Цель:
- Знакомство с творчеством мастерицы по вышиванию крестиком.
- Развитие восприятия, гармонии, национального самосознания.
- Формирование интереса к культуре своего народа.
- Воспитание уважения к мастерам родного села.
Оборудование:
- Изделия мастерицы – картины из ниток
- Журналы по вышиванию
- Фильм о мастерице родного села
- Карточки с надписями видов вышивания
- Картинки с образцами вышивания
Ход занятия
1. Организационный момент.
На доске “Умельцы нашего села Урман”.
Часть 2: “Вышивка крестом”.
Вышивальшица, художник Франц Ксавер Зимм
Вышива́ние – общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных.
2. Чтение стихов ребятами.
И в Европе, и в России
Можно встретить тот музей,
Где представлены картины
И царей, и королей.
Вышиты собственноручно
Шелком, бисером они;
Почему же увлекались
Этим делом короли?
Их искусством восхищалась,
Но все время удивлялась,
Ну зачем держать им пяльцы?
Ну зачем колоть им пальцы?
Но прошло немного лет,
Разгадала я секрет.
Увлеклась я вышиваньем,
Что за прихоть – вышивать?!
Нитку продевать в иголку,
Утомительно считать,
Ну зачем держать мне пяльцы?
Ну зачем колоть мне пальцы?
Трудоемкое занятье
И нескорый результат,
Расцветает дивный сад!
На канве пустой, нейтральной
Возникает вдруг букет,
Акварельный от “Lanarte”,
Ярко-сочный от “Sanset”.
Вот оскал тигриной морды,
Итальянский городок,
Вот пейзажи от “Риолис”
Наших, северных широт…
Это дело утешает,
Это дело увлекает,
Вдохновение рождает!
Ведь недаром этот труд
Люди творчеством зовут!
3. Вступительное слово учителя.
В большой советской энциклопедии о вышивке сказано так:
Вышивка, широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками, монетами и т.п.
Существует несколько видов вышивания: (учитель на доске прикрепляет карточки с надписями)
Вышивка крестом
Вышивка гладью
Вышивка Ришелье (ажурная вышивка)
Вышивка лентами
Вышивка шелком
Вышивка золотом (золотыми нитями)
Вышивка бисером
4. Практическая работа.
А) У вас на столах лежат картинки с образцами вышивок, подумайте и прикрепите под каждой карточкой.
Вышивка золотом XVIII в.
Вышивка крестом
Вышивка гладью
Ажурная вышивка
Вышивка бисером
Вышивка лентами
Вышивка шелком
Б) Ребята делятся на две команды. Одна команда зачитывает пословицу, вторая отвечает подходящей пословицей про вышивку.
Пословицы для первой команды. – Куй железо, пока горячо! – Семь раз отмерь, один раз отрежь.– Один в поле не воин. – Язык до Киева доведет. – Не оставляй на завтра то, что можно сделать сегодня. – От лени человек хворает,а в труде здоровье закаляет. – Не боги горшки обжигают. –Доброе дело без награды не останется.
|
(Пословицы для второй команды) – Вышивай, пока нитки не закончились! – Проверяй информацию в наборе.– Не берись за 10 вышивальных процессов. – Можно найти любую схему вышивки. – Самый лучший момент для вышивки – Вышивка – профилактика хандры.– Не вешай нос, вышивка поддается освоению. – Делись схемами.
|
5. Слово о мастерице родного села.
Рассмотрите картины на доске, к какому виду они относятся?
Посмотрите фильм о мастерице нашего села.
(Ребята просматривают фильм “Вышивка крестиком” о картинах Улимовой Надежды Петровны)
6. Рассказ Надежды Петровны о своем творчестве.
7. Благодарное слово мастерице.
(Ученики читают стих.)
"Моей вышивальщице".
Размеренность клеток белых
И девственность чистой канвы,
И первый стежок несмелый...
Знакомый наклон головы...
Родные, тонкие пальцы,
Как быстрые птицы, летят,
Свет лампы ложится на пяльцы,
И мягче усталый твой взгляд...
Узор, как ручей, протекает,
Струится за ниткой вослед...
Не видишь, что ночь наступает,
Но чувствуешь – скоро рассвет.
Ты зришь на пустой еще ткани
Неведомый, чудный узор,
И нити звучат голосами,
Как тихий и слаженный хор!
И маленьких крестиков сонмы
Сливаются в гимн мастерству,
В руках твоих ночью бессонной
Ложась чередом на канву...
...И есть ли что в мире милее,
Чем добрый, усталый твой взор,
Когда ты, гордясь и краснея,
Мне даришь готовый узор!
(Ребята дарят мастерице свои первые работы, выполненные в стиле вышивки крестиком.)
8. Заключение.
На следующем занятие мы познакомимся с творчеством нашего местного художника.
Список интернет сайтов:
- http://wmda.mobi/ru/%D0%92%D1%8B%D1%88%D0%B8%D0%B2%D0%BA%D0%B0 http://crestik.ucoz.ru/forum/16-38-1
- http://www.narodko.ru/image/orna/1000000001000021.jpg http://dm-grata.ru/photos/photo194.html
- http://clubs.ya.ru/4611686018427436617/replies.xml?item_no=46805
- http://free-dom-777.blogspot.com/2011/10/blog-post_3747.html