Программное содержание:
- Уточнить и расширить знания детей об истории и достопримечательностях Елабуги.
- Пробудить и развивать у детей чувство любви к родному городу, гордости за его архитектурные памятники, созданные великими мастерами, ответственность за его настоящее и будущее.
- Учить детей грамматически правильно строить предложения, конкретно отвечать на вопросы.
- Развивать мышление, воображение.
- Воспитывать умение слушать воспитателя и своих товарищей.
Материал:
- Карта республики Татарстан, глобус, слайды о Елабуге: здание педагогического университета, музей-усадьба Н.А.Дуровой, башня “Чертово городище”,музей И.И.Шишкина.
- Картины И.И.Шишкина: “Рожь”, “Сосны освещенные солнцем”, “Сосновый бор”, “Утро в сосновом бору”; “Золотая осень” Левитана.
- Значки “Юный экскурсовод”.
Ход занятия
– Ребята, как вы думаете, кто такие знатоки и почему их так называют? (Знатоками называют тех, кто много знает, читает, могут ответить на любой вопрос.)
– Да, правильно. Сегодня я предлагаю вам побыть в роли начинающих знатоков родного города. И каждый из вас в конце занятия определит можно ли назвать себя знатоком.
– Посмотрите, пожалуйста, сюда. Перед вами карта Татарстана. Здесь нанесены все города и села нашей республики. Давайте вместе с вами найдем, где находится наш город. Кто хочет показать город на карте? (Показ ребенка). Молодец, спасибо. И вот на карте Татарстана отмечен наш город.
– Ребята, мы с вами живем на планете – Земля. А это глобус – макет нашей планеты Земля. Наша планета – это огромный преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней и даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Даже здесь отмечен наш город. Давайте найдем место расположения нашего города и поставим значок. (Дети находят и ставят значок).
– А сейчас я прошу вас сесть за столы (дети садятся, звучит музыка).
Утро светлое одето синевой
Солнце светит над весеннею землей
Просыпается при камски й городок
Это город наш, Елабуга родной
Это город наш над Камою рекой.
(Музыка стихает)
– Дети, по вашим глазам я видела с каким интересом вы слушали стихотворение и мне стало приятно, что вы очень любите свой город. Представьте, что к нам приехали гости и мы пригласили их совершить прогулку по нашему городу. А, вам дети, предлагаю побыть в роли экскурсоводов. Что мы им покажем, куда поведем? (Университет, музеи, башня.)
– Хорошо. Давайте начнем по порядку. И наших гостей поведем к зданию педагогического университета. Это величественное здание является гордостью нашего города. Кто хочет побывать в роли экскурсовода? Пожалуйста. (Рассказ ребенка. Перед вами самое красивое здание города. Оно было построено на деньги жены купца Стахеева, в память о своем муже. Оно сделано из красного кирпича. Его украшают купола. Здание строили вручную. Этому зданию около 100 лет. Раньше здесь получали образование дочери духовных лиц. А сейчас это педагогический университет. Здесь учатся будущие учителя.)
Спасибо. Что еще можете рассказать?
В этом городе все мне знакомо
Каждый дом, перекресток дорог
И в зеленом квадрате газона
Каждый кустик и каждый цветок.
– Продолжаем нашу прогулку. И вот мы подходим к историческому памятнику, к музею
– усадьбе Надежды Андреевны Дуровой. В этом доме она провела последние годы
своей жизни.
Кто хочет рассказать нам о ней? (Рассказ ребенка. Это музей – усадьба Н.А.Дуровой. В этом доме она жила, а сейчас здесь музей.Н.А.Дурова служила в армии, она была ординарцем Кутузова. В армии она служила под мужским именем Александр, потому что тогда женщин в армию не брали. Она была смелой и отважной. И получила за это награду – георгиевский крест. А еще Н.А.Дурова писала книги. Она была знакома с А.С.Пушкиным.)
– Ребята, как в настоящее время чтут память Н.А.Дуровой? (Есть памятник, могила, куда елабужане носят цветы т.д.)
Продолжаем нашу экскурсию и отправляемся к памятнику глубокой старины, так называемому “ Чертово городище”. Он является своеобразной визитной карточкой нашего города. Гора – легенда красива и таинственна. Кто хочет рассказать нашим гостям об этом памятнике. Пожалуйста. (Рассказ ребенка. На самой высокой горе на берегу Камы стоит одинокая каменная башня. Это таинственное место называется – “Чертово городище”. Раньше здесь была крепость. Уцелевшая башня – это часть „ неизвестного каменного городка. Башня имеет круглую форму, очень прочные стены. Сделана из камня. С высоты этого холма, весь старый город виден как на ладони. Гости, которые бывают в Елабуге, посещают этот памятник. Жители города заботятся о башне, чтобы надолго ее сохранить.)
Мне привычен этот вид
С юности далекой
На горе крутой стоит
Башня одиноко.
– Ну, а мы продолжаем наше путешествие по городу. Сейчас мы подходим к дому-музею И.И.Шишкина. Он является гордостью елабужан и известен каждому жителю нашего города.
Кто хочет познакомить наших гостей с музеем? Пожалуйста. (Рассказ ребенка. Нашей гордостью является дом-музей И.И.Шишкина. Он находится на набережной реки Тойма. Вокруг дома луга и поля, озера и вековые сосны. В этом доме родился и вырос замечательный художник. Сейчас в этом музей, в котором находятся работы художника. В них он передает свою любовь к родной природе, к родному краю. Этот музей посещает много туристов.)
– Что вы еще знаете о художнике? А как елабужане чтут память И.И.Шишкина? Спасибо.
– А сейчас я приглашаю вас и наших гостей в музей И.И.Шишкина. (Звучит музыка, дети “входят”.)
Люблю я приволье просторов родных
Зеленое море колосьев ржаных. Люблю я дороги, что вьются средь гор
Внизу под горою ручья разговор.
Люблю я пригорки, высокий курган
И в дымчатой дали прозрачный туман.
– Ребята, я вижу, что эти картины вам хорошо известны. Как называются картины, которые вы видите? (Дети называют).
– Молодцы, еще раз посмотрите внимательно на картины. Как вы думаете, какая картина лишняя и почему?
- Золотая осень
- Утро в сосновом бору.
- Рожь.
Ответы детей. (Возможны 3 варианта ответа).
Продолжаем нашу игру. Сейчас внимательно послушайте рассказ и определите, к какой картине он относится. “ Летнее небо, с медленно плывущими облаками. Чувствуется приближение грозы. Неподвижно стоящие среди поля огромные сосны”. (Рожь).
– Да, а как вы догадались? Спасибо, молодцы.
– Сейчас прошу вас сесть за столы. Перед вами конверты, в конвертах разрезные картинки. И я предлагаю вам поиграть в игру “ У кого, что получилось?”. Выньте картинки и начните собирать. (Дети под музыку собирают и говорят, что у них получилось.)
– Все это памятники нашего города. Это самые дорогие и близкие нашему сердцу места, сегодня мы показали нашим гостям. Елабуга заслуживает, чтобы ее любили большой любовью. Елабуга город особый. Город красив своим удивительным единением с природой, своей историей, людьми, которые создавали и создают эту красоту.
На этом наша прогулка заканчивается. Как вы считаете, ребята, кто из вас сам себя может назвать знатоком родного города, прошу подойти и взять значки. Спасибо.