Цель:
- Вспомнить строение и характерные свойства веществ разных классов;
- Уточнить функциональные группы этих веществ;
- Закрепить навыки составления формул изомеров веществ, названий веществ, взаимозависимость «строение – свойства – применение» веществ;
- Оценить свое умение давать полный развернутый ответ, давать рецензию на ответы товарищей.
Оснащение урока:
- Три лотка с растворами: уксусной кислоты, глицерина, формальдегида, сульфата меди (II), щелочи; спиртовка, держатель, спички, индикаторная бумага, чистые пробирки.
- Набор шариков и стержней, магнитных трафаретов для составления моделей молекул веществ.
- Карточки с заданиями для 3-х групп; три листа оценки ответов (Приложение).
- Таблица «Функциональные группы органических веществ».
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие органические вещества».
Методы:
- Словесные – фронтальная беседа, монологические ответы учащихся;
- Наглядные – демонстрация результатов исследования, моделей, таблицы;
- Практические – работа с химическими веществами, составление моделей молекул, формул изомеров, составление уравнений реакций, решение задач (если останется время!).
Методические приемы: Логические – сравнение, анализ, обобщение, формулирование выводов.
Формы организации работы: фронтальная, групповая (3 группы) и индивидуальная.
План урока:
- Организационный момент (до 3 минут).
- Основная часть урока – конкурса (до 35 минут).
- Обобщение. Подведение итогов урока (5–7 минут).
Ход урока
1. Постановка цели
(на экране)
2. Объяснение условий всем группам и выбранному заранее «Совету Справедливых»
(из 3 учащихся 11 класса или этого же 10-го класса):
- время ответа у доски – до 5 минут
- за каждое верное дополнение любой команды добавляется 0,5 балла
- за подсказки и хоровые ответы снимаются по 0,5 балла
- оценивание проводится по 5-балльной системе.
3. Раздача заданий группам
(в конвертах, после жеребьевки)
У доски трое учащихся (по 1 от каждой группы) работают по темам
- предельные одноатомные спирты
- альдегиды
- карбоновые кислоты
Это задание 1
Карточка с заданием выглядит следующим образом:
Фамилия химика-теоретика | Группа № |
1. Составить гомологический ряд …….. , их общую формулу | |
2. Обозначить распределение электронной плотности в молекуле | |
3. Дать определение веществам этого класса |
На местах каждая группа выполняет эксперимент (3 чел.), занимается моделированием (3 чел.), составлением формул изомеров веществ (3 чел.) (роли в группе распределяются по желанию учащихся). Результаты оформляются на листах ответов, где указываются:
Задание 2
Фамилия химика-экспериментатора | Группа № |
Среди выданных растворов альдегида, глицерина и уксусной кислоты (в пробирках под номерами) найти ….. Составить алгоритм решения экспериментальной задачи.
Задание 3
Для первой группы:
С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать этанол: H2O, O2, Cl2, HCl, NaOH, Na, H2SO4 k при нагревании? Уравнения возможных реакций написать на доске. Сделать вывод по химическим свойствам спиртов.
Для другой группы:
С какими из перечисленных веществ будет реагировать формальдегид:H2O, Н2, CuO, Cu(OH)2, NaOH, Na, аммиачный раствор оксида серебра? Уравнения возможных реакций написать на доске. Сделать вывод по химическим свойствам альдегидов.
Для третьей группы:
С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать уксусная кислота: H2, C2H5OH, Cu(OH)2, H2SO4, CaCO3, CaO? Уравнения возможных реакций написать на доске. Сделать вывод по химическим свойствам карбоновых кислот.
Задание 4 на моделирование (химики – моделисты):
Составить шаростержневую или магнитную модель одного гомолога из класса (спиртов, альдегидов, карбоновых кислот). Показать модель, дать необходимый комментарий, указать функциональную группу.
Задание 5 на составление изомеров (можно – из другого класса веществ):
Фамилия химика-теоретика | Группа № |
Для третьей группы:
Составить все возможные изомеры для вещества с общей формулой С4Н10О. Дайте им названия. Какие вещества называются изомерами?
Для второй группы: С4Н8О2
Для первой группы: С4Н8О.
4. Фронтальная работа с группами
Задание 6 на знание формул и свойств веществ. На 3 транспарантах с 2-х сторон написаны формулы:
- метилэтилового эфира и пентаналя
- масляной кислоты и фенола
- пропанола-2 и этилацетата.
Вопросы:
- Класс соединения?
- Докажите
- Дайте название
- Газ или жидкость? Почему?
- Подвергается ли гидролизу?
- Каким веществам изомерно?
- Назовите еще одного представителя данного класса веществ. И т.д…
По мере освобождения доски выходят следующие учащиеся каждой группы, отвечают на вопросы по химическим свойствам веществ (см. карточки).
Все учащиеся выслушивают ответы, рецензию дают группы – соперники. По каждому вопросу обязательно формулируется краткий вывод. При затруднениях отвечающих вывод делают учащиеся из другой группы.
5. Соревнование групп на знание областей применения альдегидов, спиртов, карбоновых кислот
(Задание 7)
6. При наличии свободного времени группы решают задачи
(Задание 8):
- Какой объем воздуха (н.у.) потребуется для сжигания 6,4 г. метилового спирта?
- Какой объем муравьиного альдегида (н.у.) потребуется для получения 16 г. 20%-го раствора метанола?
- Сколько г раствора уксусной кислоты с массовой долей кислоты 10% вступает во взаимодействие с гидроксидом натрия, если образуется 41 г. ацетата натрия?
7. Подведение итогов.
Слово «Совету Справедливых» (арбитрам).
Выводы и обобщения по теме урока.
Еще раз внимание на цели урока (экран!). Выполнили их? Пожелания обратить внимание на недочеты, на рассмотрение строения и свойств веществ в сравнении.
Работа групп оценивается с учетом вклада каждого члена команды в конкурсе. (Лучшие химики-теоретики, лучшие экспериментаторы, лучшие моделисты…) В отдельных случаях выставляются отметки в классный журнал. Домашнее задание – подготовиться к контрольной работе по теме, решить предложенные задачи (если на уроке времени на решение не хватило).