Внеклассное занятие по технологии по программе "Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования)". 4-й класс

Разделы: Технология

Класс: 4


Форма занятия: занятие-экскурсия.

Материалы к занятию: карточки-билеты для детей, памятка посетителям музея, детские работы (рисунки мам и работы посвящённые юбилею Округа), карточки слов для словарной работы, рамки для фотографий (фабричные), этапы изготовления рамки (схемы), материалы для работы: бумага, клей, ножницы, скотч, пластилин, ракушки, картон, фантики, открытки, нитки с иголкой, фломастеры), карточки – названия групп: «Фантик», «Весёлый скотч», «Бумажных дел мастер», «Пластилиновый рай», «Морской прибой», «Скорая помощь», карточки « Правила безопасной работы», большая рамка для рефлексии.

Цели:

  1. Ознакомление с технологией изготовления рамки для фотографии.
  2. Закрепление приёмов разметки с помощью линейки и приёмов резания картона с помощью ножниц, а также способов соединения деталей из картона с помощью клея.
  3. Развитие творческих способностей.
  4. Воспитание эстетического вкуса.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу. Я очень рада всех вас видеть, сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас в музей.

А вы знаете, что такое музей? (это место, где хранят старые вещи)

Верно, только не старые, а старинные. В музее можно не только побывать в прошлом, но и увидеть разные интересные предметы.

Как нужно вести себя в музее? (не бегать по залам, не играть в прятки, не кричать)

В музей не нужно нести ничего лишнего, оставьте всё что мешает в гардеробе. А лучше всего (обращаю внимание детей на стенд «Информация»)

ПАМЯТКА ПОСЕТИТЕЛЯМ МУЗЕЯ

В музее я приглашаю вас…смотреть, узнавать, думать, получать удовольствие, мечтать.

А какие музеи бывают? (краеведческие, художественные, музей игрушек, музей транспорта, музей посуды…)

II. Сообщение целей и задач занятия.

Да, много разных музеев, но я приглашаю вас в музей рамок, где мы узнаем, что такое рамка, познакомимся с технологией их изготовления, попробуем сами сделать рамку для фотографий в творческой мастерской.

III. Введение в тему занятия.

Давайте пройдём к первому стенду (подходим к выставке работ «Какие разные мамы» и «Мой край…», некоторые работы в рамках)

Какие предложенные работы можно отправить на выставку в музей прямо сейчас? Почему? (потому что они в рамках, в музее все картины в рамках)

Верно, в музее все картины в рамках – это одно из требований к оформлению картин. Только тогда работу можно считать завершённой, когда она оформлена в рамку. Если вы собираетесь представить картину на выставку, надо её правильно оформить. Поэтому необходимо научиться делать рамку.

А что такое рамка?

Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? (граница, прямоугольник, завершённость)

Словарно-орфографическая работа

Читайте по слогам, а затем целым словом с ударением.

Рамканебольшая рама. Это четырёхугольное, овальное или иной формы скрепление для оформления чего-нибудь.

Прошу вас перейти к следующему стенду (выставка разных готовых заводских рамок)

Исторические сведения (рассказывают ученики) Рамы, которые так привычно смотрятся вокруг картин, появились в 16 в. Они одновременно отделяли картину от стены и подчёркивали её достоинства.
Жорж Сёра был первым, кто привлёк внимание к роли рамки в живописи. Он рисовал вокруг картины полосы, служившие обрамлением, и сам раскрашивал их.

Сегодня в магазинах продают рамки, имеющие в комплекте всё необходимое: саму рамку из белого или жёлтого металла, дерева или пластика; картонный задник, крепёжную петлю или подставку; а так же стекло.

Но всегда ли мы можем её приобрести? (нет)

Верно, во-первых, стоят они недёшево, во-вторых, не всегда в продаже имеется нужный размер. Для небольших или миниатюрных работ эта рамка очень хороша, а если больше работа или фотография?

Как выйти из этой ситуации? (можно самим её изготовить)

Поэтому предлагаю перейти к следующему стенду, где мы познакомимся с технологией их изготовления.

IV. Инструктаж предстоящей работы.

(на доске, по порядку эскизами представлена подготовка деталей)

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАМКИ

  1. Прочитать эскиз задней детали рамки.

     

    Самая распространённая форма рамки – прямоугольная, но она может быть и овальной, и шести, и восьмиугольной.

  2. Разметить эту деталь на белом картоне.

  3. Вырезать деталь. Проверить размеры готовой детали.

  4. Разметить на цветном картоне переднюю деталь рамки. Внимание! Использовать готовую деталь как шаблон.

  5. Разметить по эскизу на готовой детали окно.

     

    Оно тоже может быть разной формы, главное, чтобы видна была фотокарточка.

  6. Вырезать окно.

  7. Разметить и сделать на задней детали рамки по середине верхней кромки вырез для пальца.

    Для того, чтобы удобно было вставлять и вынимать фотографию.

  8. На задней стороне рамки приклеить ленточку.

     

  9. Склеить обе картонные детали за нижнюю и боковые кромки.

  10. Украсить рамку.

Из каких частей будет состоять рамка? (сама рамка, задняя её часть, т.е. задник)

Из какого материала сделаем эти детали? (из картона, задник – белый, рамка – цветной)

А сейчас я предлагаю вам отправиться в мастерскую.

V. Физкультминутка.

Мы зарядку делать будем
Мы руками быстро крутим.
Раз – готова сторона
Той, другой она равна.
Есть ещё две стороны –
Меж собой они равны.
Раз, два, три, четыре
Фигура вышла чуть пошире.
По шаблону обведём –
Рамку делать мы идём.
Вырежем мы там окно,
Что покажет нам оно?
Мы увидим целый свет
Лучше рамки в мире нет!
Раз – хлопок, и два – хлопок
Вот и выучен урок!

Чем можно украсить рамку? (дети предлагают свои варианты)

Украсить рамку можно самыми разнообразными материалами: сухие листья, веточки, сделать рамку можно из газетных и журнальных заголовков наклеив их; украсить её можно пуговицами, крупой и даже макаронами.

Я вам предлагаю попробовать изготовить рамку и украсить её теми материалами, которые есть на партах.

Входной билетик в музей поможет вам выбрать творческую мастерскую (детям предлагается выбрать билетик)

Вам нужно вместе изготовить одну рамку и украсить её теми материалами, которые вы видите у себя на партах. Но, прежде, чем приступить к выполнению задания, вспомним правила безопасной работы.

Инструктаж по технике безопасности

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ

  1. СОБЛЮДАЙ ПОРЯДОК НА РАБОЧЕМ СТОЛЕ.
  2. НЕ ОТВЛЕКАЙСЯ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ,
  3. НЕ ОСТАВЛЯЙ НОЖНИЦЫ РАСКРЫТЫМИ НА РАБОЧЕМ СТОЛЕ.
  4. ПЕРЕДАВАЙ НОЖНИЦЫ КОЛЬЦАМИ ВПЕРЁД.

VI. Практическая работа.

VII. Подведение итогов. Творческая защита рамок.

Представьте свои работы.

Понравилось вам работать в творческой мастерской?

Ваши работы все по-своему интересны, много творческих находок, красивые, аккуратно выполненные, я думаю, что в эту рамку можно вставить самую дорогую фотографию. У вас дома тоже есть музей – ваш семейный альбом, ведь в них – история семьи, которую хранили и берегли ваши предки, родные. Вы можете продолжить замечательную традицию вашей семьи, а еще и украсить его рамкам, сделанными своими руками.

VII. Рефлексия.

(в руках держу большую рамку для картины)

Рамку в руки мы берём
И друг другу отдаём
У кого она сейчас
Тот выходит на показ.
Если на уроке спал,
Глазки тихо закрывал,
В рамку эту посмотри
И, что делал, повтори.
Если не сомкнул ты глаз,
Улыбнулся ты не раз,
Нравился тебе урок
Открывай пошире рот.