Цели:
- формировать у учащихся умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
- ознакомить с существительными, которые могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными и в зависимости от предложения меняют своё лексическое значение;
- развивать внимание, связную речь.
- воспитывать интерес к предмету, создать атмосферу радости совместного труда.
Оборудование: карточки для работы в паре, ребусы, индивидуальные магнитные доски, презентация на компьютере.
Ход урока
I. Организационный момент. СЛАЙД 1
- Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок русского языка. Сядьте красиво, постарайтесь отвечать полно, работать быстро и, конечно, я просто уверена, что вы умницы и будете стараться.
Откройте тетради, запишите число.
II. Минутка чистописания.
- Прочитайте и закончите стихотворение. СЛАЙД 2
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель ... (снеговик)
- Кто такой снеговик? СЛАЙД 3
Простая снежная скульптура, создаваемая зимой — в основном, детьми.
Дух Зимы, которого просили о помощи, милосердии и уменьшении длительности холодов.
Выступает в качестве спутника Деда Мороза.
- Какую букву мы будем писать на минутке чистописания? СЛАЙД 4
С С
сн сн
- Напишите эти две строчки красиво в тетради.
- Расскажите об этой букве.
III. Словарная работа. СЛАЙД 5
Картинный диктант.
Заяц, иней, коньки, ветер, ворона, мороз, пингвин (моментальная проверка)
IV. Актуализация знаний.
- К какой части речи относятся эти словарные слова? Почему?
- Что такое имя существительное? СЛАЙД 6
- На какие группы их можно разделить? СЛАЙД 7
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? кто?
Вывод: В русском языке все имена существительные делятся на две группы.
Существительные, которые отвечают на вопрос кто?, называются одушевлёнными. (табличка на доску) Существительные, которые отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными. (табличка на доску)
Сообщение темы и целей урока. - Какая у нас тема урока? СЛАЙД 8, 9
- “Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные”.
- Сегодня мы будем учиться ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. А для этого мы должны быть внимательными, помогать друг другу, отвечать правильно, полными ответами.
VI. Физкультминутка. СЛАЙД 10
- Я буду называть предметы, если имя существительное одушевлённое – поднимите голову вверх, если неодушевлённое – отпустите вниз.
Сорока, снег, мороз, люди, собака, метель, река, школьник, лёд, лыжня
VII. Работа по теме урока
(Приготовить магнитные доски)
1. Устная фронтальная работа. СЛАЙД 11-16
Это задание на внимание
Дети пишут на магнитных досках и показывают существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Вывод: Как определить одушевлённые существительные или неодушевлённые? (Если слово отвечает на вопрос кто? – оно одушевлённое, что? – неодушевлённое.)
2. Работа по учебнику.
Стр. 9, упр 234. СЛАЙД 17
Заменить одну букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос кто? Например кол – вол.
- Выберите одну пару слов и составьте с этими словами предложение.
Проверка
- Назовите одушевлённые имена существительные.
- Что они обозначают?
- Кто относится к животным?
- Прочитайте предложения?
Вывод: Все имена существительные, обозначающие рыб, птиц, зверей, насекомых и даже червей – это животные. Это одушевлённые имена существительные
3. Физминутка (под музыку) СЛАЙД 18
4. Игра “Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт?” СЛАЙД 19
Кошка, ковшик, черепаха,
Туфли, тапочки, собака,
Лук, кабанчик, кабачок,
Платье, белка, пиджачок.
Каждый выбранный ответ доказывается учеником.
5. Составление предложений:
- одушевлёнными существительными
- неодушевлёнными существительными
6. Письмо под диктовку СЛАЙД 20
Коньки рисуют на льду забавные фигуры.
Проверь соседа
- Подчеркни главные члены предложения
- Назови имена существительные
VIII. Домашнее задание. Упр. 235 Слайд 21
IX. Итог. Слайд 22-24
- С какими понятиями мы работали на уроке?
- Что такое имя существительное?
- На какие группы делятся имена существительные?
- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?
- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?
- Что нужно сделать, чтобы отличить одушевлённые имена существительные от неодушевлённых имён существительных?