Урок русского языка в начальной школе по теме "Заглавные буквы Ц и Щ. Сочетания ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Выявить основные признаки изучаемых звуков, знать когда они пишутся .
  • Формировать умения читать слоги и слова с данными буквами.
  • Развивать фонематический слух, речь, внимание, память, мелкую моторику рук.
  • Развивать умение распознавать в словах сочетания -ща, -щу и правильно их писать.

Оборудования: Буквари, прописи "Мои волшебные пальчики", проектор, экран, ноутбук, карточки

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика
Актуализация знаний

- Какой урок?

- Чем мы занимаемся на уроках русского языка?

- Что мы знаем о звуке?

- Какие характеристики согласных звуков знаем?

- Чем мы обозначаем звуки при письме?

- Какие буквы мы прошли на прошлом уроке?

-Урок русского языка

- Учим буквы, звуки. Учимся читать , писать, говорить по-русски.

- Звуки мы слышим, произносим. Есть согласные и гласные звуки.

- Согласные звуки бывают непарные - парные, звонкие - глухие, мягкие- твердые.

- Звуки при письме обозначаются буквами.

- На прошлом уроке мы прошли буквы ц, щ,

Создание ситуации успеха

Презентация

Слайд 1

- Посмотрите внимательно и скажите, в названиях каких предметов произносится звук [ц] ?

Слайд 2

- В названиях каких предметов произносится звук [щ]?

- Что у этих звуков общего?

Слайд 3

Прочитаем слова буквами ц и щ

ищу пища щука
тащу улица лисица
чищу пуговица курица
прощу Щербинка гусеница

- Слова какого столбика отвечают на вопрос кто? Почему?

- Слова какого столбика называют действие?

- Слова какого столбика отвечают на вопрос что?

- Среди этих слов найдите одно лишнее слово. Почему?

- А как вы думаете, прочему это слово написано с заглавной буквы?

- Когда пишем заглавную букву?

Сегодня мы продолжим изучение обозначения звуков [ц] и [щ] заглавными буквами Ц и Щ

Слайд 4

- Давайте посмотрим как пишутся заглавные буквы Ц и Щ .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Слова 3 столбика - живые предметы.

- Слова 1 столбика

- Слова 2 столбика

- Это слово-Щербинка, оно написано с заглавной буквы

Учащиеся высказывают свои мнения

-в именах собственных, в начале предложения

Работа в тетрадях

Заглавные буквы Ц, Щ

4. Выявление причины затруднения.

- Незнайка очень любит играть на детской площадке, пришел к нам с площадки и просит помочь сделать звуко-буквенный анализ слова площадка

-Сколько слога в слове "площадка"?

[плащатка]

- Отмечаем опасные места.

- А как правильно написать это слово?

- Как проверим?

- Раньше для обозначения мягкости согласного звука и обозначения звука [а ] писали букву я, в нашем случае, обозначаем буквой я или нет? Почему?

Фиксация на доске

 

 

 

 

- В слове "площадка" - 3 слога, ,второй слог-ударный

Учащиеся характеризуют каждый звук.

- [п л а щ'а т к а]

- Надо проверить.

- Подберем родственное слово - площадочка, площади

Дети высказывают свои мнения

Общими усилиями приходят к выводу

Вывод: После щ не ставим букву я,ю, потому что [щ] сам по себе всегда мягкий, поэтому после щ пишется -а ,

- у - это орфограмма, надо его запомнить

5. Этап закрепления.

Работа на карточках по парам. Вставьте пропущенные буквы.

площ:дка, , пищ:ли, прощ:й

тащ: , чищ:, рощ:, щ:пает, щ:рится

Проверка. Слайд 5.

 

Учащиеся работают в парах на карточках . Проверяют .

6. Физминутка

- Как живешь?!

- Как идешь?

- А бежишь?

- Ночью спишь?

- Как берешь?

- Как даешь?

- Как шалишь?

- А грозишь?

- Даришь улыбку?

Вот так (Показ большого пальцв)

Вот так (ходьба)

Вот так ( бег на месте)

Вот так (Руки под щеку и положить на них головы)

Вот так (показывают)

Вот так (показывают)

Вот так (показывают)

Вот так (погрозить пальцем соседу!

Вот так! (улыбнуться друг другу)

Слайд 6.

7. Работа с текстом "Площадка молодняка".

Прогнозирование содержания текста .

- Кто знает что означает слово молодняк, от какого слова оно образовано?

- Как вы думаете, о чем будет текст?

Подготовка к чтению

рез-вят-ся, пу-шис-тых,
ти-гря-та ве-се-лят-ся
мед-ве-жа-та не о-бра-ща- я
взрос-лы-е вни-ма-ни-я,
раз-но-цвет-ны-е кри-ча-щи
не сму-ща-ет зри-те-лей
за о-гра-дой у-вле-че-ни

Чтение текста про себя

Беседа.

1. Где находится площадка?

2. Кто находится на площадке?

3. С кем сравнивают волчат?

4. На кого похожи тигрята? Чем? А сами они на кого похожи?

5. Назовите предметы на площадке. Для чего они нужны?

6. Кем будут детеныши?

- Найдите слова с выделенными буквами. Как называется эта часть слова? Какую работу выполняют суффиксы -ат, -ят?

Слайд 8

- Найдите в тексте слова с сочетаниями "ча, ща", "чу-щу", подчеркните

 

 

Высказывание мнений.

- От слова молод, молодой

Высказывание своих версий.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Проверка предположения

- Чтение текста вслух по предложениям.

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

В тексте находят слова с сочетаниями --ча, -ща, -чу, -щу и подченркивают простым капандащом

8. Рефлексия урока

- Ч то нового узнали на уроке?

- Что было для вас трудным?