Информационные технологии как средство развития одаренности и познавательной деятельности школьников на уроках биологии

Разделы: Биология


В рамках Национального проекта “Образование” одним из приоритетных направлений является развитие одаренности и исследовательских способностей школьников. Информатизация образования открыла перед школой Новые возможности в оптимизации образовательного процесса. Информационные технологии позволяют сегодня сделать обучение более актуальным, интересным, открытым, значимым, дают возможность интенсировать деятельность учителя и школьников, повышать качество обучения по изучаемым предметам, поднять уровень обученности школьников даже при низкой мотивации учащихся.

В последнее время наблюдается массовое внедрение ресурсов Интернета в школьное образование, каждый учитель по достоинству оценил их помощь в обучении школьников. С улучшением материальной базы нашего образовательного учреждения, учителя получили возможность систематически применять в работе персональные компьютеры, информационные ресурсы, интерактивные карты, тренажёры, видеофрагменты, графики и создавать авторские компьютерные игры по предметам. Все это даёт учителю новые возможности для развития одаренности и творчества учеников и помогает поднять образование на более высокую качественную ступень. А в центре данной деятельности ученик выстраивает свой процесс познания. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. Нельзя не сказать и о значении интернета для самообразования педагогов и использовании богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам.

На первом Всероссийском съезде учителей биологии, делегатом которого я была, особое внимание было уделено внедрению информационных технологий и проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе школы для развития одаренности школьников.

Никто не будет оспаривать тот факт, что, как правило, каждый человек получает от природы какие-то задатки, т.е. способности, заложенные природой. Однако, в процессе жизни, воспитания, самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть, погублены неразумным обучением и воспитанием.

В нашей школе обучается немало детей, имеющих ярко выраженные способности: учебные, познавательные, интеллектуальные, эстетические и другие. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей. Распознавание способностей у детей, а также содействие их развитию является областью особого внимания педагогического коллектива, а сохранить интерес у учащихся к изучению предметов на протяжении всех лет обучения – главная задача каждого учителя.

Приоритетным направлением работы педагогического коллектива является проектно-исследовательская деятельность, для чего глубоко изучили работы современных ученых педагогов - психологов И.Д. Чечеля, Е.С. Полата. Успешно внедряя в работу их главные идеи по исследовательской и проектной деятельности, добились развития творческих способностей учащихся. Уверены, что проектно-исследовательская деятельность – как раз тот “витамин” интереса к науке, которого часто не хватает современной школе, детям особенно сегодня. Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к “игре во взрослых” еще сильна. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам. Уверены, данной работе надо учить школьников, даже одаренных детей, без обучения исследования проведены не будут.

С 2008 года успешно в школе апробируются УМК проекта “Сферы” и “Основы проектной деятельности”, автора Когана. Данная работа позволяет научить проектно-исследовательской деятельности школьников на научной основе. УМК прошел апробацию, проведены консультации для учителей, которые обучали исследовательской деятельности школьников, а в 2010-2011 в учебный план была включена исследовательская деятельность в классах начальной школы, среднего и старшего звена. Учебный план по данному курсу выполнен. Отчетной работой юных исследователей стали групповые и индивидуальные работы, лучшие из которых были представлены в мае на школьной научно-практической конференции, где участвовали учащиеся младших классов и учащиеся среднего и старшего звена.

В результате систематической работы по проектно-исследовательской деятельности ученики могут самостоятельно проводить исследования, оформлять и защищать свои научные труды, решать задачи познавательного характера на высоком творческом уровне. 32% школьников подготовлены к самостоятельной исследовательской деятельности. У школьников сформировалась положительная мотивация к самостоятельной творческой исследовательской работе, интеллектуальная инициатива и аналитический подход к собственной деятельности.

Пришли к выводу, что исследовательская деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в школе.  

Вся перечисленная работа проделана для создания прочного фундамента, на котором создано НОУ в нашей школе и поэтому достойно работает.

С 2005 года успешно руковожу школьным научным обществом учащихся и предметной творческой группой “Биология”. Вся деятельность научного общества учащихся направлена на внедрение информационной технологии и проектно – исследовательской деятельности. В результате систематической целенаправленной работы педагогов творческих предметных групп, всего педагогического коллектива сегодня НОУ в нашей школе активно многопрофильное, состоит из 13 предметных творческих групп учащихся со 2–11 класс, имеет свой сайт, количество членов НОУ ежегодно пополняется. Таким образом, выполняется авторская программа “Развитие одаренности учащихся – задача школьного научного общества”. Юные исследователи участвуют в олимпиадах, конкурсах различного уровня.

Численность НОУ

2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011
198 учеников 230 учеников ученика учеников

Вот уже седьмой год в школе № 5 царит “просвещенья дух”. Но чем больше мы вникаем в проект, тем больше понимаем значение научной деятельности.

Изюминка в работе нашего НОУ - апробация и внедрение кейс технологии в деятельность научного общества: создан банк материалов для проведения исследований, необходимых методик для выполнения проектов, рекомендаций, “бумажных” и компьютерных вариантов исследовательских работ. Кейс систематически дополняется интересными, творческими продуктами:

- авторские ролевые играми;

- авторскими компьютерными играми школьников по предметным творческим группам.

Например, данными продуктами деятельности предметной творческой группы НОУ компьютерными играми по ХКК пользуются педагоги города, района и даже края. Они получили высокую оценку главного методиста института усовершенствования учителей Е. Г. Пак.

О деятельности НОУ ежегодно мы рассказываем в СМИ, на родительских собраниях, уроках и внеклассных мероприятиях. И вот уже авторский проект приобрёл свои традиции. Ведь совместная деятельность одаренных учащихся и педагогов дает возможность развиваться, обогащаться и расти. Опыт работы школьного научного общества представлен в районе, крае.

Полученные знания по информационной технологии и проектно-исследовательской деятельности дали школьникам возможность участия в конкурсах: краевых, всероссийских и международных и есть достойные результаты.

Приняли участие в краевом конкурсе экспериментальных программ “Развитие одаренности учащихся – задача школьного научного общества”, присуждено 3 место и выиграли грант.

Вместе с учащимися старших классов приняли участие во Всероссийском конкурсе педагогических инициатив “Цифровые образовательные ресурсы регионального компонента”. В результате совместной работы создали коллекцию: научно-исследовательских работ школьников, авторских компьютерных игр по ХКК, WEB-сайт с методическим обеспечением по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках НОУ (научного общества учащихся) и методические рекомендации для учителей биологии к их использованию, стали победителями конкурса. В результате деятельности получен ценный методический опыт в подготовке учащихся к проектно-исследовательской деятельности с шестого класса, учителя города и района творчески перерабатывают полученный опыт и внедряют в свою деятельность.

Большую помощь в работе со школьниками оказывает использование возможностей Интернет-ресурсов. Участие в интернет-олимпиадах позволяет школьнику расширить свой кругозор и знания, стимулирует желание узнать больше, а для этого возникает необходимость улучшения навыка владения информационными технологиями. Учащиеся нашей школы ежегодно принимают активное участие в международных интернет-олимпиадах: “Эрудиты планеты”, “Зубренок”, “Колосок”, школьники имеют грамоты и дипломы. Результаты участия школьников во Всероссийских олимпиадах и конкурсах “Портфолио”, “Познание и творчество” и др. свидетельствует о наличии системы работы с одаренными детьми. Учителя школы работают над проблемой формирования положительной мотивации к учению на основе развития у учащихся надпредметных умений и навыков, интенсивного использования источников информации с активным привлечением сетевых интернет - ресурсов в урочной и внеурочной деятельности. Если в 2009-2010 году учащиеся принимали участие в 27 конкурсах, а общее количество учащихся составило 316 учащихся, то в 2010-2011 учебном году в 28 конкурсах более 360 учащихся. Внедрение информационных технологий дало положительные результаты в обучении учащихся. Успеваемость 100%, качество знаний 38%. За три последних года два ученика стали победителями краевой олимпиады, призёрами - три школьника.

Наблюдается стабильность успеваемости и качества знаний учащихся школы. В 2010 – 2011 учебном году восемь выпускников стали медалистами (4 – золотых и 4 серебряных). Высокой оценки заслуживают результаты ГИА, ЕГЭ по биологии, информатике, русскому языку. Качество знаний 69,7% по русскому языку, средний балл – 3,9,а по алгебре – качество 3,8, средний балл – 3,8, Результаты ЕГЭ по биологии не ниже четырех. Из 42 выпускников в высшие учебные заведения поступили 36, 6 – в средние образовательные учреждения. Особое внимание в крае уделяется обучению детей – инвалидов, с 6 – по 8 октября в краевом центре проведен семинар по теме “Подготовка педагогических и руководящих работников, ответственных за реализацию проектов “Развитие дистанционного образования детей – инвалидов” и модернизация региональных систем общего образования в 20011-2012 учебном году. В работе семинара я приняла участие и еще 5 учителей из школ города №2,4,5. Каждому школьнику дома установят бесплатно компьютер, подключат интернет, продумана и организована работа сетевых педагогов и педагогов-предметников. Нас учили работать в образовательном сайте “Телешкола”, а для детей - инвалидов ресурсы сайта будут бесплатными.

Достижения

Фамилии четверых наших одаренных старшеклассников внесены в энциклопедию “Одаренные дети – будущее России” и педагогов школы.

Павлюк Юлия - награждена медалью за выдающиеся заслуги в номинации “Им принадлежит будущее”. Медаль является высшей общественной наградой для одаренных детей, достигших высоких результатов в обучении, научно-исследовательской деятельности, обладающих талантами. В течение пяти лет Юлия - участница Всероссийского фестиваля “Портфолио”, ее работы – это первые научные труды, победитель экологических конкурсов, автор компьютерных игр для учащихся 6–7 классов по изучению краевого компонента, она - пять лет достойно руководила научным обществом учащихся в школе. Коллектив учащихся и педагогов считают, что Юлия заслужила своим трудом такой высокой оценки.

Сергаева Татьяна - награждена медалью за выдающиеся заслуги в номинации “Им принадлежит будущее”. Имеет удостоверение к медали “Одаренный ребенок”, участница Всероссийского фестиваля “Портфолио”, в августе по итогам выполнения исследовательских работ по данной теме была приглашена для участия в международном симпозиуме по проблеме лесных богатств на Дальнем Востоке в г. Хабаровск;

- Ежегодно наши одаренные дети принимают участие во Всероссийском фестивале “Портфолио”, 18 учащихся награждены дипломами и сертификатами фестиваля;

- учащиеся принимают участие во Всероссийском конкурсе “Познание и творчество”, лауреатами конкурса стали 9 учащихся и один победитель.

Формирование ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способствует вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникшие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них, а вся перечисленная деятельность развивает одаренность школьников. Следовательно, применение информационных технологий в обучении позволяет сохранить интерес у учащихся к изучению школьных предметов на протяжении всех лет обучения и развить одаренность.