников. Формы контроля могут быть самыми разнообразными в зависимости от конкретных целей и специфики изученного материала. Учитывая содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и принятую форму его проведения, целесообразно шире использовать задания на комплексное применение знаний из различных разделов курса. Обучая школьников приемам работы с различными типами тестовых заданий (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом), необходимо добиваться понимания того, что успешное выполнение любого задания невозможно без тщательного анализа его условия и выбора оптимальной последовательности действий.
Каковы же итоги работы в профильных классах?
Учащиеся профильного класса принимают активное участие в олимпиадах, добиваясь хороших результатов.
Учащиеся класса стали победителями и призёрами школьных, районных олимпиад и конкурсов, активно участвуют в работе Всероссийского Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”, в работе научно-практической конференции.
Среди выпускников профильных классов - победители и призеры интеллектуальных конкурсов различных уровней. Практически все выпускники профильных классов поступили в вузы.
Традиционно выпускники нашей школы успешно поступают в Высшие учебные заведения страны, продолжают обучение в средних специальных учебных заведениях. Выпускники профильных классов становятся студентами МГУ, медицинских, инженерных, технологических факультетов ВУЗов Москвы, Курска, Воронежа, Белгорода.
См. презентацию.