Формирование духовно-нравственной культуры личности для профилактики девиантного поведения

Разделы: Школьная психологическая служба


Важнейшее из человеческих усилий - стремление к нравственности.
От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование.
Только нравственность в наших поступках придаёт красоту и достоинство нашей жизни.
Сделать её живой силой и помочь ясно осознать её значение – главная задача образования.
А. Эйнштейн

Одним из направлений работы школьного психолога является профилактика девиантного поведения школьников.

Девиантное поведение – от латинского слова deviato – отклонение, отклоняющееся поведение – система поступков.

Успешному решению задач профилактики девиаций у подростков способствует целенаправленная, систематическая работа по формированию духовно-нравственной культуры личности учащихся.

Общество – это целостный организм, система социально-экономических, политических и духовных отношений, носителем которых выступает человек. Как известно, в своём поведении человек руководствуется убеждениями, взглядами, привычками. Поступки человека – социально значимы, в них объективно отражается его отношение к другим людям, семье, коллективу, обществу, нации. В силу того, что общество – это система определённых отношений, поведение человека будет или укреплять эту систему или же разрушать её.

Поэтому общество в процессе своего исторического развития и выработало особый социальный инструмент, с помощью которого может регулировать и направлять поведение каждого отдельного человека таким образом, чтобы оно не разрушало, а укрепляло общественный организм. Этим удивительным инструментом является мораль как система исторически сложившихся требований, норм, правил поведения человека, верность которым носит добровольный характер.

Мораль – самая древняя форма человеческого сознания, её зачатки можно видеть уже в первобытном обществе. Мораль первобытного общества, естественно, находилась на низком уровне развития. Она оправдывала каннибализм (людоедство) и убийство стариков, кровную месть и жестокие наказания. С развитием общества и изменением его экономической и социальной культуры меняется и мораль.

Несмотря на классовые различия, мораль имеет и общечеловеческие элементы. Одно из первых в истории правил нравственности можно сформулировать так: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Это правило возникло приблизительно в 6-5 веках до нашей эры одновременно и независимо друг от друга в различных культурных регионах – Вавилоне, Китае, Индии, Европе. Ему придавалось настолько большое значение, что впоследствии оно стало именоваться «золотым». Под этим названием оно дошло до наших дней. Его простая общечеловеческая суть состоит в признании того, что все люди равны в их стремлении к счастью, достоинству, что каждый индивид в этом отношении должен предъявлять к себе такие же требования, какие он предъявляет к другим, что человек становится человеком только тогда, когда он утверждает человеческое в других людях. Потребность относиться к другим людям как к самому себе, а точнее, возвышать себя через возвышение других и составляет основу морали, нравственности.

Нравственный мир человека не возникает сам по себе, он сложен и разнообразен. Его составляют мысли, чувства, поступки, мечты, планы, надежды, разочарования, радости и печали. Они тесно связаны и образуют систему.

Хотя у каждого народа простые нормы нравственности специфичны, в них включаются такие общие требования, как уважение человека человеком, вежливость и тактичность, внешняя опрятность и чистота, бережное отношение к результатам труда и материальным ценностям, заботливое отношение к физически слабым людям, умение дорожить своим и чужим временем, уважение к старшим, честность и правдивость, а также требования непримиримости к поведению, которое разрушает добрые человеческие отношения и унижает человеческое достоинство.

Наша школа носит имя А.Джанибекова - талантливого сына ногайского народа, педагога, просветителя, фольклориста, этнографа, учёного. Профессор Г.И.Волков написал: «Только через любовь ко всему родному, формируется уважение к другой культуре, языку, чужому мнению. Изучение культурных традиций семьи, быта необходимы для сохранения и передачи следующим поколениям главных человеческих ценностей: доброты, человечности, взаимопонимания, терпимости, уважения к старшим, ответственности перед своим родом».

В нашей школе придаётся большое значение изучению родных языков, познанию обычаев, традиций, культурных ценностей, исследованию истории происхождения народа, участию в национальных праздниках, осознанию этических правил. В школе изучаются ногайский и казахский родные языки, работают фольклорные кружки, проводятся концерты, фестивали с приглашением пожилых людей.

В школе существует традиция – после проведения Праздника последнего звонка выпускники с родителями и учителями едут в с. Малый Арал Красноярского района поклониться могилам святых ногайского и казахского народа – Сеид-Бабы и Букей –хана, сирийской подданной Айжамал. Действующий комплекс посещает очень много паломников, потому как в народе живёт поверье, будто бы прикасаясь руками к ограде, молясь и прося о помощи, нужно обойти три раза могилу Сеид-Бабы. Говорят, кто делает это искренне, находит исцеление и душевное равновесие, покой.

Ногайский народ за многовековую историю своего существования составил свои этические правила, которые устно передавались от поколения к поколению и сохранились до наших дней. Эдиге – активный государственный деятель Золотой Орды, с 1391 года самостоятельный правитель Мангитского улуса, глава многих поколений ногайцев установил свои заповеди «Великий Ясау Эдиге». Вот некоторые из них:

-Будьте послушны отцу и любите мать.

-Будьте друг к другу добры, сострадательны и снисходительны.

-Отец не должен делать постыдного, должен стать примером детям.

-Если тебя бьют камнем, бей хлебом.

-Кто поступает неправо, тот получает по своей неправде.

-Будьте сдержанны в гневе, страсти, в похоти, в пище.

-Гость старше отца, чти его всегда.

-Не имейте дела с подлецом, не пытайтесь научить уму дурака.

-Если хочешь жить – трудись, не покладая рук, расти богатство для потомства.

-В девочках воспитывайте мягкость, скромность, в мальчиках – мужество, ловкость, силу.

Игорь Кон писал: «Преемственность поколений всегда избирательна: одни знания, нормы, ценности усваиваются и передаются следующим поколениям, другие, не соответствующие изменившимся условиям, отвергаются или преобразуются». Современные каноны национальной этики не противоречат историческим заповедям, которые передавались из поколения в поколение с изменениями, соответствующим течению времени:

-Помни всегда и везде: ты потомок древнего и благородного народа, и поэтому не имеешь права на недостойные поступки.

-Знай и чти историю своего народа и края. Это знание укрепит твой дух, придаст силы в трудные минуты жизни.

-Всегда помни о том, что всё хорошее и плохое, что ты делаешь в жизни, обернётся тебе сторицей.

-Избегай ссор и скандалов. В ссоре с глупцом ты станешь глупее, а умного собеседника полезнее просто выслушать.

-Никогда не оскорбляй ничьих национальных, религиозных чувств. Каждый народ – это дар Божий, а разные религии – это различные пути к единому Богу.

-Будь во всём человеком слова. Пустые обещания – это всегда путь к потере чести и уважения.

-Постоянно работай над своим физическим и духовным совершенствованием. Закаляй тело и укрепляй дух.

Ребёнок учится любить людей через любовь к близким, матери, отцу, братьям, сёстрам, природе, своей земле, своему народу. Только усваивая достижения разума современников и предшествующих поколений людей, приобретая нравственные привычки, ребёнок становится способным преодолевать трудные жизненные ситуации, не нарушая законов морали и права.

Литература:

  1. Кругляницо Т.Ф. «Этика», Москва, 1997 год.
  2. Кидирниязов Д.С. «Ногайцы в известных произведениях русских, западно-европейских и восточных авторов 15-18 веков».
  3. Газета «Степные вести» - №9 за 2006 год. Статья «Каноны ногайской этики».
  4. Обращение депутатов конференции малочисленных народов к ногайцам, живущим в СССР.