Урок по теме "Дружба". 4-й класс. Модуль "Основы светской этики"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (52 МБ)


Тема "Дружба"

Цель урока: создание представлений у учащихся о понятии "дружба" и "настоящем друге", присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

Задачи:

  • помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия "дружба";
  • познакомить с истинным толкованием слова "дружба" "друг", "приятель", "товарищ";
  • учить слушать, понимать и помогать друг другу;
  • формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.
  • анализировать свои поступки и окружающих
  • пополнить "кодекс доброты"

Основные понятия: дружба, настоящий друг, приятель, товарищ

Оборудование:

  • мультимедийный комплекс
  • ватман
  • листы А 4
  • фломастеры цветов: синий, зеленый, желтый, красный
  • толковый словарь С.И. Ожегова.

Прогнозируемый результат:

  • в результате знакомства с примерами, ситуативными задачами у учащихся должны сформироваться чёткие определения о данных этических категориями;
  • осознание учащимися что взаимопомощь, взаимовыручка, доброе отношение и уважение друг к другу, очень важны, что дружба - человеческое богатство.
  • формирование у учащихся навыков работы в команде.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемы.

Сегодняшний урок мы начнем с притчи.

Притча о настоящей дружбе

В одной далёкой стране жили два друга.

Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех.

Любые решения они принимали сообща.

Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что самое главное - друзья, ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения окружающих.

Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили.

И велел он привести к себе неразлучных друзей.

- Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню осведомителей, да и дело с концом.

- Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведенья, мы действительно настоящие друзья. Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует.

С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого - в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт.

Стражники получили исчерпывающее указание: "Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!".

Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток своих дней, если: Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью.

Страшный эксперимент длился целый месяц.

Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства.

А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил к себе.

- Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства: Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.

- Как вы считаете, о чем эта притча?

- Как на ваш взгляд можно озаглавить притчу?

- Чему учит нас эта притча?

- О чем сегодня пойдет речь на уроке?

- А что вы хотите узнать о дружбе?

(о настоящем друге, признаках дружбы, видах дружбе, о необычной дружбе, и можем ли каждый из вас назвать себя настоящим другом).

3. Изучение новой темы

(слайд №1) Тема сегодняшнего урока "Дружба"

Живя в обществе и общаясь с людьми, человек находится в разнообразных отношениях с другими. К ним относятся родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами. Это служебные отношения, связанные с работой или учебой - отношения между учителями и учениками, между одноклассниками. Могут быть отношения, которые возникают от близкого проживания. Это соседские отношения или приятельские во дворе. Могут быть дружеские отношения - отношения между друзьями.

(ученики могут сами приводить примеры)

(слайд №2) "Монолог о дружбе"

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает это слово?
Это слово? Значит что оно?

- А что же такое дружба, как вы понимаете это слово?

(высказывания детей)

Откроем учебник на стр. 32, найдите понятие дружба.

(зачитывают)

(слайд №3) По словарю В.И.Даля "Дружба - это взаимная привязанность двух или более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении"

(слайд №4) Давайте попробуем выделить основные признаки дружбы?

- избирательность

- доверительность

- бескорыстность

- взаимная симпатия и общность интересов

Чтение ученицей стихотворения А.Барто "Требуется друг!"

Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
"Ты дружи со мной одной!"

Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной-
Стану знаменитой.

Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу "Дружи со мной!
Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать -
Дашь контрольную списать"
А девчонка на дыбы
Говорит: "Молчала бы"

Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
"Срочно требуется друг!"

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать друг?

(слайд №5) Посмотрите на экран и дополните каждый по цепочке: "Друг - это тот, кто:.)

Я начну с себя "Друг - это тот, кто никогда не предаст"

(высказывания детей).

Очень часто в речи мы можем услышать слова "друг", "приятель", "товарищ"?

- Чем отличаются слова "друг", "приятель", "товарищ"? (друг один, а товарищей может быть много)

Работа в группах со словарём

(приложение 1)

  • Задание 1 группе. Найдите понятие друг
  • Задание 2 группе. Найдите понятие приятель
  • Задание 3 группе. Найдите понятие товарищ

Вывод: так в чем разница между этими понятиями?

(ответы детей)

Ещё издавна люди складывали много пословиц и поговорок о дружбе. Какие вы знаете пословице о дружбе, друге? Их очень много.

(слайд №6) Нужно найти начало и конец пословицы (работа в паре)

(приложение 2)

Вывод: дружба очень важна.

Физкультминутка (песня "Настоящий друг").

Ситуационный практикум. (Работа в группах)

Ситуация 1.

Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки в школе, что вы сделаете?

Ситуация 2. Вместе с другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет, а у Николая в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался и всё содержимое рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая?

Ситуация 3. Вы выполнили задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите?

Свои ситуации

Дружба бывает разная

Дружат взрослые, взрослый-ребенок, сверстники , но бывает и необычная дружба, могут дружить человек - животное, человек - игрушка, человек - воображаемый герой (личный дневник).

(слайд №7) Презентация "Необычная дружба"

4. Рефлексия

(приложение 3)

Анкета "А какой ты друг?"

5. Подведение итогов

(ответы детей)

(слайд №8) Подумай, что тебе надо изменить в себе - в своем характере, привычках, увлечениях, - чтобы и с тобой людям захотелось дружить.

Вывод: Какое правило, мы запишем в наш кодекс доброты?

(ответы детей)

(приложение 4)