Цель:
- знакомство с творчеством С.А.Есенина и его поэзией, изобразительными средствами в лирике поэта;
- совершенствование умения анализа стихотворения;
- воспитывать видение прекрасного, любовь к природе, поэзии, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию школьников.
Оборудование: портрет С.А.Есенина, выставка книг, картин природы художников; высказывания со словами поэта.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы начинаем урок.
II. Сообщение темы и цели урока.
Чтение эпиграфов к уроку.
Какой чистый и какой русский поэт. М.Горький
Чувство Родины - основное в моём творчестве. Нет поэта без родины. Россия! Какое хорошее слово. И "роса", и "сила", и "синее что-то": С.А.Есенин
Но и тогда
Когда во всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".
С.А.Есенин
III. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
3 октября 2012 года русскому поэту Сергею Есенину исполнится 117 лет со дня рождения.
Две даты: 3 октября 1895 года - 28 декабря 1925 года. Первая - дата рождения, вторая - дата смерти поэта.
30 прожитых поэтом на этой земле лет: Много это или мало? В Закавказье, где поэт бывал ни раз, в старину говорили: " Тридцать лет человек должен учиться, тридцать лет должен путешествовать и тридцать лет - писать, рассказывать людям всё, что он увидел, узнал, понял".
Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба - подтверждение другого старого изречения: "Жизнь ценится не за длину".
"Ведь я мог дать не то, что дал" ,- признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, это целый мир. Он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном - о любви к родине.
2. Знакомство с биографией поэта: сообщения учеников.
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье.
"В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село: Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь. Вдали, в дымке. Синеют леса, воздух чист и прозрачен.
Детство поэта прошло у родителей матери. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
Золотая словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.
С детства поэта окружала родная природа, с её первыми словами он впитывал народный поэтический взгляд на мир - песни матери, сказки бабушки, мудрые присловья деда
Как и все крестьянские дети , он знал нелегкий крестьянский быт. Всё это стало источником его творчества: жизнь народа, природа, народное творчество.
Из автобиографии поэта: "Стихи я начал писать рано, лет десяти, но сознательное творчество отношу к 16-17-ти годам".
Родина, Россия была для Сергея Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: "Россия:Какое хорошее слово:и "роса", и "сила", и "синее что-то:"
О пашни, пашни, пашни
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.
3. Знакомство с поэтическим миром поэта.
- Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал её:
"Спит черёмуха в белой накидке:"
"Словно белою косынкой подвязалася сосна:"
"Отговорила роща золотая берёзовым веселым языком:"
(звучит романс на стихи С.Есенина "Отговорила роща золотая").
- Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами.
Выражение чувств через явления природы - одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.
Многие образы его стихов родились из загадок или созданы по типу загадок, то есть, в основе образа лежит скрытое сравнение, как в загадке:
а) Золотою лягушкой луна распласталась на синей воде:
б)
На грядки серые капустки волноватой
Рожок луны по капле масло льет:
в)
Щебетнули звёзды месяцу:
"Ой ты, желтое ягнятище,
Ты не мни траву небесную,
Перестань бодаться с тучами:"
4. Особенности поэзии С.Есенина.
- В поэзии С.Есенина можно отметить 3 главных цвета: алый, синий, золотой. Синий и голубой - символ устремленности к небу, т.е. к чему-то недосягаемому; алый - цвет любви, горения; золотой - изначальный цвет.
IV. Анализ стихотворения "Белая береза".
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Анализ стихотворения.
А) Какие чувства возникли у вас после прослушивания стихотворении?
(красоты березы, восторжение ею, любви к природе:)
Б) А почему вы решили, что о красоте?
(т.к. автор описывает берёзу:, говорит какая она:)
В) При помощи чего поэт показывает красоту березы?
(при помощи художественных средств)
Г) Найдите ключевые слова, при помощи которых автор описывает дерево.
- "белая береза" - эпитет;
- Да, одним из ключевых слов стихотворения является определение "белая".
- Что значит "белая"?
(чистая, это ощущение радости, света:)
Белый цвет в старину отождествляли с божественным, он означал причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.
- принакрылась - олицетворение;
- Какое возникает при этом ощущение?
(одушевленности:)
- Слово "принакрылась" создает ощущение одушевленности образа березы, которая предстает живой, одухотворенно, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой. И стремление упрятать, сберечь то, что таится внутри. И попытка сохранить то очарование, что излучает она - легкая, изящная, ослепляющая белизной.
- пушисты ветки - эпитет
- снежною каймой - эпитет
- белой бахромой - эпитет
- На что они указывают и что выражают?
Только зоркий взгляд поэта-живописца смог передать это скрытое движение жизни.
- точно серебром - сравнение
- Какой смысл оно несет в себе?
Это сравнение получает несколько значений: необычной красоты, драгоценного одеяния.
- под моим окном
- На что указывает эта фраза?
Личная сопричастность происходящего поэту чувствуется в строке "под моим окном". Он не просто восхищен необыкновенно красивой картиной природы, но и, пристально вглядываясь в открывшееся взору чудо, делает неожиданные открытия.
- заря обходит - олицетворение
- Какой она показана? Каково её значение в строфе и во всем стихотворении?
В последней строфе главная роль отведена заре. Особая роль зари подчеркнута союзом а, который выделяет ее и включает в общее движение жизни. В ней сочетаются степенность, величавость. Она заботится о березе, как мать, благословляющая свою дочь.
V. Выводы, итоги урока.
- Какой нам показал березу поэт?
(Береза предстает самым прекрасным и дорогим деревом. Она как будто находится в центре мира.)
Береза - самое любимое дерево русского народа и " одно из почитаемых у славян деревьев". Ей посвящено много народных песен, с нею связывались надежды на исцеление от болезней.
- Какие краски, цвета использует автор в произведении?
- Какое значение имеют художественные средства в этом тексте?
- Какова основная мысль стихотворения?
VI. Творческая работа.
- Опишите берёзу на представленных вам картинах.
VII. Домашнее задание. Анализ стихотворения "Топи да болота:"