Правописание сочетаний -ться и -тся в глаголах с возвратным значением. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: Познакомить с правописанием глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице с суффиксом возвратного значения.

Задачи:

  • Формировать умение правильного написания глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице с суффиксом возвратного значения.
  • Формировать грамотную речь, орфографическую зоркость, память.
  • Формировать коммуникативность, уважение к мнению других людей.
  • Развивать самоконтроль, адекватную самооценку, логическое мышление, внимание, речь.
  • Способствовать воспитанию интереса к изучению русского языка, желанию творить.

Оборудование: интерактивная доска, тексты с групповым заданием (11 шт)

ХОД УРОКА

1. А. О. З.

- Начать урок мне хотелось бы с высказывания Ауэрбаха: "Одним огоньком можно зажечь тысячу ламп; необходимо, однако, чтобы каждая из них питала свое пламя собственным горючим материалом" Надеюсь, что помогу зажечься ваши "огоньки любознательности" новым знанием, новым открытием. Но прийти к открытию вы должны сами! Будьте наблюдательны и внимательны ко всем мелочам.

Минутка чистописания.

Слайд № 1

доска с зеленой разлиновкой: на ней

23 апреля

Классная работа.

С т я ь

- Что можете сказать о данных буквах?

(Дается характеристика каждой букве.)

- Какие морфемы можно составить из данных букв?

(Можно составить суффиксы : неопределенной формы -ть, возвратные суффиксы -сь, -ся)

- Запишите данные суффиксы по 3 раза.

Интеллектуальная разминка.

Слайд №2

(отдельно на печатанные слова, которые можно двигать)

Университет, подготовишься, стелить, извинюсь, заклеить, звонят, поучимся.

- Найдите " лишнее" слово, докажите свой выбор и это слово мы отодвинем. И так, для определения "лишнего" слова прошу рассмотреть грамматические признаки данных слов.

(- Университет - имя существительное;

- стелить - гл. 1 спр.;

- заклеить - гл. неопред. формы;

- звонят - наст. вр., несов вид;

- подготовишься - гл. 2 лицо )

- Какие глаголы остались?

(Остались глаголы : извинюсь, поучимся.)

- Что у них общего?

(Это глаголы 2 спряжения, будущего простого времени с возвратным значением,1 лица с одинаковым морфемным составом.)

2. Изучение темы урока.

- Глаголы с возвратным значением будут сегодня объектом наших наблюдений. Но какой именно будет наша тема - вы попробуйте определить сами, глядя на данную запись.

Слайд № 3

[цы]

Грамоте учи..., всегда пригоди... .

[цы]

Дима готови... к урокам.

[цы]

Дима начал готови: к урокам.

- Что захотелось сказать, о чем спросить?

- Над какой проблемой мы будем сегодня работать?

(на слайде №3 тема " Правописание сочетаний.... и .... в глаголах с возвратным значением")

- Какую цель поставим перед собой?

(Научиться записывать глаголы с данными словосочетаниями без ошибок.)

- Что нам для этого необходимо знать?

(Надо знать условия написания данных сочетаний.)

- Каковы эти условия? Ваши гипотезы.

- Дайте характеристику этим глаголам.

- В этих предложениях глаголы с возвратным значением. Как же будет различаться их написание? Какой вывод сделаем?

- Запишите данные предложения, вставив пропущенные буквы и записав вопросы подсказки.

Слайд №4.

Глагол неопределенной формы Что (с)делать? - ться

Глагол в 3-м лице Что (с)делает? Что ( с)делают? - тся

Улыба... ребенку -тся

Умыва.... холодной водой

Улыбае... при встречах

Умывае... после работы -ться

Провали... сквозь землю

Верти... на языке

Язык не поворачивае...

Верну.... из дальней поездки

- Здесь на доске и у вас на партах вы видите карточку. Какую работу предстоит выполнить. Ваши предположения?

- Что надо помнить, чтобы правильно выполнить это задание?

(От чего зависит написание глаголов? )

- Данную работу вы будете выполнять в парах, объясняя и доказывая свой выбор.

На работу дается 2-3 мин.

Проверка задания- дети выполняют его на доске с комментированием. При выполнении последней орфографической задачи выявляются два варианта решения.

- Докажите правильность ваших рассуждений.

- Придумайте два предложения, в которых это словосочетание будет писаться по-разному.

(Я хочу вернуться из дальней поездки.

Родители скоро вернутся из дальней поездки. )

Физминутка:

- Если слышите глагол с сочетанием -тся, вы поднимаете руки вверх. Если с сочетанием -ться, то встаете.

Не нужно беспокоиться, девочка улыбается, город строится, громко смеяться, учитель беспокоится, надеяться на лучшее, сестра готовится к экзамену, надо хорошо готовиться, отправляются в горы, стали раздаваться голоса .

3. Самостоятельная работа.

- Теперь предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельной работе.

Прочитайте пословицы из упражнения № 356 на стр. 85 и на доске.

Слайд №5

  1. Кто труда ( :.) не бои: , того лень (:::) сторонни: .
  2. Нужно (:::) наклони: , чтобы из ручья воды (:::.) напи:. .
  3. Дело мастера (:::) бои: .
  4. Умел (:::.) ошиби: , умей и (::..) поправи:. .
  5. Любишь (:::) ката:. , люби и саночки возить.

Задание выполняется в течении 5-7 мин. Проверка у доски с комментированием.

4. Итог урока.

У меня для вас еще одно задание.

- Отгадайте шараду:

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале.

- Давайте оценим свою работу, но для этого надо подвести итог урока.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Чему учились?

- Что надо знать, чтобы правильно писать эти глаголы?

- Можете ли вы с уверенностью сказать, я могу правильно писать эти глаголы? Над чем предстоит еще поработать?

- Оцените свою работу на полях тетради.

Д / З. 1. Упр № 354

2. Из книг выписать 5-6 предложений с глаголами с возвратным значением.

- Спасибо за урок! Желаю вам учиться так, словно ваших знаний вам не хватает и так, словно вы страшитесь растерять их (древнее китайское изречение).

Приложение приложение.yar