Цель: Показать, что чувство Родины и любовь к Отечеству свойственна поэтам разных стран и разных национальностей.
Задачи:
- Формировать у учащихся культуру восприятия поэтического слова.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, умение чувствовать настроение лирического произведения.
- Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, услышанному.
Оборудование: учебник Н.А. Чураковой "Литературное чтение. 3 класс"; презентация к уроку; карточки с заданием для групповой работы; распечатанный на каждого ученика текст стихотворения Р. Бернса "В горах мой сердце" на английском языке; выставка рисунков детей по теме "Любимый уголок моей Родины".
Введение в урок
- Мы продолжаем путешествие по разделу "Разные страны, разные поэты, общая любовь к Отечеству". (Слайд 1).
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением талантливого поэта Роберта Бернса. (Слайд 2)
Информация о поэте (Слайды 2, 3)
Роберт Бернс - шотландский поэт. Создал самобытную поэзию, в которой прославил труд, народ и свободу, бескорыстную и самоотверженную любовь и дружбу. Он родился 25 января 1759 года. В прошлом году любители его поэзии отмечали 250-летие со дня его рождения. А в Шотландии 25 января считается национальным праздником. Этот день отмечается поклонниками творчества поэта во всём мире. Роберт Бернс с детства очень много читал. Начал писать стихи, когда еще учился в школе. Он стал известным буквально сразу после выхода его первой книги.
Чтение и анализ стихотворение Р.Бернса "В горах мое сердце" (Слайд 4)
- Прочитайте название стихотворения. Можно ли по его названию определить отношение поэта к своему Отечеству? (Он сердце свое "отдал" горам Шотландии, значит, он сильно любит свою Родину)
- Предположите, почему же горы, почему именно им поэт "отдает" свое сердце? (предположения детей)
Краткая информация о стране (Слайды 5-8)
Шотландия - это составная часть Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Границы Шотландии остаются неизменными почти 500 лет. Характер шотландского народа и его образ жизни складывались под влиянием природного окружения. В этой стране широко распространены скалистые холмы и болота, а в ее центральных и западных районах преобладают горы. А шотландцы - это горный народ, отличавшийся гордостью, доблестью, храбростью.
Послушайте стихотворение "В горах мое сердце".
- Вам понравилось стихотворение? Поделитесь своими мыслями, чувствами.
- Прочитайте сами еще раз стихотворение, чтобы прочувствовать его до конца.
Беседа по содержанию:
- От чьего имени ведется повествование в стихотворении? (От имени лирического героя)
Прочитайте 1 строфу.
- Кем предстает перед нами лирический герой? (Он охотник, скачет по исхоженным тропинкам вслед за оленем)
- Что для него значит Родина? (Для него Родина - это любимый, хорошо знакомый край)
Прочитайте 2 и 3 строфы.
- Чему они посвящены? (Лирический герой прощается с Родиной. Покидая ее, он остается сыном своего Отечества)
- А в этих строках, о какой Родине идет речь? (О стране, об Отечестве)
- Как он называет свое Отечество? (Отечество славы и доблести край)
- Как вы понимаете выражение "Отечество славы и доблести край"?
- Найдите строчки, из которых видно, что по своей воле герой никогда не покинул бы Родину. (По белому свету судьбою гоним. Навеки останусь я сыном твоим).
Прочитайте последнюю строфу.
- Что заметили? (Последняя строфа повторяет первую)
- Предположите, зачем автор повторяет целую строфу? (Этим поэт подчеркивает, что между ним и его родиной - расстояние, которое никак не преодолеть, это состояние усиливает последняя строка)
Групповая работа. Три группы получают первое задание, три группы получают второе задание.
Перечитайте стихотворение. Подумайте, какие разные чувства вызывает у героя воспоминание о Родине. Вам поможет словарь чувств. Ваши мысли необходимо будет подкрепить строчками из текста.
(Чувство восторга, которое он испытывает во время охоты; чувство гордости; чувство глубокой преданности Родине; чувство скорби; чувство боли и тоски; чувство несправедливости).
Перечитайте стихотворение. Подумайте, меняется ли настроение в стихотворении. Если да, то как? Вам поможет словарь настроений (Слайд 9).
(Меняется. Восторг - гордость - печаль - тоска).
Продолжение работы:
- Сколько строф в этом стихотворении? (4 строфы)
- А если бы не было деления на строфы, как можно было бы поделить его?
- Какой смысл вы видите в такой композиции? (Стихотворение является возвышенным прощанием с Родиной, с любимым северным краем (это 2-я и 3-я строфы), признанием в любви этому краю (это 1-я и 4-я строфы). Таким образом, от чувства любви к малой родине (в 1-й строфе) герой возвышается до чувства любви к Отечеству (во 2-й и 3-й строфах), а потом снова возвращается к прежнему чувству - глубокому чувству любви и боли одновременно по отношению к малой родине).
- Как же надо прочитать это стихотворение, чтобы передать настроение и чувства лирического героя?
Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
- Какой темп нужно выбрать для чтения: медленный, средний, быстрый?
- Какие слова нужно выделить голосом, прочитать их с большей силой?
Время на подготовку. Если вас затронет чье-либо выступление, вы можете поддержать чтеца аплодисментами.
Вывод: при чтении хороший читатель вкладывает в чтение произведения свое настроение, свое чувство. И мне кажется, вы постарались сделать это.
Подарок: стихотворение "В горах мое сердце" на английском языке.
- Вы изучаете английский язык. Я думаю, вам будет интересно услышать, как звучит стихотворение "В горах мое сердце" Роберта Бернса на английском языке. Может быть, кто-то захочет выучить его наизусть.
My Heart's In The Highlands
My heart's in the Highlands, my heart is not here,
My heart's in the Highlands a-chasing the deer -
A-chasing the wild deer, and following the roe;
My heart's in the Highlands, wherever I go.Farewell to the Highlands, farewell to the North
The birth place of Valour, the country of Worth;
Wherever I wander, wherever I rove,
The hills of the Highlands for ever I love.Farewell to the mountains high cover'd with snow;
Farewell to the straths and green valleys below;
Farewell to the forrests and wild-hanging woods;
Farwell to the torrents and loud-pouring floods.My heart's in the Highlands, my heart is not here,
My heart's in the Highlands a-chasing the deer
Chasing the wild deer, and following the roe;
My heart's in the Highlands, whereever I go.
Чтение и анализ хокку Иссё (Слайд 10).
- Прочитайте самостоятельно хокку Косуги Иссё (1653-1688) в переводе Веры Марковой и подумайте, являются ли эти строчки стихами о Родине? (Да, это стихи о Родине)
- О какой родине идет речь? О "малой"? О "большой"? (Если лирический герой говорит о том, что его глаза "видели все на свете", значит, имеется в виду, что он весь свет обошел, везде искал красоту и истину, смысл жизни. То, что глаза лирического героя "вернулись" к белым хризантемам, можно понимать по-разному. Если белые хризантемы - конкретные цветы в саду, то смысл стихотворения - нет ничего более ценного, чем "малая родина", чем именно дорого "мое" конкретное родное местечко, куда я всегда возвращаюсь. Если же вспомнить, что хризантема для японца - символ его Родины (Слайды 11, 12), то смысл стихотворения будет несколько другим: можно повидать разные страны, но нет ничего лучше Отечества)
- Какой же вывод можно сделать? (Речь может идти как о "малой" родине, так и о "большой" Родине)
Обобщение по теме (Слайды 13, 14).
Работа в группах: Соберите пословицы и объясните их смысл.
Своя земля | чужая - мачеха |
Родина - мать, | и в горсти мила |
На чужбине родная землица | умей ее защищать |
Родная сторона - мать, | во сне снится |
Своя земля и в горсти мила.
Родина - мать, умей ее защищать.
На чужбине родная землица во сне снится.
Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
Выставка рисунков:
Из ваших рисунков я подготовила выставку. Она получилась очень красивой, потому что каждый из вас стремился передать то настроение, которое навеяла тема "Любимый уголок моей Родины".
- Прочитайте высказывание на слайде (Слайд 15): "Каждому народу свойственно любить свое Отечество". Вы согласны с этим высказыванием? (мнения учащихся).
Итог урока. Рефлексия
- Что для вас слово "Родина"?
- Что значит "любить Родину"?
- Как можно выразить свою любовь к Родине?
Спасибо за урок! (Слайд 16)
Д/задание: выразительное чтение стихотворения Р.Бернса, по желанию - выучить наизусть.
Использованная литература.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 3 класса.
- Захарова В.В., Серова М.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс.
- Бернс Р. Лирика: Стихотворения в переводе С.Я. Маршака.
- Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org/
- Интернет-ресурсы: http://lets.enjoy-english.ru/
- Интернет-ресурсы: http://japan-gallery.artsportal.ru/