Задачи:
- Выявить основные признаки изучаемых звуков, знать когда они пишутся .
- Формировать умения читать слоги и слова с данными буквами.
- Развивать фонематический слух, речь, внимание, память, мелкую моторику рук.
- Развивать умение распознавать в словах сочетания -ща, -щу и правильно их писать.
Оборудования: Буквари, прописи "Мои волшебные пальчики", проектор, экран, ноутбук, карточки
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||
Актуализация знаний - Какой урок? - Чем мы занимаемся на уроках русского языка? - Что мы знаем о звуке? - Какие характеристики согласных звуков знаем? - Чем мы обозначаем звуки при письме? - Какие буквы мы прошли на прошлом уроке? |
-Урок русского языка - Учим буквы, звуки. Учимся читать , писать, говорить по-русски. - Звуки мы слышим, произносим. Есть согласные и гласные звуки. - Согласные звуки бывают непарные - парные, звонкие - глухие, мягкие- твердые. - Звуки при письме обозначаются буквами. - На прошлом уроке мы прошли буквы ц, щ, |
||||||||||||||
Создание ситуации успеха
Слайд 1 - Посмотрите внимательно и скажите, в названиях каких предметов произносится звук [ц] ? Слайд 2 - В названиях каких предметов произносится звук [щ]? - Что у этих звуков общего? Слайд 3 Прочитаем слова буквами ц и щ
- Слова какого столбика отвечают на вопрос кто? Почему? - Слова какого столбика называют действие? - Слова какого столбика отвечают на вопрос что? - Среди этих слов найдите одно лишнее слово. Почему? - А как вы думаете, прочему это слово написано с заглавной буквы? - Когда пишем заглавную букву? Сегодня мы продолжим изучение обозначения звуков [ц] и [щ] заглавными буквами Ц и Щ Слайд 4 - Давайте посмотрим как пишутся заглавные буквы Ц и Щ . |
- Слова 3 столбика - живые предметы. - Слова 1 столбика - Слова 2 столбика - Это слово-Щербинка, оно написано с заглавной буквы Учащиеся высказывают свои мнения -в именах собственных, в начале предложения Работа в тетрадях Заглавные буквы Ц, Щ |
||||||||||||||
4. Выявление причины затруднения. - Незнайка очень любит играть на детской площадке, пришел к нам с площадки и просит помочь сделать звуко-буквенный анализ слова площадка -Сколько слога в слове "площадка"? [плащатка] - Отмечаем опасные места. - А как правильно написать это слово? - Как проверим? - Раньше для обозначения мягкости согласного звука и обозначения звука [а ] писали букву я, в нашем случае, обозначаем буквой я или нет? Почему? Фиксация на доске |
- В слове "площадка" - 3 слога, ,второй слог-ударный Учащиеся характеризуют каждый звук. - [п л а щ'а т к а] - Надо проверить. - Подберем родственное слово - площадочка, площади Дети высказывают свои мнения Общими усилиями приходят к выводу Вывод: После щ не ставим букву я,ю, потому что [щ] сам по себе всегда мягкий, поэтому после щ пишется -а , - у - это орфограмма, надо его запомнить |
||||||||||||||
5. Этап закрепления. Работа на карточках по парам. Вставьте пропущенные буквы. площ:дка, , пищ:ли, прощ:й тащ: , чищ:, рощ:, щ:пает, щ:рится Проверка. Слайд 5. |
Учащиеся работают в парах на карточках . Проверяют . |
||||||||||||||
6. Физминутка - Как живешь?! - Как идешь? - А бежишь? - Ночью спишь? - Как берешь? - Как даешь? - Как шалишь? - А грозишь? - Даришь улыбку? |
Вот так (Показ большого пальцв) Вот так (ходьба) Вот так ( бег на месте) Вот так (Руки под щеку и положить на них головы) Вот так (показывают) Вот так (показывают) Вот так (показывают) Вот так (погрозить пальцем соседу! Вот так! (улыбнуться друг другу) |
||||||||||||||
Слайд 6. 7. Работа с текстом "Площадка молодняка". Прогнозирование содержания текста . - Кто знает что означает слово молодняк, от какого слова оно образовано? - Как вы думаете, о чем будет текст? Подготовка к чтению
Чтение текста про себя Беседа. 1. Где находится площадка? 2. Кто находится на площадке? 3. С кем сравнивают волчат? 4. На кого похожи тигрята? Чем? А сами они на кого похожи? 5. Назовите предметы на площадке. Для чего они нужны? 6. Кем будут детеныши? - Найдите слова с выделенными буквами. Как называется эта часть слова? Какую работу выполняют суффиксы -ат, -ят? Слайд 8 - Найдите в тексте слова с сочетаниями "ча, ща", "чу-щу", подчеркните |
Высказывание мнений. - От слова молод, молодой Высказывание своих версий.
- Проверка предположения - Чтение текста вслух по предложениям. Ответы учащихся
Ответы учащихся
В тексте находят слова с сочетаниями --ча, -ща, -чу, -щу и подченркивают простым капандащом |
||||||||||||||
8. Рефлексия урока - Ч то нового узнали на уроке? - Что было для вас трудным? |