Формирование педагогической компетентности родителей на основе мировоззренческого (сократического) диалога

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • закрепить представление о воспитании ответственности у дошкольников;
  • научить родителей применять предлагаемые техники в повседневной жизни;
  • формировать уважительное отношение друг к другу.

Ход собрания

1 этап: выявление спонтанных мировоззренческих представлений

Каждому из родителей хотелось бы, чтобы их ребенок вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности – это характеристика зрелой личности. Но закладывается оно именно в детские годы.

Как вы думаете, когда необходимо начинать воспитывать ответственность у ребенка? С какого возраста?

Я думаю, чтобы ответить на эти вопросы необходимо дать определение понятию «Ответственность».

Из толкового словаря: Ответственность – это обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.

Ученые утверждают, что именно дошкольный возраст – это время, когда «зернышки» ответственности должны быть «посажены» в благодатную почву.

Давайте же определим эти «зернышки». Какая бывает ответственность? (Записать на доске или выложить готовые карточки на магнитной доске).

  1. Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь (2,5–3 года: родители ограничивают достаточно жестко: электричество, горячие предметы, большая высота – под запретом).
  2. Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей. (Помните: «Мама спит, она устала, ну и я играть не стала...»).
  3. Ответственность за домашних любимцев (Собственные обязанности могут иметь даже дети 3 лет: например, помочь маме вымыть кормушку).
  4. Ответственность за собственные вещи (Малыш начинает понимать свою ответственность за состояние своих игрушек примерно в 3 года).
  5. Ответственность за собственные успехи, а особенно неудачи (Это начинается еще в возрасте до 1,5–2 лет, когда ребенок учится сам кушать, а потом и одеваться).
  6. Экологическая ответственность.
  7. Уголовная ответственность.
  8. Административная ответственность и др.

Вывод: Важно помнить, что личность малыша только формируется, и полной ответственности от него ждать не приходится, да и не нужно, т.к. ответственность – это большая нагрузка даже для взрослой личности, и ребенок к ней пока не готов.

Нужно деликатно и терпеливо закладывать основы ответственности, которые обязательно разовьются в более позднем возрасте.

И, конечно, главное для ребенка – это видеть пример близкого взрослого: ответственного, самостоятельного, в меру требовательного, но готового предоставить необходимую самостоятельность.

2 этап: Диалог (проблемный текст)

Давайте поговорим об ответственности. Предлагаю вашему вниманию следующую историю:

Закошмаренный родителями (Терехина Н.В.)
Время – далеко за полночь. Стараюсь проскользнуть домой незамеченным. Хотя пустой номер, наверняка не удастся. Мать, как всегда, ждёт, не ложится спать.
Сейчас начнётся: «Шляешься по ночам, приключений ищешь, где тебя носит? Нас сразу не станет, если с тобой что случится, только о себе думаешь, даже не позвонишь, а мы – жди, волнуйся, не спи».
Как они не понимают что у меня своя жизнь, что я взрослый, что их напрасное ожидание ничего не даёт, ничего не изменит. Я что им спать не даю, что ли? Надоело.
Лифт с натужным скрипом взобрался на шестой этаж. Входная дверь тихо скрипнула. В квартире – темно. Неужели я, наконец-то, приучил предков к своим поздним возвращениям, и они, впервые без нотаций отошли ко сну?...
Странно, дома никого. Два часа ночи. Ни записки, ни сообщения. Мобильники отключены. Взрослые люди, а предупредить не могли. Никакой ответственности. Ну не буду же я, как мама, всю ночь не спать. Это же просто глупо. Пойду и лягу.
Однако заснуть мне так и не удалось. В голову настойчиво лезли кадры криминальной хроники. Такого закошмаривания я не переживал даже после просмотра самых крутых ужастиков.

Знакомая ситуация? Наверняка, здесь присутствуют люди, которые переживали в жизни подобные моменты.

– Давайте вспомним, о чем думал наш герой, когда возвращался домой? (надоело…будут разборки…)

– Какие первые чувства возникли у мальчика? (бравада – у меня своя жизнь, я взрослый)

– В чем с ним можно согласиться? Не согласиться?

– Что удивило нашего героя? (тишина, отсутствие родителей)

– Какие чувства возникли у него, когда он увидел, что родителей нет? (взрослые люди, а предупредить не могла… никакой ответственности…)

– Что же «закошмарило» нашего героя?

– Как вы думаете, что произошло с родителями? Что они задумали?

– У каких родителей вырастают самые ответственные дети? Придерживающихся авторитарного стиля воспитания или попустительского («доверительного»)?

  • При авторитарном: выросший ребенок либо начинает бунтовать и приобретает самостоятельность, порвав все связи с родителями, либо остается безответственным исполнителем на всю жизнь.
  • При попустительском: дети испытывают трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела.
  • «Золотой серединой» является, конечно, авторитетный стиль воспитания, т.к. в нем сбалансированы необходимый контроль за поведением ребенка и предоставление ему разумной самостоятельности.

– Как вы думаете, какое воздействие окажет на героя подобная ситуация? Какой вывод сделал? Почему? (опыт! чувства! душа!)

Ответственность надо воспитывать. Или для этого необходим какой-то случай, жизненный опыт, свои переживания и сравнения, свои ощущения.

Вывод

Хочу подвести небольшой итог:

Взрослый должен быть внимательным наставником, к которому ребенок может обратиться, направляющий (но не толкающий!) в нужном направлении.

Взрослого уровня ответственности все дети достигают в разном возрасте. Для кого-то это 17–18 лет, но гораздо чаще это возраст около 25 лет. Именно в этот период происходит осознание полной личной ответственности за собственную жизнь. Однако остаются люди, которые уклоняются от ответственности, даже перешагнув за тридцатилетний рубеж.

Что можно сделать, чтобы ваш ребенок не оказался в их числе?

3 этап: Заключение

Памятка

КИРПИЧИКИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Буду как мама! Малыш видит, как ответственно относится его мама к работе или домашним обязанностям и в играх копирует именно такое поведение, делая его основой собственного характера.

Поощрение и санкции. Этот метод строится на теории положительного подкрепления: то, что несет позитив, закрепляется в поведении, а то, что несет негатив, – избегается.

Поручение посильных дел. Сделайте карточки с изображением этих обязанностей.

Напоминание и контроль. Если вы понимаете, что ребенок забыл о важном задании, просто подведите его к карточкам и спросите, все ли он сделал?

Как в сказке. Это чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр мульт- и кинофильмов.

Учимся, играя! Самый эффективный способ вложить что-то полезное в детскую голову – это поиграть с ним.

ВЫВОД:

Для дошкольного возраста характерна малая степень развития самосознания.

Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен знать, какое поведение одобряется, а после какого наступают санкции.

Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнает правила и нормы нашего взрослого общества, и именно это знание – основа ответственного поведения в будущем.