Развивающее занятие-игра. Тема: "Путешествие в Норвегию". 5–6 лет

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: закрепление и уточнение активного и пассивного словаря по теме “Одежда”. Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Здоровье”.

Задачи.

Коррекционно-образовательная:

  • Обобщить и закрепить знаний детей об одежде (юбка, свитер, шарф, платье, варежки, перчатки, шуба, рубашка, кофта, дубленка, комбинезон, футболка, жилетка, брюки, костюм, сарафан, куртка, блузка)

Коррекционно-развивающие:

  • Закрепить навыки согласования существительных с прилагательными по числам и родам (платье из ситца - ситцевое платье).
  • Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами: -ечк-,-очк-, -чик- (куртка – курточка, костюм - костюмчик, перчатка – перчаточки и другое).
  • Упражнять детей в образовании слов – антонимов (широкий шарф – узкий шарф, длинная юбка - короткая юбка, толстый свитер – тонкий свитер и другое).
  • Упражнять детей в образовании формы множественной формы множественного числа глаголов (мама платье стирает, а мамы платья стирают и другое).

Коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение к предметам своей одежды.

Оборудование: Демонстрационный материал: слайды (слайд №2 – картинка с изображением пейзажа Норвегии, слайд №3 - картинка с изображением одежды, слайд №4 - картинки с изображением людей в шкурах животных, слайд №5 - картинки с изображением льняной ткани, №6 - картинки с изображением шелковой ткани, слайд №7 - картинки с изображением хлопчатобумажной ткани, №8 - картинки с изображением швейной машины); видеопроектор; экран; предметные картинки со звуками; карта с изображением остановок; предметные картинки с изображением предметов одежды..

Предварительная работа: беседа о зиме; знакомство детей с северными странами: Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция, Исландия; развитие навыков в образовании множественной формы множественного числа глаголов развитие навыков согласования существительных с прилагательными по числам и родам, в образовании слов – антонимов; развитие навыков в образовании существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Ход урока

Организационный момент.

Логопед показывает иллюстрацию с изображением пейзажа Норвегии. (Слайд №2)

Логопед: Помните, как мы с вами путешествовали по Норвегии? Какой там климат? Тепло или холодно? Какие там зимы? Как спасаться от такой холодной зимы? (Ответы детей). Отгадайте мои загадки.

Упражнение “Отгадай загадку”. Логопед загадывает загадки, дети отгадывают загадки.

Я рубашку сшила мишке и сошью ему… (штанишки).

Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (Шарф.)

Дали братьям новый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно поселился. (Варежки)

Пять пальцев, как у людей, но пальцы у него без ногтей. (Перчатка)

Пушиста, а не кошка, греет, а не печка. (Шуба)

Входишь в одну дверь, а выходишь из трех.
Думаешь, что вышел, а на самом деле вошел. (Рубашка)

Логопед: О чем были загадки? (Ответы детей), (слайд №3). А теперь, послушайте, как появилась одежда.

Одежда

Одежда возникла в давние времена. С помощью одежды: из шкур животных, человек спасался от холода. (Слайд №4)

Со временем, человек научился создавать разные виды ткани: лен, шелк, хлопок, шерсть, ситец и другие виды ткани. Льняную ткань изготавливают из растения лен. (Слайд №5). Шелковую ткань создают из шелковой нити, которую, производит тутовый шелкопряд. (Слайд №6). Хлопчатобумажную ткань изготавливают из хлопчатника. (Слайд №7). Такая ткань используется для пошива одежды.

Чтобы превратить куски ткани в предметы одежды нужно много потрудиться. Для этой цели человек использует труд разных машин, механизмов. (Слайд №8)

Люди носят одежду, чтобы сохранить свое тепло тела в мороз, или защититься от летнего зноя.

Логопед: А сейчас, отправляемся в путешествие и узнаем все об одежде (логопед и дети “едут на автобусе”). Вот мы с вами приехали на остановку: “Какой, какая, какое?” Давайте, вспомним, из чего и какие бывают предметы одежды.

Игра “Какой, какая, какое?” дети образуют слова - признаки от словосочетаний.

Платье из ситца – ситцевое.

Платье из бархата – бархатное.

Платье из шелка – шелковое.

Платье изо льна – льняное.

Кофта из шерсти – шерстяная.

Перчатки из кожи – кожаные.

Шуба из меха – меховая.

Футболка из хлопка – хлопчатобумажная.

Логопед: Молодцы, ребята! А теперь, давайте расскажем, как ухаживают за одеждой? (Ответы детей: ее гладят, стирают, чистят, зашивают). Давайте, приведем нашу одежду в порядок.

Физкультурная минутка “Одежда”.

(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями).

Ох, испачкалась одежда, мы ее не берегли,

(Берутся руками за голову и раскачивают из стороны в сторону).

Обращались с ней небрежно: мяли, пачкали в пыли.

(Показывают руками, как “мнут и пачкают” одежду).

Надо нам ее спасти и в порядок привести.

В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем.

(Показывают руками, как “наливают воду”, “ насыпают порошок”).

Всю одежду мы замочим, пятна тщательно протрем,

(“Замачивают одежду”, “протирают” руками пятна).

Простираем, прополощем,

(Руки в кулачки - “стирают”, “полощут”).

Отожмем ее, встряхнем.

(“Отжимают, встряхивают”)

А потом легко и ловко все развесим на веревках.

(Руки поднимают вверх, “развешивают” одежду).

А пока одежда сушится, мы попрыгаем, покружимся.

(Прыжки на месте, кружатся вокруг себя).

Логопед: Ну, вот одежда высохла. Что мы с ней сделаем? (Погладим). Дети показывают, как они гладят. Теперь, наша одежда в порядке. Можно продолжить наше путешествие.

На следующей остановке “Назови ласково” вся одежда называется ласковыми словами. Угадайте, как называются следующие предметы одежды.

Игра “Назови ласково”.

Куртка – курточка, кофта – кофточка, дубленка – дубленочка.

Костюм - костюмчик, комбинезон – комбинезончик, сарафан – сарафанчик.

Майка –маечка, рубашка- рубашечка.

Логопед: Молодцы, ребята! Отправляемся дальше, на остановку “Что делает, что делают?”. Сейчас, мы с вами поиграем в игру. Я буду говорить о действии, которое выполняет один человек, а вы в ответ должны назвать то же действие, которое выполняют много людей.

Игра “Что делает, что делают?”

Мама платье стирает, а мамы платья стирают.

Портной блузку кроит, а портные блузки…

Швея блузку шьет, а швеи блузки…

Мальчик пальто чистит, а мальчики пальто…

Папа рубашку гладит, а папы рубашки…

Бабушка шарф вяжет, а бабушки шарфы…

Логопед: Ребята, на следующей остановке “Скажи наоборот” я предлагаю вам разделиться на две команды и посоревноваться. Выиграет та команда, которая быстро и верно подберет противоположные по значению слова.

Игра “Скажи наоборот”.

Широкий шарф – узкий шарф

Длинная юбка - короткая юбка.

Толстый свитер – тонкий свитер.

Платье большого размера – платье маленького размера.

Светлая рубашка – темная рубашка.

Белый шарф – черный шарф.

Чистая рубашка - грязная рубашка.

Логопед: Молодцы, ребята! Мы узнали очень многого и интересного об одежде, пора возвращаться в детский сад (имитация езды). Вот мы и дома!

Итог занятия.

Логопед: Где мы с вами побывали? В какие игры играли? Как ухаживают за одеждой?

Молодцы, ребята! До следующих встреч!