Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Она позволяет установить достоинства и недостатки в знаниях и умениях учащихся и на их основе управлять учебным процессом, совершенствуя методы и виды работы учителя и ученика. Правильно осуществляемая проверка позволяет уменьшить учебную нагрузку школьников, так как ориентирует их на усвоение главного в учебной информации, что позволяет разгрузить их память от второстепенных сведений.
Проверка знаний не дополнение к процессу обучения - это необходимая часть пути познания, которым учитель ведёт, а ученик идёт в процессе обучения. Она является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, которым определяется результативность, эффективность обучения. Принято считать, что контроль является “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. В зависимости от цели проверки и места ее в учебном процессе, от методов и средств, с помощью которых проводится проверка, она может выполнять различные функции: ориентирующую, диагностирующую, обучающую, воспитательную, развивающую и контролирующую.
Для того чтобы проверка знаний и умений выполняла свои функции, она должна быть регулярной, объективной и всесторонней. Правильная организация проверки и учёта знаний существенно влияет на регулярность занятий учащихся предметом, тщательность выполнения заданий. Учащиеся заинтересованы в проверке своих знаний, так как каждый ученик хочет, чтобы за процессом его труда следили, замечали ошибки, способствовали быстрому их исправлению. Ученик желает видеть свой собственный рост и результаты своего труда, поэтому мне удалось, на мой взгляд, найти наиболее оптимальную систему проверки и контроля знаний учащихся на всех ступенях образования. проверка оказывает воспитывающее действие, которое трудно переоценить.
Значительное сокращение учебного времени на изучение физики, особенно на старшей ступени обучения, требует от учителя высокой организованности в преподавании науки и изменения технологий для осуществления основных элементов учебного процесса. Использую в преподавании уже более 20 лет педагогическую технологию В.Ф. Шаталова. Она позволяет производить изучение материала укрупнёнными блоками с последующей обработкой его учащимися в процессе самостоятельной деятельности. Объяснение веду с помощью опорных конспектов (ОК), которые способствуют излагать учебный курс последовательно, логично, доступно для каждого учащегося. Метод ежедневного опроса (преимущественно на первой ступени обучения), обеспечивает ученикам успешность продвижения в понимании материала, что рождает интерес к занятиям. За эти годы создан УМК по всем курсам физики. Он включает в себя следующие элементы: поурочное планирование, контрольные вопросы взаимоконтроля (КВВК), опорные конспекты, презентации к урокам, многовариантные задания для уроков решения задач (практикумов, открытых задач), задания для самостоятельной работы для исследования практического применения изучаемых явлений и процессов, тексты контрольных работ и обобщающих диктантов.
За эти годы мне удалось, на мой взгляд, найти наиболее оптимальную систему проверки и контроля знаний учащихся на всех ступенях образования. Преимущественно использую письменную проверку знаний, так как она обладает рядом достоинств:
- позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно;
- обладает большей объективность по сравнению с устной;
- осуществить равенство меры выявления знаний для всех учащихся;
- позволяет выбрать общую для всех систему вопросов;
- определяет четкие критерии оценки работы учащихся.
Письменная проверка проводится в форме физических диктантов, как промежуточных, так и итоговых, все они носят обобщающий характер. Физические диктанты дают возможность: провести обобщение изученного, проверить сознательность выполнения домашнего задания, выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, к выполнению эксперимента, создать комфортные условия для каждого ученика на уроке, использовать индивидуальный темп написания работы. При подготовке к таким работам школьники учатся выделять главное в учебном материале, особое внимание уделяют структурным единицам научных знаний, а так же повторяют, закрепляют, углубляют и систематизируют знания, что позволяет поднять их на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний формируются важные интеллектуальные умения учащихся.
Основой обобщающих физических диктантов по изучаемой теме служат контрольные вопросы взаимоконтроля (КВВК) данной теме, которые разработаны по всем основным темам курсов физики VII-XI классов и представлены на стендах в кабинете физики для каждого класса. Все обобщающие диктанты построены по единой логической схеме:
- физические величины, их условное обозначение, единицы измерения;
- основные формулы темы, связь между физическими величинами, математическое выражение условий, физических законов, границ применимости законов, теорий;
- определения физических величин, явлений, законов, теорий;
- графики зависимостей физических величин от времени, других параметров, условное обозначение устройств, приборов в схемах
- тестовое задание с выбором ответа (не менее двух вариантов) или небольшое практическое задание для применения изучаемых знаний.
Продолжительность работ соответствует времени урока (40 мин.). Файлы с диктантами, оформленными на отдельных листах (формат А4), выдаются каждому учащемуся персонально для работы. Данное оформление заданий позволяет учителю использовать их многократно, проводить проверку одновременно всех учащихся в полной тишине, проводить последующую корректировку знаний после проверки и с временно отсутствующими на уроке.
Предлагаю в качестве примеров содержание диктантов для учащихся 8 класса по теме “Тепловые явления”, изучение курса проводится по УМК А.В.Перышкина.
КВВК по теме “Тепловые явления”:
- Тепловые явления (примеры).
- Температура.
- Тепловое движение.
- Внутренняя энергия.
- Способы изменения внутренней энергии.
- Теплопередача.
- Теплопроводность.
- Конвекция.
- Излучение.
- Применение теплопередачи.
- Количество теплоты.
- Процесс нагревания (охлаждения).
- Удельная теплоёмкость вещества.
- Топливо. Энергия топлива.
- Закон сохранения энергии для тепловых процессов.
- Агрегатные состояния вещества.
- Плавление (отвердевание) кристаллических тел.
- Удельная теплота плавления.
- Аналитический и графический способы описания плавления (отвердевания).
- Испарение, особенности, применение.
- Насыщенный и ненасыщенный пары.
- Конденсация.
- Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.
- Кипение, особенности, применение.
- Удельная теплота парообразования.
- Аналитический и графический способы описания парообразования (конденсации).
- Тепловые двигатели, устройство, принцип действия, КПД.
- Двигатели внутреннего сгорания.
- Паровые турбины.
- Экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей.
Промежуточный контроль.
Зачет №1: “Внутреняя энергия. Теплопередача”
I. Записать условное обозначение, единицу измерения ФВ:
- Кинетическая энергия.
- Потенциальная энергия.
- Внутренняя энергия.
- Изменение внутренней энергии.
- Количество теплоты.
- Работа сил.
II. Записать формулы (условия):
- Изменение внутренней энергии.
- Способы изменения внутренней энергии (2).
- Возрастание внутренней энергии.
- Убывание внутренней энергии.
III. Записать по определениям фв, понятия:
- Сформулируйте основные положения МКТ (3).
- Беспорядочное движение всех частиц, из которых состоит тело.
- СФВ, энергия движения и взаимодействия всех частиц вещества.
- Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом.
- Передача тепла в результате движения и взаимодействия частиц вещества.
- Передача тепла струями жидкости или газа.
- Передача тепла в результате испускания, переноса и поглощения лучистой энергии.
IV. Укажите способы изменения внутренней энергии (А, Q):
- После обработки на точильном круге зубило становится горячим.
- Деталь перед закалкой нагревают в печи.
- Спичка при трении о коробок воспламеняется.
- Земля ночью обязательно охлаждается.
- При длительном пробеге автомашины резина колес заметно нагревается.
- После сильного шторма вода в море нагревается.
- Спичка вспыхивает при внесении её в пламя горелки.
- При резком расширении газа образуется туман.
- Отогреть озябшие руки можно с помощью нагретого тела или перчаток.
- Продукты хранят в холодильнике.
V. Укажите вид теплопередачи (т, и, к), которым обьясняется явление:
- Осмотрщик вагонов для проверки наличия смазки подшипников касается буксы вагона рукой.
- Черноземные почвы сильнее нагреваются на солнце, чем подзолистые.
- Парусные суда уходят в плавание по ночам.
- Перед заморозками рекомендуют рыхлить почву.
- Цвет кожи у людей, живущих на приэкваториальных территориях, более темный, чем у северян.
- При строительстве домов для обогрева используют кирпичные печи с высокими трубами.
- Южные жители носят шапки- папахи и ватные халаты….
- Из старых чайников всегда удаляют накипь….
- Под мостами в реках вода зимой почти не замерзает…
- Полярные обитатели-киты и тюлени имеют толстый слой подкожного жира.
- Оконные стекла начинают чаще замерзать снизу, чем сверху.
- Дачные участки никогда не разбивают в низинах.
- Форточки всегда расположены вверху окон, а батареи под ними ближе к полу.
- Рамы двойные и тройные позволяют сохранить тепло в жилище.
- Ранней весной в ясные, безоблачные ночи всегда наблюдаются заморозки.
- При изготовлении парников и теплиц используют стеклянные (пленочные) укрытия.
- Летом лед сохраняют под слоем опилок или сена.
- На нефтебазах баки для хранения топлива красят “серебряной” краской.
- Листья осины колеблются даже в безветренную погоду.
- Пористый кирпич обеспечивает лучшую теплоизоляцию здания.
- Ручки кранов с горячей водой делают деревянными.
Зачет №2: “Количество теплоты. Закон сохранения энергии”
I. Записать условное обозначение, единицу измерения ФВ:
- Внутренняя энергия.
- Изменение внутренней энергии.
- Количество теплоты.
- Масса вещества.
- Начальная температура.
- Конечная температура.
- Изменение температуры.
- Удельная теплоёмкость вещества.
- Удельная теплота сгорания топлива.
II. Записать формулы (условия):
- Изменение внутренней энергии .
- Способы изменения внутренней энергии (2).
- Условие получения тепла.
- Условие выделения тепла.
- Количество теплоты, необходимое для нагревания.
- Удельная теплоёмкость вещества.
- Реакция горения (окисления).
- Количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива.
III. Записать по определениям ФВ, понятия:
- СФВ, мера изменения внутренней энергии при теплопередаче.
- СФВ, показывающая какое количество теплоты необходимо сообщить телу массой 1 кг для изменения его температуры на 1 °С.
- СФВ, показывающая какое количество теплоты выделится при полном сгорании 1 кг топлива
- Сформулируйте закон сохранения энергии.
IV. Построить графики для следующих процессов:
- Процесс нагревания.
- Процесс охлаждения.
V. Указать какие превращения произошли в следующих случаях:
- При слабом морозе снег на дорогах с интенсивным автомобильным движением размягчается и подтаивает.
- При строительстве гидроэлектростанций возводят плотины.
- Принцип действия различных машин (паровая и газовая турбины, двигатель внутреннего сгорания, паровая машина, реактивный двигатель) основан на законе сохранения энергии.
- Пружина механических часов закручивается.
- Металлическая деталь нагревается при обработке её напильником.
- Черноземные почвы сильнее прогреваются днем солнечными лучами.
- Частыми ударами молотка можно разогреть кусок металла.
- Железнодорожный состав затормозил и остановился.
- Крышка чайника побрякивает, когда вода кипит в нем.
- Метеориты сгорают в нижних слоях атмосферы.
- Мяч, падая на Землю, несколько раз подпрыгивает.
- Ветер является причиной сильного волнения на море.
- Качели являются любой русской забавой.
- Если опустить холодную ложку в горячий чай, она нагревается.
- Комнатный воздух обогревается за счет воды, протекающей через отопительные батареи.
- После отливки чугунной болванки её температура постепенно понижается.
- На Землю энергия поступает от Солнца.
- Паровоз приводится в движение энергией пара.
- Пища нужна человеку, чтобы двигаться.
- При нагревании паров эфира в трубке, закрытой пробкой, она вылетает из трубки.
Итоговый диктант по теме: “Тепловые явления”
I. Записать условное обозначение, единицу измерения ФВ
- Кинетическая энергия.
- Потенциальная энергия.
- Внутренняя энергия.
- Изменение внутренней энергии.
- Количество теплоты.
- Работа силы.
- Масса вещества.
- Начальная температура.
- Конечная температура.
- Изменение температуры.
- Удельная теплоёмкость вещества.
- Удельная теплота сгорания топлива.
- Удельная теплота плавления.
- Удельная теплота парообразования.
- Абсолютная влажность воздуха.
- Относительная влажность воздуха.
- КПД теплового двигателя.
II. Записать формулы (условия):
-
Изменение внутренней энергии.
- Способы изменения внутренней энергии (2).
- Условие получения тепла.
- Условие выделения тепла.
- Количество теплоты, необходимое для нагревания.
- Удельная теплоёмкость вещества.
- Количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива.
- Количество теплоты, необходимое для плавления.
- Количество теплоты, выделяющееся при отвердевании.
- Количество теплоты, необходимое для парообразования.
- Количество теплоты, выделяющееся при конденсации.
- Формула для расчета относительной влажности воздуха.
- Работа газа в тепловом двигателе.
- КПД теплового двигателя.
III. Записать по определениям ФВ, понятия:
- Беспорядочное движение всех частиц, из которых состоит тело.
- СФВ, энергия движения и взаимодействия всех частиц вещества.
- Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом.
- СФВ, мера изменения внутренней энергии при теплопередаче.
- Передача тепла в результате движения и взаимодействия частиц вещества.
- Передача тепла струями жидкости или газа.
- Передача тепла в результате испускания, переноса и поглощения лучистой энергии.
- СФВ, показывающая какое количество теплоты необходимо сообщить телу массой 1 кг для изменения его температуры на 1 °С.
- СФВ, показывающая какое количество теплоты выделится при полном сгорании 1 кг топлива.
- Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое.
- Процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое.
- Температура, при которой вещество плавится (отвердевает).
- СФВ, показывающая какое количество теплоты необходимо для превращения 1 кг твердого тела в 1 кг жидкости при постоянной температуре.
- Процесс перехода вещества из жидкого состояния в парообразное.
- Процесс перехода вещества из парообразного состояния в жидкое.
- Парообразование с поверхности жидкости.
- Содержание водяного пара в атмосфере.
- Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.
- СФВ, процентное отношение абсолютной влажности воздуха к плотности насыщенного водяного пара при той же температуре.
- Температура, при которой пар, находящийся в воздухе становится насыщенным.
- Перечислите известные вам приборы для измерения влажности воздуха.
- Парообразование со всего объёма жидкости.
- Температура, при которой происходит парообразование.
- СФВ, показывающая какое количество теплоты необходимо для превращения 1 кг жидкости в 1 кг пара при постоянной температуре.
- Устройство, преобразующее внутреннюю энергию в энергию механическую.
- Назовите основные элементы этого устройства.
- Перечислите основные такты работы теплового двигателя.
VI. Построить графики для следующих процессов:
- Процесс нагревания.
- Процесс охлаждения.
- Процесс плавления.
- Процесс отвердевания.
- Процесс парообразования.
- Процесс конденсации.