Занятие №1
Тема: Дифференциация звуков [Л-Р]
Цель: учить дифференцировать звуки [Л-Р], определять их положение в слогах, словах;
Задачи:
- выработать четкую дифференциацию звуков [Л-Р], с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
- развивать навыки звукобуквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
- развивать орфографическую зоркость;
- соблюдать преемственность в работе с учителем;
- расширить словарный запас путем словообразования;
- воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;
Оборудование: демонстрационные картинки, конверт с карточками, графические профили звуков [Л – Р].
Ход занятия
I. Организационный момент
– Здравствуйте, дети. Садитесь.
– Сегодня у всех хорошее настроение, потому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.
– Назовите свою фамилию и определите в нём количество звуков.
II. Основная часть
Введение в тему
– Послушайте слова: РОЖКИ, ЛОЖКИ
– Назовите первые звуки у этих слов. (Звуки [Р-Л])
– Что означают эти слова? (Вывешиваются картинки с изображением этих предметов))
– Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия.
Сообщение темы
– Совершенно верно. Сегодня мы будем учиться различать и выделять звуки [Л – Р] в словах.
– Запишите сегодняшнее число и тему занятия.
– А также запишите слова сегодняшнего занятия. Обратите внимание, что в этих словах мы произносим Ш, а пишем букву Ж. Подчеркните буквы: Л – одной чертой, Р – двумя.
1. Уточнение и сравнение произношения звуков [Л – Р]. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графические профили (на доске, сопровождая показ указкой)
– Уточним и сравним произношение звуков [Л – Р].
– При произнесении звука [Л] кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена. Форма языка напоминает седло. Звук [Л] произносится голосом, значит, работают голосовые связки.
– Возьмите зеркало и произнесите звук [Л].
– Приложите тыльную сторону ладони к горлу, и произнесите долго звук [Л]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?
– Звук [Л] – согласный, твердый, звонкий.
– При произнесении звука [Р] кончик языка поднимается вверх и касается бугорков за верхними зубами. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Звук [Р] произносится голосом, значит, работают голосовые связки.
– Возьмите зеркало и произнесите звук [Р].
– Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук [Р]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?
– Звук [Р] – согласный, твердый, звонкий.
– А теперь, давайте подумаем и скажем, где эти звуки мы слышим в окружающем нас мире.
(Звук [Р] мы слышим, когда рычит тигр, собака. Звук [Л] – так гудит пароход.)
2. Воспроизведение чистоговорок.
– Повторите за мной по “цепочке” чистоговорки:
ал-ал-ал – на пол упал пенал
ол-ол-ол – пенал упал на стол
ул-ул-ул – пенал упал на стул
ыл-ыл-ыл – Павел пенал забыл
ар-ар-ар – мы купили самовар
ор-ор-ор – вырос в поле мухомор
Ир-ир-ир – Рома любит пить кефир
Ёр-ёр-ёр – на стене висит ковёр
3. Игра “Хлоп и топ”
– Поиграем в игру “Хлоп и топ” и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками [Л – Р]. На слова со звуком [Л] – топаете, со звуком [Р] – хлопаете.
(корова, карта, лопата, палка, галстук, горка, белка, марка, волк, дрозд)
4. Нахождение картин со звуками [Л – Р], определение места звука в слове (в начале, середине, конце)
– Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки [Л-Р]. Предлагаю распределить картинки в два столбика. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)
– Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
5. Списывание с доски.
– В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы Л-Р, подчеркнуть Л – одной чертой, Р – двумя. Найти “лишнее” слово, отметить его крестиком и объяснить почему?
П_охо, п_акат, п_авать, вп_аво
Уп_ы_, п_о_убь, _апо_т, ха_акте_
_аз_ука, гене_а_, ба_а_йка, ма_я_
уб_а_, побо_о_, на_и_, жу_на_
6. Графическое изображение слова.
– Поупражняемся в выделении слогов с буквами Л-Р в словах. Напоминаю последовательность работы: прочитать слово, сосчитать количество слогов, опираясь на количество гласных, начертить количество слогов, определить место слога в слове, записать слог.
Изобразить это графически. Образец: ____ ла_ лай ____ ,
Работу продолжаем в тетрадях.балалайка, картина, лавка, парта, скакалка, космодром, иволга, посылка, подруга
7. Разгадывание кроссворда.
– Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и отгадаете кроссворд.
1. Заставил плакать всё вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (лук)
2. Над домами у дорожки
Висит кусок лепешки (луна)
3. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
4. Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе … (лопатой)
5. Под водой живёт народ,
Ходит задом наперёд. (Раки)
6. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем, не найдём. (Роса)
7. Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)
8. Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесется до звёзд. (Ракета)
8. Физминутка
9. Составление слов из отдельных слогов. (На доске картинки: корова, лошадь)
– Узнали животных? Назовите их.
– Обратите внимание, как пишутся слова: КОРОВА,
ЛОШАДЬ
– Какие эти животные: домашние или дикие?
– Почему они относятся к домашним животным?
(Эти животные живут во дворе, за ними ухаживает
человек. Он заготавливает для них сено на зиму. В
лесу их съели бы хищные звери.)
– Какую пользу приносит хозяину корова? лошадь?
– Как называется место, где живёт корова?
(коровник) (показ иллюстрации)
– А где живет лошадь? (конюшня) (показ
иллюстрации)
– У этих животных есть семейство. Рассмотрим
семейство коровы. Она – корова, а он – ? (бык) – А
как звать детеныша коровы? (телёнок)
– Рассмотрим семейство лошади. Она – лошадь, он
– ? (конь), а детеныш – ? (жеребёнок)
– Вспомните все слова, которые были связаны со
словом КОРОВА. Один будет работать на доске,
остальные в тетрадях. Запишите эти слова в
тетрадь.
Корова, бык, телёнок, коровник, коровье молоко.
– Выделите гласные буквы в словах красным
карандашом, поставьте ударение во всех словах,
опираясь на гласные буквы, разделите слова на
слоги.
– Какие слова имеют одинаковый корень?
– Слова, которые имеют одинаковый корень, как
называются? (Однокоренными)
– Остальные слова являются однокоренными?
– Подчеркните изучаемые звуки, выделите
одинаковый корень.
– Устно перечислим все слова, которые связаны со
словом ЛОШАДЬ.
– А теперь я диктую, а вы записываете:
Лошадь, конь, жеребёнок, конюшня.
– Выделите гласные буквы в словах красным
карандашом, поставьте ударение во всех словах,
опираясь на гласные буквы, разделите слова на
слоги.
– Какие слова имеют одинаковый корень?
– Подчеркните изучаемые звуки.
10. Работа над предложением. (На доске записано предложение)
Клара сшила кукле красное платье.
– Прочитайте предложение.
– Как звать девочку?
– Что она сделала?
– Кому сшила платье?
– Какого цвета платье?
– Сколько слов в этом предложении?
– По “цепочке” назовем слова по порядку.
– Прочтите каждое слово, разделив на слоги
(индивид., хором)
– Прочитаем предложение хором 2 раза, а затем
каждый самостоятельно – в полголоса.
– Еще раз – с закрытыми глазами.
– Обратите внимание, что в каждом слове есть
буквы Л – Р.
– Прочтите предложение для того, чтобы
запомнить, как оно написано, и записать его без
ошибок.
– А теперь я закрываю запись, а вы запишите это
предложение по памяти.
– Подчеркните буквы Л – Р.
– Проверяем. Прочтите предложение, разделив
слова на слоги. Помните, что без гласной нет
слога. Выделите изучаемые звуки в словах.
III. Итог занятия
.– Какие звуки мы сегодня учились различать?
– Дайте характеристику этим звукам.
– Спасибо всем за занятие, будьте здоровы!
Занятие №2
Тема: дифференциация звуков [Л-Р]
Цель: выработать четкую дифференциацию звуков [Л-Р] и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами;
Задачи:
- учить дифференцировать звуки [Л-Р] в словах, словосочетаниях и предложениях;
- совершенствовать навыки звуко – слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие;
- активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;
- развивать связную речь;
- соблюдать преемственность в работе с учителем;
- воспитывать заботу и любовь к маме;
- развивать зрительное внимание и память.
Оборудование: демонстрационные картинки, карточки букв Л – Р, графические профили звуков, текст рассказа “Помощник”.
Ход занятия
I. Организационный момент
– Здравствуйте, дети. Садитесь.
– Вспомните названия времён года. Сколько их? Назовите их.
– Поговорим о времени года зима. Перечислите месяцы зимы
– Какие признаки характерны для этого времени? (Какие изменения в природе мы замечаем с наступлением зимы?)
– Какими событиями (праздниками) вам запомнилась зима? (Праздник Нового года, Рождество, зимние каникулы, 23 февраля – День защитников Отечества)
– Молодцы. Вы меня удивили своими знаниями о зиме.
II. Основная часть
Введение в тему
– Что видите на картинках? Назовите их. (ГЛАЗА – ГРОЗА)
– Уточним, что они обозначают.
– Какими звуками они различаются при произнесении?
– Думаю, что вы без труда, сможете озвучить тему нашего занятия.
Сообщение темы
– Да, сегодня мы продолжим работу по различению и выделению звуков [Л-Р] в словах.
– Запишите число, месяц, тему.
– А также запишите слова: гроза – глаза. Подчеркните буквы: Л– одной, Р – двумя чертами. Назовите слог со звуком [Л] в слове ГЛАЗА, слог со звуком [Р] – ГРОЗА.
– Давайте вспомним то, о чем говорили на прошлом занятии.
1. Дать краткую характеристику звукам.
(На доске висят графические профили звуков)
(Звук [Л] – согласный, звонкий; звук [Р] – согласный, звонкий.)
2. Чтение цепочки слогов с доски (хором)
РА – РА – ЛА
РО – РО – ЛО
РЫ – РЫ – ЛЫ
РУ – РУ – ЛУ
АЛ – АЛ – АР
ОЛ – ОЛ – ОР
ЫЛ – ЫЛ – ЫР
УЛ – УЛ – УР
3. Игра “Кто внимателен?”
– Прослушайте задание. Я произнесу слова со звуками [Л– Р], а вы поднимаете карточку с соответствующей буквой.
(Рожь, ложь, рамка, ложки, лак, рак, лавка, укол, укор, рожки, лов, ров)
4. Запись слов в два столбика Л – Р.
– Я диктую слова, а вы распределите их по столбикам. Подчеркните слоги с буквой Л –одной чертой, Р – двумя. (Дети должны опираясь на гласные, в уме разделить слова на слоги и найти слог с буквами Л или Р в слове.)
(Ложка, абрикос, блюдце, груша, персик, салатница, виноград, солонка, гранат, хлебница, вилка, хурма)
– Прочитаем, какие слова вы записали в первый столбик. Читаем по “цепочке”, называем слог в слове с буквой Л. Как назовем эти предметы одним словом? (Посуда)
– Читаем слова второго столбика, называем слог. Назовите одним словом слова второго столбика? (Фрукты)
5. Упражнение “Изменим слово”.
– Сейчас поупражняемся в изменении слов. Это упражнение на предельную внимательность. Я буду произносить слова со звуками [Л] или [Р], а вы должны быстро подумать и вместо звука [Л] в слове произнести [Р], и вместо звука [Р] произнести [Л]. Поняли?
Лак – рак, лама – _ама, ложки – _ожки, плавать – п_авить, Валя – Ва_я, лить – _ыть, Лука – _ука, Карина – ка_ина, игра – иг_а, ложь – _ожь, рожки – _ожки, ров – _ов.
6. Упражнение “Вставьте букву”
– В этом упражнении в словах пропущены буквы Л или Р. Выберите нужные буквы, разделите слова вертикальной линией на слоги. Помните, что без гласной нет слога. Приступайте к работе.
Т_амвай, о_ень, _адио, жу_на_, д_ова, ме_, _опата, п_едмет, зве_и, к_о_ик, бе_ёза, ка_тофе_ь.
– Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы друг друга. На полях поставьте оценку.
7. Физминутка
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Правой вверх и левой вверх,
В стороны и накрест.
Тук, тук, тук,
Повернемся мы вокруг.
8. Составление словосочетаний, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Вставить в слова буквы Л – Р. Подчеркнуть слоги с буквой Л – одной чертой, Р – двумя.
Ста_ое
К_асныйп_аток
п_атьеВесё_ая
Ва_ёноемясо
иг_аТихий
Ста_ыйдуб
вете_ок
9. Работа у доски.
– Прочитайте незаконченные предложения и слова для справок. Выберите слова по смыслу и допишите их в предложения. Выделите слоги с буквами Л и Р. Работу выполняем только на доске, по “цепочке”. Один записывает, остальные проверяют.
Баба деду пекла из муки … .
Из древесной коры сделал дед … .
Украшают царей золотые … .
А дома украшают из камня … .
Поднимается в воздух надутый … .
На балу появляется важный … .
Слова для справок: коробок, колобок, барон, баллон, короны, колонны.
10. Чтение текста.
– Перед вами текст. Рассказ называется “Помощник”. Прочитаем его “цепочкой”.
Помощник
Фрол возвратился домой из школы и решил заняться работой по дому. Фрол сварил плов и борщ, натёр полы и подмёл три метра ковровых дорожек. Собрал рассыпанные в чулане шурупы, покормил голубей в голубятне. Вот как умело и быстро справился с делами. Теперь можно и поиграть, да на игру сил у Фрола не осталось. Лёг Фрол на кровать и сразу заснул. Вот какой у мамы помощник растёт!
Ответим на вопросы:
– Как зовут мальчика? (Фрол)
– Откуда он пришёл домой? (Из школы)
– Что же он решил сделать? (Заняться уборкой по
дому)
– Какие работы он сделал по дому? (Сварил плов и
борщ, натёр полы, подмёл ковровую дорожку, собрал
рассыпанные шурупы, покормил голубей.)
– Всё сделал можно и поиграть. Что же было дальше?
– Как вы думаете, правильно Фрол поступил, что
убрался в доме?
– Конечно, правильно. Ведь мама находится на
работе целый день. А Фрол в школе учится полдня.
Он понимает, что мама на работе устает. А как маме
приятно, что сын внимателен к ней, заботится, зря
время не проводит. В конце концов, каждый должен
поддерживать порядок в доме, чтобы было чисто и
уютно.
– А вы, ребята, чем занимаетесь после школы? Как
вы заботитесь о своей маме?
III. Итог занятия
– Какие звуки мы сегодня различали?
– Какие слова вы запомнили со звуками [Л – Р]?
Назовите их.
– Какие задания вам понравились?
– Благодарю всех за работу, до свидания!