Цель: Познакомить с правописанием глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице с суффиксом возвратного значения.
Задачи:
- Формировать умение правильного написания глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице с суффиксом возвратного значения.
- Формировать грамотную речь, орфографическую зоркость, память.
- Формировать коммуникативность, уважение к мнению других людей.
- Развивать самоконтроль, адекватную самооценку, логическое мышление, внимание, речь.
- Способствовать воспитанию интереса к изучению русского языка, желанию творить.
Оборудование: интерактивная доска, тексты с групповым заданием (11 шт)
ХОД УРОКА
1. А. О. З.
- Начать урок мне хотелось бы с высказывания Ауэрбаха: "Одним огоньком можно зажечь тысячу ламп; необходимо, однако, чтобы каждая из них питала свое пламя собственным горючим материалом" Надеюсь, что помогу зажечься ваши "огоньки любознательности" новым знанием, новым открытием. Но прийти к открытию вы должны сами! Будьте наблюдательны и внимательны ко всем мелочам.
Минутка чистописания.
Слайд № 1
доска с зеленой разлиновкой: на ней
23 апреля
Классная работа.
С т я ь
- Что можете сказать о данных буквах?
(Дается характеристика каждой букве.)
- Какие морфемы можно составить из данных букв?
(Можно составить суффиксы : неопределенной формы -ть, возвратные суффиксы -сь, -ся)
- Запишите данные суффиксы по 3 раза.
Интеллектуальная разминка.
Слайд №2
(отдельно на печатанные слова, которые можно двигать)
Университет, подготовишься, стелить, извинюсь, заклеить, звонят, поучимся.
- Найдите " лишнее" слово, докажите свой выбор и это слово мы отодвинем. И так, для определения "лишнего" слова прошу рассмотреть грамматические признаки данных слов.
(- Университет - имя существительное;
- стелить - гл. 1 спр.;
- заклеить - гл. неопред. формы;
- звонят - наст. вр., несов вид;
- подготовишься - гл. 2 лицо )
- Какие глаголы остались?
(Остались глаголы : извинюсь, поучимся.)
- Что у них общего?
(Это глаголы 2 спряжения, будущего простого времени с возвратным значением,1 лица с одинаковым морфемным составом.)
2. Изучение темы урока.
- Глаголы с возвратным значением будут сегодня объектом наших наблюдений. Но какой именно будет наша тема - вы попробуйте определить сами, глядя на данную запись.
Слайд № 3
[цы]
Грамоте учи..., всегда пригоди... .
[цы]
Дима готови... к урокам.
[цы]
Дима начал готови: к урокам.
- Что захотелось сказать, о чем спросить?
- Над какой проблемой мы будем сегодня работать?
(на слайде №3 тема " Правописание сочетаний.... и .... в глаголах с возвратным значением")
- Какую цель поставим перед собой?
(Научиться записывать глаголы с данными словосочетаниями без ошибок.)
- Что нам для этого необходимо знать?
(Надо знать условия написания данных сочетаний.)
- Каковы эти условия? Ваши гипотезы.
- Дайте характеристику этим глаголам.
- В этих предложениях глаголы с возвратным значением. Как же будет различаться их написание? Какой вывод сделаем?
- Запишите данные предложения, вставив пропущенные буквы и записав вопросы подсказки.
Слайд №4.
Глагол неопределенной формы Что (с)делать? - ться
Глагол в 3-м лице Что (с)делает? Что ( с)делают? - тся
Улыба... ребенку -тся
Умыва.... холодной водой
Улыбае... при встречах
Умывае... после работы -ться
Провали... сквозь землю
Верти... на языке
Язык не поворачивае...
Верну.... из дальней поездки
- Здесь на доске и у вас на партах вы видите карточку. Какую работу предстоит выполнить. Ваши предположения?
- Что надо помнить, чтобы правильно выполнить это задание?
(От чего зависит написание глаголов? )
- Данную работу вы будете выполнять в парах, объясняя и доказывая свой выбор.
На работу дается 2-3 мин.
Проверка задания- дети выполняют его на доске с комментированием. При выполнении последней орфографической задачи выявляются два варианта решения.
- Докажите правильность ваших рассуждений.
- Придумайте два предложения, в которых это словосочетание будет писаться по-разному.
(Я хочу вернуться из дальней поездки.
Родители скоро вернутся из дальней поездки. )
Физминутка:
- Если слышите глагол с сочетанием -тся, вы поднимаете руки вверх. Если с сочетанием -ться, то встаете.
Не нужно беспокоиться, девочка улыбается, город строится, громко смеяться, учитель беспокоится, надеяться на лучшее, сестра готовится к экзамену, надо хорошо готовиться, отправляются в горы, стали раздаваться голоса .
3. Самостоятельная работа.
- Теперь предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельной работе.
Прочитайте пословицы из упражнения № 356 на стр. 85 и на доске.
Слайд №5
- Кто труда ( :.) не бои: , того лень (:::) сторонни: .
- Нужно (:::) наклони: , чтобы из ручья воды (:::.) напи:. .
- Дело мастера (:::) бои: .
- Умел (:::.) ошиби: , умей и (::..) поправи:. .
- Любишь (:::) ката:. , люби и саночки возить.
Задание выполняется в течении 5-7 мин. Проверка у доски с комментированием.
4. Итог урока.
У меня для вас еще одно задание.
- Отгадайте шараду:
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале.
- Давайте оценим свою работу, но для этого надо подвести итог урока.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Чему учились?
- Что надо знать, чтобы правильно писать эти глаголы?
- Можете ли вы с уверенностью сказать, я могу правильно писать эти глаголы? Над чем предстоит еще поработать?
- Оцените свою работу на полях тетради.
Д / З. 1. Упр № 354
2. Из книг выписать 5-6 предложений с глаголами с возвратным значением.
- Спасибо за урок! Желаю вам учиться так, словно ваших знаний вам не хватает и так, словно вы страшитесь растерять их (древнее китайское изречение).