Цели.
Образовательная: используя портреты гражданской войны, изученный материал – провести исследование.
Развивающая: развитие коммуникационной компетенции.
Воспитательная: воспитание патриотизма, гражданственности и любви к Родине.
Тип урока: обобщающий, урок-исследование.
Оборудование.
- Карта “Гражданская война и интервенция”.
- Аудиозапись. Слова Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля “Журавли”.
- Книги: Р. Гуля “Красные маршалы”, Ю. Кларова “Арестант пятой камеры”.
План:
- вступительное слово преподавателя о гражданской войне;
- портрет красного маршала М.Н. Тухачевского;
- портрет белого адмирала А.В. Колчака;
- портрет оборотня гражданской войны Нестера Махно;
- тестирование;
- прослушивание аудиозаписи;
- хронологическое лото о гражданской войне.
Ход урока
1. Вступительное слово преподавателя.
Наш урок-исследование, посвящен гражданской войне, самой трагической странице истории нашего Отечества. Не претендуя на полную объективность, окончательность наших суждений, построим урок на антиподах (противопоставлениях) портретов гражданской войны, ибо за этими портретами будут показаны жертвы гражданской войны, о которых писатель русского зарубежья Роман Гуль в книге “Красные маршалы” писал (см. стр. 3).
Давайте попробуем не обсуждать, а понять наших предков, ожесточенно сражавшихся друг с другом. Ведь каждый из них отстаивал свое понимание долга, добра, справедливости, блага Родины. При этом одни еще сами не знали, чем обернется их победа и на что окажутся они способны. Другие же искренне не могли понять, отчего уходит из под их ног “а сам народ с таким остервенением громят все созданное веками и не щадит даже собственных святынь.
Гражданская война не стала историей в полном смысле слова, примирение еще не наступило, судьбы страны не определились и время взвешанных суждений не пришло.
История гражданской войны к сожалению еще не написана, ибо советские работы творили полный произвол в подборе фактов, следуя партийным указаниям. На Западе же было сделано не мало попыток описать и проанализировать пореволюционную историю России. Но пока, что выполнена только предварительная исследовательская работа и на Западе и в России.
Давайте сегодня откажемся от привычных схем и обратим свой взор к реальностям. Сейчас очень важно ясно представить себе образы людей минувшей эпохи. Не будем спешить с оценками и навешивать ярлыки героев и злодеев, ибо каждый из них отстаивал свое понимание.
2. Портрет М.Н. Тухачевского. Смотри книгу Р. Гуль “Красные маршалы”. Страницы 23, 24-26, 30, 34-35, 51, 53-54, 55-56, 68-69, 72-73, 80-81, 82-83, 85-86, 111, 114-115, 119-120, 122, 126.
3. Портрет А.В. Колчака. Смотри книгу Ю. Кларов “Арестант пятой камеры”. Страницы 29-30, 49-51, 67, 84, 116, 192, 206, 225, 231.
4. Портрет Нестора Махно. Смотри “Литературная газета”, 1990.
5. Тестирование.
1. Перед вами 5 фамилий участников гражданской войны: М.Н. Тухачевский, А.В. Колчак, А.И. Деникин, Н. Махно, Л.Д. Троцкий. К кому из этих людей относятся приведенные ниже сведения:
А) этот человек был известен как географ и полярный исследователь.
Б) возглавлял Реввоенсовет РСФСР;
В) пытался в годы гражданской войны найти свой “третий путь”;
Г) в годы 1-ой мировой войны был в плену у немцев и совершил оттуда пять побегов;
Д) происходил из семьи казаков;
Е) был одним из ближайших сподвижников Корнилова;
Е) был расстрелян, тело его сброшено в прорубь, чтобы люди не могли посетить его могилу;
Ж) много лет провел на царской каторге;
З) в 30-е годы стал самым молодым маршалом, затем расстрелян, как “германский шпион”;
И) много сделал для развития русского флота.
2. Считаете ли вы истинами приведенные высказывания?
А) Расстрел царской семьи (всего 11 человек) справедливое возмездие за совершенныне преступления.
Б) Польский народ приветствовал поход Красной Армии на Варшаву.
В) Нежелание политических партий найти компромисс способствовало развязыванию гражданской войны.
Г) Движение Махно – это кулацко-бандитское движение.
Д) Самым выдающимся полководцем Красной армии был М.Н. Тухачевский.
Е) Основную часть всех воевавших армий составляло крестьянство.
3. Какую роль в развязывании гражданской войны сыграла аграрная политика большевиков. Можно ли считать ее одной из причин гражданской войны. Обоснуйте свое мнение.
4. Как во время революции строились отношения между политическими партиями. Как это повлияло на развитие гражданской войны в стране.
5. Эшелоны чехославацкого корпуса в 60 тысяч человек растянулись на тысячи км вдоль железной дороги. Им удалось поставить под свой контроль территории Поволжья, Урала, Сибири. Кто и почему поддержал мятеж.
6. Известный английский советолог Э. Карр отмечает: “Попытки восстановить крупные хозяйства в виде совхозов, коммун повсеместно встречали упорное сопротивление и пользовались незначительным успехом. Каковы причины такого отношения крестьян к политике большевиков.
7. В годы гражданской войны была введена политика “военного коммунизма”. Какие явления аналогичные чертам “военного коммунизма” мы наблюдаем в наши дни.
8. Эдвард Карр, характеризуя “красный террор”, пишет “сущность террора в том, что он носил классовый характер. Он отбирал своих жертв не на основе определенных преступлений, а на основе…”. Постарайтесь закончить мысль английского историка.
9. А. Деникин счел недопустимым награждать своих солдат и офицеров боевыми наградами старой России в годы гражданской войны. Объясните причины такого решения.
10. У Марины Цветаевой есть такие строки:
Все рядком лежат.
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат
Где свой, где чужой?
Белым был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал: смерть побелила.
Какая мысль содержится в этом отрывке. Согласны ли вы с автором. Готово ли наше современное общество к такому пониманию гражданской войны.
11. Поэт Максимилиан Валюшин писал в 1921 году в одном из стихотворений, посвященных гражданской войне:
Всем нам стоять на последней черте,
Всем нам валятся на вшивой подстилке,
Всем быть распластанным с пулей в затылке
И со штыком в животе.
Сбылись ли предсказания поэта.
6. Прослушивание аудиозаписи.
7. Хронологическое лото.
Расставить перечисленные события в хронологической последовательности.
- Разгром белых под Касторной.
- Расстрел А.В. Колчака.
- Ранение В.И. Ленина.
- Взятие перекопа.
- Отступление чешских войск из Самары.
- Убийство царской семьи.
- Принятие второй программы РКП (б).
- Объявление красного террора.
- Изгнание японцев из Владивостока.
- Наступление Красной Армии на Варшаву.