Цель курса: формирование ИКТ компетенции.
Тема урока: Средства деловой графики для наглядного представления данных с использованием диаграмм различных типов.
Цель урока предусматривает взаимосвязь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов.
Цель занятия: Формирование компетенции, связанной с работой с автоматизированными информационными системами, (приложением МS Excel).
Задачи занятия:
- Воспитательная (аксеологический компонент компетенции)
- формировать в процессе обучения ситуацию успеха как механизма восстановления мотивации к образованию и формировать потребность в самообразовании;
- способствовать развитию умения аргументировать свои убеждения;
- формировать культуру умственного труда и умение планировать свою работу, рационально её выполнять;
- способствовать развитию настойчивости и целеустремлённости, творческой активности и самостоятельности, способности аргументировать свои убеждения.
- Учебная (когнитивный компонент компетенции)
- познакомить с основными технологиями преобразования информации (из числовой в графическую) с помощью деловой графики программного приложения МS Excel;
- Практическое и оперативное применение знаний (операциональный компонент компетенции)
- развивать навыки практического применения знаний к конкретным ситуациям: построение диаграмм по проведённому мониторингу.
- развивать навыки анализа и сравнения величин,
Методы обучения:
метод решения конкретной ситуации (кейс-метод):
Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского “case” – случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
словесные:
беседа, характерной чертой беседы является наличие управляющих вопросов, которые задаются учителем по заранее спланированному сценарию, приводящих к цели, намеченной преподавателем,
инструктаж, характеризуется чёткостью изложения, не допускает вольного толкования. Основная дидактическая функция – усвоение стандартных способов действий;
наглядные:
компьютерная демонстрация, обладает динамичностью и наглядностью;
практические:
практические работы на ПК и в рабочих тетрадях способствуют формированию умений пользования компьютером, упорядочению знаний студентов по темам курса, формированию опыта творческой деятельности.
Формы обучения:
фронтальная форма, используется при реализации словесного, наглядного и практического методов, а также в процессе контроля;
групповая форма, используется в группе, участники которой имеют различный уровень подготовки и мотивации;
форма “студент и компьютер” – студент в своём темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала.
Контроль знаний
- наблюдение за работой на ПК;
- фронтальный опрос,
- тестирование;
- самостоятельная практическая работа,
- самоконтроль.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке:
- смена видов деятельности;
- соблюдение воздушно-теплового режима;
- выполнение эрг-упражнений;
- нормирование времени при работе с компьютерной техникой.
Оборудование:
- компьютерный класс,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- программное обеспечение (приложение MS Excel),
- тесты,
- карточки-инструкции для дифференцирования заданий
- презентации к уроку (Приложение 1 и Приложение 2)
Тип урока: урок объяснение нового материала и систематизации знаний. Его логика соответствует структуре урока данного типа.
План урока (Хронометраж)
- Организация урока – 1-2 мин
- Вступительное слово (сообщение целей и задач урока) – 2 мин
- Актуализация опорных знаний и умений
- Фронтальный опрос: тестирование с помощью презентации (Вопрос-ответ, самопроверка – 14 мин
- Объяснение нового материала с применением ПК – 25-30 мин
- Физминутка – 2 мин
- Формирование и применение знаний, умений и навыков
- Практическая работа 1– 3 (различные уровни сложности) – 30 мин
- Итог урока – 1-2мин
- Рефлексия – 5 мин (подведение итогов – подсчет жетонов, построение диаграммы)
- Домашнее задание 2-3 мин
Ход урока
I. Организационный момент.
– Наш сегодняшний урок мне хочется начать словами В.Г. Белинского: “Человек страшится только того чего не знает, знанием побеждается всякий страх”.
– Объявление темы и целей урока.
II. Актуализация опорных знаний.а) Фронтальный опрос учащихся по теме “Электронные таблицы” с использованием презентации (Слайд) (Приложение 2)
1.В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:
ячейка;
строка;
столбец;
формула.
2. В электронной таблице ячейкой называют:
горизонтальную строку;
вертикальный столбец;
курсор – рамку на экране;
пересечение строки и столбца.
3. В электронной таблице невозможно удалить:
строку;
столбец;
содержимое ячейки;
имя ячейки.
4. Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:
18D;
К13;
34;
АВ.
5. Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:
DF;
F12;
АБ;
113.
АВ.
6. Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:
11D;
F12;
АБ3;
В1А.
7. В ячейке электронной таблицы не может находиться:
число;
текст;
лист;
формула.
8. Если в ячейке электронной таблицы отображается последовательность символов ######, то это означает, что:
формула записана с ошибкой;
в формуле есть ссылка на пустую клетку;
в формуле есть циклическая ссылка;
столбец недостаточно широк.
9. Содержимое текущей (выделенной) ячейки отображается:
в поле имени;
в строке состояния;
в строке формул;
в пункте “Вид” текстового меню.
10. Как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы?
по центру;
по центру выделения;
по правому краю;
по левому краю.
11. Сколько ячеек содержит диапазон D4: E5 в электронной таблице:
4;
8;
9;
10.
12. В ячейке D7 записана формула: (С3+C5)/D6. Как она изменится при переносе этой формулы E8?
(С3+C5)/D6;
(С3+C5)/E6;
(D4+D6)/E7;
(С4+C6)/D7.
13. Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1) Какое значение появится в ячейке D2?
A | B | C | D | |
1 | 5 | 2 | 4 | |
2 | 10 | 1 | 6 |
14. В ячейке B1 записана формула =2*A1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B1 скопируют в ячейку C1?
=2*B1
=2*A2
=3*A2
б) Письменный опрос
– Подпишите листочки, ответ выбираете один. (см. Приложение)
III. Изложение нового материала
– Практически во всех современных табличных процессорах имеются встроенные средства деловой графики.
Электронные таблицы позволяют визуализировать данные, размещенные на рабочем листе в виде диаграммы или графика, которые наглядно отображают зависимости между данными.
Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.
– Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.
– Для построения диаграммы с помощью графического процессора следует:
1) составить таблицу с набором данных;
2) выделить необходимый диапазон данных, по
которым будет строиться диаграмма;
б) выбрать наиболее подходящий тип диаграммы:
меню Вставка – Диаграмма далее по шагам
– Сегодня на уроке мы рассмотрим самые распространенные типы диаграммы.
1. Круговая диаграмма (Слайд) (Приложение 1)
а) служит для отображения величин от целого; б)служит для сравнения нескольких величин в одной точке.
Например, 1)Доля цены комплектующих в компьютере,
2) Незнайка продавец канцтоваров (самостоятельно)
2. Столбчатая диаграмма (Гистограмма) (Слайд) служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Высота столбиков определяется значениями сравниваемых величин. Каждый столбик привязан к некоторой опорной точке.
Например,1) Незнайка торгует газетами. Опорная точка соответствует дню недели. (Слайд)
2) Теперь рассмотрим более сложную задачу, в которой требуется несколько раз сравнить несколько величин. (Слайд)
Построим столбчатую диаграмму, на которой будут отображены данные сразу о трех продавцах. По-прежнему высота столбца будет символизировать количество газет. По-прежнему у нас будет 7 опорных точек — по одной для каждого дня недели.
Копируем таблицу с данными на новый лист. Добавляем данные. Строим диаграмму. Определите разницу с предыдущей диаграммой. (Теперь в каждой опорной точке будут стоять не один столбик, а три — по одному для каждого продавца. Все столбики одного продавца будут закрашены одинаково, нужна ЛЕГЕНДА)
3.Линейная диаграмма (Слайд) служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой. Тип диаграммы – График или Точечная. Тип диаграммы График выбирают, когда нужно отобразить изменения данных с течением времени.
– Например (Слайд),
1) Построить диаграмму, отображающую динамику цен по годам на разные модели компьютеров.
2) Построить диаграмму, отображающую изменение количества проданных газет в течении недели. (Слайд)
ВЫВОД: Электронные таблицы Excel позволяют строить диаграммы различных типов. Построение диаграмм осуществляется с помощью специальной подпрограммы, которая называется Мастер диаграмм.
Физкультминутка, гимнастика для глаз – 2 мин.
IV. Закрепление. Практическая работа.Цель: сформировать умения выполнять задания: по набору данных строить диаграммы определенного типа.
Результативность: формирование всех видов компетенций в зависимости от подобранных заданий.
Практическую работу проведем используя метод разбора конкретной ситуации. Этот метод часто называют кейс – метод.
(Слайд) Кейс – технология (case study – "разбор конкретных ситуаций”)
“Родиной” данного метода является Школа бизнеса Гарвардского университета.
Метод кейс – технологии позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора и обработки информации, характеризующей различные ситуации; учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения, способствует творческому решению проблемы и формированию умения анализа ситуации и принятия решения.
– У вас было задание во временном промежутке – Одна неделя – Провести мониторинг температурного режима в помещениях колледжа. (Карточки – инструкции: Придложение 2)
Задание 1: Построить диаграмму, отражающую мониторинг температурного режима в помещениях колледжа.
Приготовьте ваши материалы. Разберем алгоритм выполнения данного задания:
1)Составить таблицу данных. (Какие столбцы нужно создать в таблице? Сколько строк? Как озаглавить столбцы?)
2) Вставить диаграмму. (Какой тип диаграммы нужно выбрать в данном случае?)
(Слайд с изображением диаграммы)
Учащиеся получают задание на инструкционных картах. Им необходимо построить по полученным данным диаграммы и проанализировать их.
Задание 2: Построить диаграмму, отражающую мониторинг температурного режима в кабинетах в сравнении с нормами температур СанПиНа (СанПиН – санитарные нормы и правила, утвержденные главным санитарным врачом РФ ).
Помещение | Температура |
Уч. кабинеты | 18-20 |
Акт.зал | 18-20 |
Каб. информатики | 19-21 |
Спортзал | 15-17 |
Рекреации | 16-18 |
Библиотека | 17-21 |
Гардероб | 16-19 |
По одному набору данных постройте две диаграммы разного типа.
Задание 3: Пользуясь данными, приведенными в таблице, построить диаграмму, характеризующую соотношение между неметрическими единицами длины. Какой тип диаграммы целесообразно выбрать?
Единицы |
Значения, мм |
Сотка | 21,336 |
Аршин | 713,200 |
Четверть | 177,800 |
Вершок | 44,450 |
Фут | 304,800 |
Дюйм | 25,400 |
Линия | 2,540 |
V. Итог занятия
– Какие новые понятия вы сегодня узнали на уроке? (Слайд)
– На уроке мы познакомились с элементами деловой графики, научились по набору данных выбирать тип диаграммы.
– Давайте подведем итог занятия: Возьмите каждый конвертик, там три карточки, выберите то, что Вам ближе и положите карточку в коробку. Галя и Наташа (Счетная комиссия) введут результаты вашего выбора в таблицу и мы увидим в % уровень усвоения новой темы. (Слайд)
VI. Домашнее задание
Выставление оценок за урок.
– Урок окончен. Спасибо за работу.