Информатика, как динамично развивающаяся наука, становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе. Учебный предмет "Информатика" как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, он пронизывает содержимое многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
Тот факт, что каждый человек должен уметь пользоваться компьютером, давно не подвергается сомнению. Чем раньше начнется процесс знакомства учащихся с миром профессий и овладением некоторыми доступными элементами применения информационных технологий в профессиональной деятельности человека, тем лучше для них. Известно, что обучить школьников владению современными программными средствами и информационными технологиями ещё не значит подготовить людей, сумеющих применять в реальной жизни полученные знания с пользой для себя и общества.
Отличительная особенность программы "Информатика и естественные науки" состоит в том, что она составлена таким образом:
- что создаются условия необходимые для овладения обучающимися теми видами деятельности, которые дают им возможность проявить свой исследовательский и творческий потенциал, т. е. найти себя;
- даётся направление и стимул для изучения этих программ. Нужно показать ребятам, что интересных и даже неожиданных результатов можно добиться, овладев лишь небольшой частью программной среды, подключив при работе свое воображение;
- особое внимание уделяется не особенностям конкретного программного и аппаратного обеспечения, а общим принципам, лежащим в их основании.
Подробное и скрупулезное изучение программной среды не является основной целью данного курса так как:
- ученики, если у них возникнет интерес к программной среде, очень часто могут изучить её быстрее, чем это делает сам педагог;
- современные программы столь обширны, что детальное их изучение просто не реально.
Основная цель - развить у обучающихся практические навыки по технологии проектирования программных средств разными инструментальными средствами: с помощью языков программирования и электронных таблиц в разных предметных областях, подготовить к профессиональной деятельности в информационном обществе.
Для реализации данной цели нужно решить следующие задачи:
Обучающие. | Развивающие. | Воспитательные. |
отработать технологические навыки
работы на ПК обобщить и закрепить знания по основным приёмам и методам работы с ПК, WORD, языкам программирования, изучить Excel; сформировать и закрепить представление о способах и методах решения задач естественнонаучного цикла прикладными программными средствами, навыках научно-исследовательской работы и способах их оформления научить применять подходящий "инструмент" для решения конкретной задачи |
Развить умения: выделять главное, существенное; обобщать имеющиеся факты; логически и абстрактно мыслить; развить воображение, внимание, память, фантазию; интерес к изучению различных ИТ и дисциплин, связанных с ИТ; пространственных представлений и воображения; формирование: системного мышления, самостоятельности, творчества; компонентов познавательной деятельности |
способствовать профессиональной
ориентации учащихся; достижение сознательного усвоения материала учащимися; формирование чувства коллективизма и здорового соперничества; формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе работа над повышением грамотности устной речи; развитие умения чётко и точно (устно и письменно) излагать свои мысли, коммутативных навыков и культуры обучающихся: |
Дополнительная образовательная программа объединения программистов "Информатика и естественные науки" предназначена для предпрофильной подготовки учащихся Тема курса, и сформулированные цели определили основные методические линии курса, которые кратко можно сказать словами "Инструменты" + "Математика" + "Теоретические знания" = "Программный продукт". В ее содержании рассматриваются основные понятия информатики, межпредметные связи, использование ПК в повседневной жизни и школе, даются сведения о профессиях специалистов, работающих в этой области. Актуальность данного курса в том, что он имеет практическую направленность, так как учит эффективно использовать ПК. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего мастерства в области программирования. Обучающиеся, получившие дополнительную подготовку в области ИТ, осознанно выбирают будущую профессию и более успешно осваивают вузовскую программу.
Срок реализации и возраст детей.
Изучаемый курс "Информатика и естественные науки" рассчитан на детей среднего и старшего школьного возраста, 15 -18 лет. Срок реализации изучаемого курса 1 год.
Форма и режим занятий.
Форма занятий - групповая. Программа составлена с учётом санитарно-гигиенических требований, медицинских показаний о возрастных особенностях обучающихся. Во время занятий соблюдаются требования к организации труда и отдыха. В связи этим количество обучающихся в группе определяется количеством ПК - 10 человек. Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятия 2 часа.
Ожидаемые результаты.
Минимально необходимый уровень знаний и умений, ожидаемый результат можно представить в виде таблицы.
Минимально необходимый уровень знаний и умений обучающихся перед прохождением курса. | Ожидаемый результат | |
К концу обучения обучающиеся должны | ||
Знать: | Уметь: | |
Знать назначение прикладного
программного обеспечения; Иметь представление о способах обработки различных видов информации; Владеть основами работы в текстовом процессоре Word и графическом редакторе Paint. Знать и уметь программировать на Бейсике и Паскале; Уметь вручную строить графики функций; Уметь решать и правильно оформлять решение задач по школьным дисциплинам естественнонаучного цикла |
правила техники безопасности и
поведения в компьютерном классе, средства и
методы защиты глаз от излучения; структуру и назначение аппаратного и программного обеспечения ПК; роль программного обеспечения и его виды; назначение и основные принципы работы в ЭТ, текстовом процессоре, программных средах; приёмы работы в ЭТ, Word и программных средах; основные алгоритмические конструкции, основные виды данных и формы их представления для обработки на ПК; численные методы решения задач; область применения различных информационных технологий; о профессиях сферы ИТ и особенностях деятельности специалистов этих профессий; о характере труда, необходимых профессиональных качествах специалистов данной области |
выбирать инструмент для решения
поставленной задачи; оформлять полученные результаты; применять на практике полученные знания: составлять игровые, обучающие, контролирующие программы владеть приёмами программирования в системах программирования и средствами табличного процессора Excel; реализовать решение задач в виде программы, выбирая оптимальный вариант и соответствующее программное средство; оформлять полученные данные графически в виде графиков, диаграмм, гистограмм и т.д. использовать межпредметные связи при решении поставленной задачи |
Способы определения результативности и формы подведения итогов.
С этой информацией можно познакомиться в разработках: Гимн отрезку прямой, Лабораторная работа "Первые шаги в освоении ввода основных типов данных в Excel", Методическая разработка компьютерного турнира по теме: "Первые шаги в мире ПК" в классе программирования.
1. Средства ИКТ для реализации программы представлены таблице.
Аппаратные средства. | Программные средства. |
10 учебных мест; 1 ПК - сервер для организации работы локальной сети; локальная сеть; Интернет; многофункциональное устройство "HP LaserJet M1005 MFP"; проектор "BENQ MP625P"; доска магнитная. |
операционная система; антивирусная программа; программа-архиватор; клавиатурный тренажёр; интегрированное офисное приложение; система оптического распознавания текста; система программирования; почтовый клиент (входит в состав ОС); программа интерактивного общения; простой редактор Web-страниц. |
2. Учебно-тематический план.
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводная часть. | 2 | 1 | 1 |
2. | Основные приёмы и методы работы с ПК. | 14 | 4 | 10 |
3. | Создание, разработка и оформление научно-исследовательских работ. | 16 | 6 | 10 |
4. | Электронные таблицы как один из инструментов научно-исследовательской работы. | 12 | 4 | 8 |
5. | Графика в ЭТ. | 16 | 4 | 12 |
6. | Решение проблемных задач. | |||
6.1. Аналитическая геометрия. | 16 | 4 | 12 | |
6.2. Задачи на проценты. | 6 | 2 | 4 | |
6.3. Линейная алгебра. | 10 | 2 | 8 | |
6.4. Элементы математического анализа. | 16 | 4 | 12 | |
6.5. Теория вероятностей. | 16 | 4 | 12 | |
6.6. Задачи из курса физики, химии, биологии, экологии. | 12 | 2 | 10 | |
7 | В программисты я б пошёл, пусть меня научат! | 2 | 2 | |
8 | Работа в каникулы | 4 | 4 | |
9 | Подведение итогов | 2 | 2 | |
Итого |
По учебно-тематическому плану составлен календарно-тематический план на текучий учебный год (Приложение 1) и поурочное планирование (Приложение 2).
3. Содержание программы.
№ | Тема. | Теория. | Практика. | Прогр. средства. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Вводная часть | Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ, ТПБ. Техника безопасности при работе на ПК | Обсуждение всевозможных ситуаций
поведения в экстремальных ситуациях Знакомство с игровыми и обучающими программами |
|
2 | Основные приёмы и методы работы с ПК | ПК как инструмент научно-исследовательской работы Архитектура ПК. Программное обеспечение ПК. Функции ОС ПК. Стандартные приложения ОС. Вирусы и борьба с ними. Архиваторы. Архивация данных | Основы работы с ОС. Простейшие настройки ОС. Установка, настройка, работа со стандартными приложениями ОС. Установка и работа с антивирусными программами. Установка и работа с архиваторами WinZip, WinRar, Rar. | Стандартные приложения Антивирусные программы. Архиваторы |
3 | Создание, разработка и оформление научно-исследователь-ских работ | Понятие о научно-исследовательских
работах, оформлении. Текстовые редакторы,
процессоры, издательские системы. Интерфейс MS Word. Требования и правила оформления докладов, рефератов, курсовых работ, деловой переписки, электронных документов |
Настройка интерфейса MS Word. Установка
панелей инструментов. Отработка приёмов набора,
оформления: текста, таблиц, формул, графических
объектов. Создание документов деловой переписки, документов электронной почты. Оформление реферата. Конкурс "Лучшее оформление реферата" |
Word |
4 | Электронные таблицы как один из инструментов научно-исследователь-ской работы | Электронные таблицы (ЭТ) как один из инструментов научно-исследовательской работы. Краткая характеристика возможностей ЭТ. Терминология. Базовые операции: выделение перемещение, редактирование, копирование, автозаполнение. Ввод данных: текст, числа, формулы. Форматирование | Начало и завершение работы ЭТ, сохранение файлов. Обзор функций главного меню. Установка и обзор функций панелей: Стандартная, Форматирование. Работа со справкой. Организация ввода основных типов данных. Выполнение лабораторных и практических работ по вводу и форматированию данных. Отработка приёмов работы | Excel |
6 | Графика в ЭТ | Графика. Панель рисования в ЭТ. Графические примитивы. Диаграммы. Мастер диаграмм. Типы диаграмм. | Установка панели Рисования. Знакомство с инструментами панели Рисования. Создание рисунка по заданному образцу. Вставка и обработка рисунка, созданного в графических редакторах, из коллекции Clipart. Работа с автофигурами. Создание блок-схем по образцу. Творческая работа на заданную тему "Море". Построение диаграмм, гистограмм, графиков функций. Особенности их построения. Автоматизация построений. Редактирование диаграмм. | Excel |
Решение проблемных задач | Лабораторные работы: построение графиков функций прямой на плоскости: Построение кривых 2-го порядка на плоскости; графическое решение систем уравнений; Построение поверхностей в 2-го порядка в пространстве |
Excel QBasic Паскаль |
||
6.1. Аналитическая геометрия | Аналитическая геометрия. Декартова система координат. Уравнение прямой в декартовой системе координат. Кривые 2-го порядка на плоскости: Парабола, Гипербола, Окружность, Эллипс. Поверхности в трёхмерном пространстве: Плоскость, гиперболоид, параболоид, конус 2-го порядка. Графическое решение систем уравнений | |||
6.2. Задачи на проценты | Понятие процентов. Проценты в математике, физике, химии, экономике. Расчёт процентов средствами ЭТ | Задачи на смеси, сплавы, концентрацию
растворов. Процентные расчёты в жизненных
ситуациях Деловая игра "Проценты в нашей жизни" |
Excel QBasic Паскаль |
|
6.3. Линейная алгебра | Знакомство с линейной алгеброй. Матрицы. Операции с матрицами | Лабораторные работы: Нахождение обратной матрицы; Сложение и вычитание матриц; Умножение матрицы; Умножение матриц; Практическая работа с матрицами; Решение системы линейных уравнений; Практическая работа на решение систем линейных уравнений; |
Excel QBasic Паскаль |
|
6.4.Элементы математического анализа | Элементы математического анализа. Производная. Определённый интеграл. Ряды. Арифметические операции | Лабораторные работы: Числовые последовательности; Числовые ряды; Функциональные ряды; Ряды Фурье; Комплексные числа. Функция комплексной переменной; Арифметические операции |
Excel QBasic Паскаль |
|
6.5. Теория вероятностей | Основные понятия теории вероятностей,
комбинаторики, статистических характеристик. Виды анализа: корреляционный, регрессивный. Статотчетность. |
Статотчётность в ДДЮТ: Разработка формы; Разработка шаблона; Проектирование таблицы статотчётности средствами ЭТ. |
Excel QBasic Паскаль |
|
6.6. Задачи из курса физики, химии, биологии, экологии | Знакомство с теоретическим материалом школьных дисциплин необходимых при решении задач | Решение задач: из курса физики. Задача о сносе лодки. Задача о горизонтально брошенном теле Задача о вычислении эффективного значения силы переменного тока. Задача о заряде разряде конденсатора Составление кроссворда "Физические основы ПК". Бильярд в силовом поле - постановка эксперимента и исследование творческой задачи Решение задач прогнозирования численности популяций от рождаемости. Рождаемость и смертность. Моделирование экосистемы "хищник-жертва". Решение задачи о стоимости ухода за лесным хозяйством. Анализ заболеваемости среди учеников в зависимости от курения. Решение задач из курса химии |
Word Excel QBasic Паскаль |
|
7 | В программисты я б пошёл, пусть меня научат! | Влияние развития науки и производства на формирование мира профессий. Формирование рынка труда в современных условиях. Профессии, востребованные в нашем городе. Возможные пути построения личной образовательной траектории, учет своих склонностей, способностей, возможностей, выбор дальнейшего профессионального образования | Семинар-диспут "Парад профессий" Тест "В мире профессий". Итоги тестирования |
|
8 | Работа во время каникул | Экскурсии. Возможные объекты:
компьютерные центры, клубы, УПК, школы, музеи,
выставки. Знакомство с новыми типами компьютеров и областями их применения. Беседы о применении компьютеров в повседневной деятельности. Знакомство с банком игровых и обучающих программ Воспитательные, познавательные мероприятия |
||
9 | Подведение итогов | Подведение итогов работы за год. Показ творческих работ. Планы работы на следующий год. | ||
Итого: |
Литература:
А). Литература для педагога:
- Аксак В.А. Работа на компьютере в офисе. Просто как дважды два / В.А. Аксак. - М.: Эксмо, 2008. - 272 с. - (Просто как дважды два).
- Баловсяк Н.В. Реферат, курсовая, диплом на компьютере. Популярный самоучитель. - СПб.: Питер, 2007. - 176 с.: ил. - (Серия "Популярный самоучитель").
- Безменов Н.И. Turbo Pascal 7.0. Руководство программиста. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 160 с., ил. - (Мастер-класс).
- Васильев А., Телина И. Расчёты в Excel 2007: финансы, экономика и бухгалтерия. Самоучитель (+CD). - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.: ил. - (Серия "Самоучитель").
- Голицына О.Л., Попов И.И. Основы алгоритмизации и программирования: учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ, 2008. - 432 с. - (Профессиональное образование").
- Дубина А.Г., Орлова С.С., Шубина И.Ю,, Хромов А.В. Excel для экономистов и менеджеров. - СПб.: Питер, 2004. - 295 с.: ил.
- Информатика. Базовый курс. 2-е издание /Под ред. С,В, Симоновича. - СПб.: Питер, 2008 - 640с.: ил.
- Информационные системы в экономике: практикум /кол. Авторов под общ ред. П.В. Аникина. - М.: КНОРУС, 2008. - 256 с.
- Каймин В.А. Информатика: учеб. - М.: Проспект, 2009 - 272 с.
- Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. - 3- изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 352 с.
- Минько А.А. Сводные таблицы и диаграммы в Excel. Просто как дважды два / А.А. Минько. - М.: Эксмо, 2008. - 208 с. - (Просто как дважды два).
- Минько А.А.Принятие решений с помощью Excel. Просто как дважды два / А.А. Минько. - М.: Эксмо, 2007. - 240 с. - (Просто как дважды два).
- Немцова Т.И., Назарова Ю.В. Практикум по информатике: учеб. пособие /Под ред. Л.Г. Гагариной. Ч. I. - М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА_М, 2008. - 320с. Ил. - (Профессиональное образование).
- Немцова Т.И., Назарова Ю.В. Практикум по информатике: учеб. пособие /Под ред. Л.Г. Гагариной. Ч. II. - М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА_М, 2008. - 320с. Ил. - (Профессиональное образование).
- Романова Ю.Д. Информатика и информационные технологии. Конспект лекций: учеб. Пособие /Ю.Д. Романова, И.С. Лесничая. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Эксмо, 2009. -320 с. - (Учебный курс: кратко и доступно).
- Соловьёва Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя. 2-е изд., переруб. доп. - СПб.: БХБ Петербург, 2008 - 464 с.: ил. + DVD.
- Соломенчук В.Г., Романович А.С. Практическая бухгалтерия на Excel для малого бизнеса. 2-е изд. - СПб: Питер, 2006. - 251с.: ил.
- Степанов А.Н. Информатика: Учебник для вузов. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 765 с.: ил.
- Цветкова А.В. Информатика и информационные технологии: Конспект лекций / А.В. Цветкова. - М.: Эксмо, 2008. - 192 с. - (Экзамен в кармане).
Б). Литература для обучающихся:
- Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учеб. Пособие для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений/ Н.А. Виноградова, Л.В. Борикова. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 96 с.
- Златопольский Л.М. 1700 заданий по Microsoft Excel. - СПб. БХБ-Перербург, 2003.-554 с.: ил.
- Казиев В.М. Информатика в примерах и задачах: кн. для учащихся 10 - 11 к.л./ В.М. Казиев. - М.: Просвещение, 2007. - 304 с.: ил. - (Профильная школа).
- Кузнецов А.А. Информатика: сб. типовых задач для 8 - 9 кл. / А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина. - М.: Просвещение, 2006, -- 159 с.: ил.
- Меньшиков Ф.В. Олимпиадные задачи по программированию (+CD). - СПб.: Питер, 2007. - 315 с.: ил.
- Пил Д. Microsoft Excel 2003. 100 лучших советов и приёмов для работы / Дэвид Пил: пер. с англ. Е.А. Жаворонковой. - М.: НТ Пресс, 2008. - 240 с.: ил. - (Самоучитель. Визуальная учебная система).
- Потопахин В.В. Turbo Pascal: решение сложных задач. - СПб.: БХВ-Перербург, 2006. - 208с.6 ил.
- Сафонов И.К. Бейсик в задачах и примерах. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: БХБ-Петербург, 2006. - 320 с.: ил.
- Хильд Б. Microsoft Excel для секретарей / Бернд Хельд; пер. с нем. О.В. Готлиб. - М.: НТ Пресс, 2007 - 368с.: ил. - (Самоучитель).
- Шпак Ю.А. Turbo Pascal. Просто как дважды два / Ю.А. Шпак. - М.: Эксмо, 2008. - 400 с. - (Просто как дважды два).