Цель: ознакомление второклассников с символикой, историей и традициями гимназии.
Задачи:
- формирование познавательного интереса к своему городу и школе;
- уточнение характера отношения детей к предметам, созданным трудом человека, поддержка социально одобряемых представлений детей о них;
- привитие любви к своей малой Родине.
Ход мероприятия
(В гости к второклассникам накануне их приёма в гимназисты пришли учащиеся
четвёртого класса. Выходят ведущие.)
1 ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня, перед посвящением вас, ребята, в гимназисты мы пришли в класс на правах выпускников начальной школы, чтобы познакомить с символикой, историей и традициями нашей гимназии.
2 ведущий:
Всегда вперёд!
Пусть труден путь,
Дорога не страшна.
Мы – гимназисты, не забудь
И цель у нас одна.
Достичь вершины нелегко,
Но мы – ученики.
Прославят Кольский городок
Твои выпускники!
1 ведущий: Знаете ли вы, ребята, когда и где у нас в России появилась первая гимназия? Не знаете, ну тогда слушайте! Первая гимназия в России открылась в 1726 году (первой половине ХVIII века) в Петербурге при Академии наук.
2 ведущий: Немного позже, в1755 году (середине ХVIII века), в Татьянин день, 25 января, была основана гимназия при Московском университете, главной целью которой стала подготовка студентов к обучению в университете. Гимназия должна была дать образование, необходимое для благовоспитанного человека.
1 ведущий: ГИМНАЗИЯ (указкой показывает на слово, напечатанное на доске)! В «Толковом словаре» написано, что это общеобразовательное среднее учебное заведение.
2 ведущий: Давайте порассуждаем, какой же смысл несёт каждая буква этого слова. (Обращается к второклассникам).
– Попробуем его расшифровать?
Второклассники: Да, попробуем!
1 ученик: Много достойных слов начинается с первой буквы этого слова (показывает указкой на букву). Г (гэ) – гордость, гимназист, гимн…Мы гордимся тем, что носим это высокое звание гимназиста. У нас есть свой «Гимн юных гимназистов» – торжественная песня, принятая, как символ нашей гимназии. А знаете ли вы, кто написал слова этого гимна?
Второклассники: Нет, не знаем!
1 ученик: Этот гимн сочинили сами учителя, работающие в начальной школе. Давайте под флаг нашей гимназии, который так же является её символом, исполним этот гимн!
(Второклассники встают с мест, под музыку «Гаудеамус» исполняется гимн.)
1 куплет
На учёбу нам даны молодые годы.
Гимназистам не страшны беды и невзгоды.
Должен ты творить, дерзать,
Человеком должен стать!
Смело к новой жизни,
Смело к новой жизни!
(Исполнив Гимн до конца, второклассники садятся на свои места.)
2 ученик: И (показывает указкой на доску) – вторая буква в слове! История гимназии. Каждый из нас должен знать историю своей школы, соблюдать её традиции. Кто из вас знает, сколько лет этой осенью исполняется нашей школе?
Второклассники: Нашей школе исполняется 50 лет!
2 ученик: Правильно! Хорошо, что вы это знаете! Итак, этот год для нас юбилейный. 1 сентября 1962 года в городе без названия, просто в Новом городе открылась первая средняя школа. Первое поколение школьников училось в здании клуба посёлка Белореченский. Позже построили основное здание нашей школы, что на улице Ленина, а 16 лет назад открыли филиал гимназии для начальной школы, в котором мы с вами и учимся. Тогда же начали издавать ЛЕТОПИСЬ гимназии, куда записываются все знаменательные события, происходившие здесь. (Показывается ЛЕТОПИСЬ).
1 ведущий: На классный час мы пригласили педагога – ветерана, отличника просвещения (называется ФИО). Она с первых дней открытия нашей школы работала в ней учителем начальных классов. (Педагог выходит к ученикам).
Мы хотим сказать вам (обращается по имени отчеству) слова благодарности
2 ведущий:
За то, что были у «причала»,
За званье, выше прочих слов,
За сдержанность и обаянье,
За мудрость, веру и любовь!
(Вручается букет цветов.)
Педагог благодарит детей, высказывает свои пожелания второклассникам.
1 ведущий: Гимназия славится своими традициями. Можете ли вы их назвать?
Второклассники:
– Посвящение в гимназисты.
– Кросс «Юность Хибин».
– «Парад мальчишей», посвящённый Дню защитника Отечества.
– Гимназическая неделя.
– Весенняя спартакиада.
– «Вахта памяти», посвящённая Дню Победы.
– Школьный интеллектуальный марафон «Умники и умницы».
(Ученики 2х классов перечисляют мероприятия, которые стали традиционными в гимназии. Четвероклассники дополняют и поправляют их).
1 ведущий: А кто вам о них рассказал?
Ответы второклассников:
– Классный руководитель рассказывал.
– А я о некоторых традициях ещё раньше знала, о них мне подружка из третьего класса говорила!
1 ведущий: Спасибо! Молодцы, вы хорошо знаете традиции гимназии.
2 ведущий: Итак, переходим к следующей букве.
3 ученик: М (эм). «Мой класс!» – говорим мы с гордостью!
Наш класс – это наша вторая семья. Это дружный коллектив, в котором царит взаимовыручка, взаимоуважение, доброе отношение друг к другу. Каждый класс живёт своей необычной жизнью, и узнать обо всех интересных делах можно, читая гимназическую газету «Школьный калейдоскоп», которую выпускают наши четвероклассники. Выпускать газету – это просто здорово! Вам мы тоже предлагаем писать свои заметки о делах и событиях, которые происходят в ваших классах и приносить к нам. Самые интересные сообщения мы обязательно опубликуем в газете.
Старшеклассники тоже издают свою газету, в которой пишут о своих интересных делах.
– Кто из вас знает, как она называется?
Второклассники: «Астра!»
3 ученик: Правильно! Астра – цветок, изображённый на флаге гимназии, символ нашего гимназического государства.
4 ученик: Следующая буква в слове (показывает указкой) Н (эн) – наша школа! Традиционно в гимназии проходят рейды проверки по состоянию школьного имущества и учебников. Гимназисты берегут всё то, что было создано выпускниками нашей школы, их родителями и шефами. Если бы ребята не берегли всего этого, то могли бы услышать необычный разговор, который однажды состоялся в пустом классе.
(Четвероклассники инсценируют басню).
А. Ильин «Обиженная парта»
1 ведущий:
Из парты капнула слеза,
Смолистая, густая…
Тут к парте глобус проявил участье:
Глобус:
О чем ты плачешь, дорогая?
А ну-ка, вытри поскорей глаза…
Да расскажи мне про свои несчастья.
1 ведущий:
И парта скрипнула в ответ:
Парта:
Не мил мне белый свет!
Боюсь, к весне пойду на слом,
На большее не хватит сил,
Две буквы Витя изучил
И обе вырезал на мне ножом.
Ведь он меня изрежет в год,
Пока весь алфавит пройдет…
1 ведущий:
Мораль из басни вы, подумав,
Сами выводите!
Она относится, увы,
Не к одному лишь Вите!
Вопросы:
– Почему Парта заплакала?
– Кто ее обидел и как?
– Поступаете ли вы так со своими партами или столами в школе, дома?
– Как назвать человека, который подобным образом обращается с вещами?
– В чём же мораль этой басни?(Выслушиваются ответы второклассников).
5 ученик: Следующая буква – А!
Город, в котором мы живем, называется … (хором) Апатиты!
В клятве гимназиста есть такие строчки: «…любить своё Отечество…», а это значит любить свой край, свою малую родину. Место, где ты учишься, живёшь. Апатиты – это город, в котором мы живём, наша малая родина. Сейчас мы посмотрим, знаете ли вы свой город?! Предлагаем вам разгадать кроссворд на тему: «Улицы нашего города»
На доске:
Ведущие по очереди читают задания кроссворда и вписывают названия улиц.
- Эта улица названа в честь первого директора совхоза «Индустрия» (ул. Гладышева).
- Имя великого русского поэта спрятано в названии этой улицы (ул. Пушкина).
- Имя замечательного нашего земляка, талантливого хирурга запечатлено в названии этой улицы (ул. Нечаева).
- Самая протяжённая в городе улица, название которой напоминает нам о том, что в суровом климате с продолжительной зимой и очень коротким летом люди этой профессии сумели отстроить в Заполярье замечательный город (ул. Строителей).
- Эта улица носит имя выдающегося коммунистического деятеля (ул. Ленина).
- Это название одной из первых возникших улиц, придуманное молодёжью Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Связано с событием в Москве (ул. Фестивальная).
- Название этой улицы связано с 1945 годом (ул. Победы).
2 ведущий: Молодцы! Вы хорошо знаете улицы нашего города и их историю.
6 ученик: Вслед за буквой «А» стоит «З» (зэ) – закон, знания. Перед посвящением в гимназисты, вы изучили ваши законы. Не забывайте о них, стремитесь их выполнять! Знания – это главная задача гимназиста. На доске записана пословица, кто желает её прочитать?
Второклассники (поднимают руки, 1 ученик читает): Золото добывают из земли, а знания – из книг.
1 ведущий: Ребята, а как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Второклассники высказывают свои мнения. Ведущий обобщает.)
7 ученик: Предпоследняя буква в слове ГИМНАЗИЯ – И – интерес, игра, инициатива. Я предлагаю вам поиграть в игру «Самый внимательный». Условия: назовите улицы, о которых мы сегодня ещё не говорили.
Второклассники:
– Улица Козлова.
– Зиновьева.
– Воинов – Интернационалистов и улица Ферсмана и др.
2 ведущий: А давайте, ребята, гостей попросим продолжить этот список!
(Взрослые произносят названия улиц, о которых ещё не говорилось).
Ведущий: Спасибо всем! Конечно же, это не весь перечень улиц нашего города. Их гораздо больше!
8 ученик: Последняя буква (показывает) – Я!
Я, ты, он, она –
Вместе (все выступающие хором) –
Дружная семья!
– Мы, выпускники начальной школы этого года, даём вам напутствие:
1 ученик: Соблюдайте законы гимназии.
2 ученик: Заповеди.
3 ученик: Её традиции.
1 ведущий: Сегодня мы хотим подарить вам вот эти буклеты, в которых рассказывается о нашей гимназии.
– Носите с гордостью почётное звание гимназиста!
(Четвероклассники дарят второклассникам буклеты «Гимназии-50»).
2 ведущий: Предлагаем закончить классный час песней «Гимназический вальс».
(Дети, встают в круг и, взявшись за руки, исполняют песню).