На протяжении нескольких лет работаем по программе «Кроха» в группе раннего возраста. Нами был прослушан обучающий семинар, что и послужило внедрением в практику работы программы «Кроха» Г.Г. Григорьевой, Д.В. Сергеевой, Н.П. Кочетовой. планирование воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста является на сегодняшний день одним из актуальных вопросов. Планируя работу с детьми раннего возраста, следует учитывать ряд принципиальных позиций [2]:
- Ориентироваться на цель воспитания и развития ребенка раннего возраста и задачи, в которых конкретизируется цель.
- Цели и задачи реализуются при содержательном взаимодействии взрослого и детей в разных видах деятельности.
- Деятельность – это предмет освоения детьми, а также условие и форма развития ребенка. Чем лучше ребенок овладел ею, тем выше уровень его развития. Поэтому задача элементарного освоения ребенком действий, а затем и деятельности – одна из основных.
В каждом разделе программы первой младшей группы представлены задачи развития деятельности, а также задачи развития ребенка в ее условиях. В деятельностном взаимодействии взрослого и ребенка планируется решение задач всестороннего развития ребенка, и потому в планировании надо иметь ввиду все линии, направления развития. План воспитательно-образовательной работы группы детей раннего возраста следует составлять при обязательном участии обоих воспитателей, по возможности психолога и медицинского работника, родителей. В этом случае все участники педагогического процесса объединяются единой целью. Задачами воспитания. Система работы требует видения перспективы развития всей группы в целом и каждого ребенка в отдельности[2]. С этой целью удобно ввести перспективное планирование.
Примерная схема перспективного плана в первой младшей группе
Неделя | Подраздел программы | Тема | Программное содержание | Материал | Литература |
В группе данного возраста нами ведется на основе перспективного планирования календарное планирование. Календарный план не только содержит работу на занятиях, но и в других режимных моментах. Календарный план может быть оформлен в виде таблицы:
Примерный календарный план воспитано-образовательной работы в первой младшей группе
День недели | Режимные моменты / Содержание | Программное содержание | Методы и приемы | Используемый материал | Участники | Литература |
Календарный план при наличии перспективного плана можно составлять на неделю. Приложение.
Литература:
- Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. и др. Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк.учреждений/ [Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.]. – М.: Просвещение, 2007. – 80 с.
- Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. и др. КРОХА: метод.рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк.учреждений / [Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.]. – М.: Просвещение, 2007. – 207 с.
- Зворыгина Е.В. Я играю!: условия для развития первых самодеятельных сюжет.игр малышей: пособие для воспитателей и родителй/ Е.В. Зворыгина. – М.: Просвещение, 2007. – 112 с.
- Коробова М.В. Малыш в мире природы: метод.пособие для воспитателей и родителей/ М.В. Коробова, Р.Ю. Белоусова; [ науч.ред. Г.Г. Григорьева]. – 3- изд.- М.: Просвещение. 2010.- 94 с.
- Кочетова Н.П. физическое воспитание и развитие детей раннего возраста: метод.пособие для воспитателей и родителей/ Н.П. Кочетова.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2008.-112 с.
- Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. – М.:МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2007.- 56 с.: цв. вкл.