Урок информатики по теме "Средства деловой графики для наглядного представления данных с диаграммами различных типов"

Разделы: Информатика


Цель курса: формирование ИКТ компетенции.

Тема урока: Средства деловой графики для наглядного представления данных с использованием диаграмм различных типов.

Цель урока предусматривает взаимосвязь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов.

Цель занятия: Формирование компетенции, связанной с работой с автоматизированными информационными системами, (приложением МS Excel).

Задачи занятия:

  • Воспитательная (аксеологический компонент компетенции)
    • формировать в процессе обучения ситуацию успеха как механизма восстановления мотивации к образованию и формировать потребность в самообразовании;
    • способствовать развитию умения аргументировать свои убеждения;
    • формировать культуру умственного труда и умение планировать свою работу, рационально её выполнять;
    • способствовать развитию настойчивости и целеустремлённости, творческой активности и самостоятельности, способности аргументировать свои убеждения.
  • Учебная (когнитивный компонент компетенции)
    • познакомить с основными технологиями преобразования информации (из числовой в графическую) с помощью деловой графики программного приложения МS Excel;
  • Практическое и оперативное применение знаний (операциональный компонент компетенции)
    • развивать навыки практического применения знаний к конкретным ситуациям: построение диаграмм по проведённому мониторингу.
    • развивать навыки анализа и сравнения величин,

Методы обучения:

метод решения конкретной ситуации (кейс-метод):

Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского “case” случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

словесные:

беседа, характерной чертой беседы является наличие управляющих вопросов, которые задаются учителем по заранее спланированному сценарию, приводящих к цели, намеченной преподавателем,

инструктаж, характеризуется чёткостью изложения, не допускает вольного толкования. Основная дидактическая функция – усвоение стандартных способов действий;

наглядные:

компьютерная демонстрация, обладает динамичностью и наглядностью;

практические:

практические работы на ПК и в рабочих тетрадях способствуют формированию умений пользования компьютером, упорядочению знаний студентов по темам курса, формированию опыта творческой деятельности.

Формы обучения:

фронтальная форма, используется при реализации словесного, наглядного и практического методов, а также в процессе контроля;

групповая форма, используется в группе, участники которой имеют различный уровень подготовки и мотивации;

форма “студент и компьютер” – студент в своём темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала.

Контроль знаний

  • наблюдение за работой на ПК;
  • фронтальный опрос,
  • тестирование;
  • самостоятельная практическая работа,
  • самоконтроль.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке:

  • смена видов деятельности;
  • соблюдение воздушно-теплового режима;
  • выполнение эрг-упражнений;
  • нормирование времени при работе с компьютерной техникой.

Оборудование:

  • компьютерный класс,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • программное обеспечение (приложение MS Excel),
  • тесты,
  • карточки-инструкции для дифференцирования заданий
  • презентации к уроку (Приложение 1 и Приложение 2)

Тип урока: урок объяснение нового материала и систематизации знаний. Его логика соответствует структуре урока данного типа.

План урока (Хронометраж)

  1. Организация урока – 1-2 мин
  2. Вступительное слово (сообщение целей и задач урока) – 2 мин
  3. Актуализация опорных знаний и умений
    • Фронтальный опрос: тестирование с помощью презентации (Вопрос-ответ, самопроверка – 14 мин
  1. Объяснение нового материала с применением ПК – 25-30 мин
  2. Физминутка – 2 мин
  3. Формирование и применение знаний, умений и навыков
    • Практическая работа 1– 3 (различные уровни сложности) – 30 мин
  1. Итог урока – 1-2мин
  2. Рефлексия – 5 мин (подведение итогов – подсчет жетонов, построение диаграммы)
  3. Домашнее задание 2-3 мин

Ход урока

I. Организационный момент.

– Наш сегодняшний урок мне хочется начать словами В.Г. Белинского: “Человек страшится только того чего не знает, знанием побеждается всякий страх”.

– Объявление темы и целей урока.

II. Актуализация опорных знаний.

а) Фронтальный опрос учащихся по теме “Электронные таблицы” с использованием презентации (Слайд) (Приложение 2)

1.В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:

ячейка;
строка;
столбец;
формула.

2. В электронной таблице ячейкой называют:

горизонтальную строку;
вертикальный столбец;
курсор – рамку на экране;
пересечение строки и столбца.

3. В электронной таблице невозможно удалить:

строку;
столбец;
содержимое ячейки;
имя ячейки.

4. Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:

18D;
К13;
34;
АВ.

5. Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:

DF;
F12;
АБ;
113.
АВ.

6. Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:

11D;
F12;
АБ3;
В1А.

7. В ячейке электронной таблицы не может находиться:

число;
текст;
лист;
формула.

8. Если в ячейке электронной таблицы отображается последовательность символов ######, то это означает, что:

формула записана с ошибкой;
в формуле есть ссылка на пустую клетку;
в формуле есть циклическая ссылка;
столбец недостаточно широк.

9. Содержимое текущей (выделенной) ячейки отображается:

в поле имени;
в строке состояния;
в строке формул;
в пункте “Вид” текстового меню.

10. Как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы?

по центру;
по центру выделения;
по правому краю;
по левому краю.

11. Сколько ячеек содержит диапазон D4: E5 в электронной таблице:

4;
8;
9;
10.

12. В ячейке D7 записана формула: (С3+C5)/D6. Как она изменится при переносе этой формулы E8?

(С3+C5)/D6;
(С3+C5)/E6;
(D4+D6)/E7;
(С4+C6)/D7.

13. Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1) Какое значение появится в ячейке D2?

  A B C D
1 5 2 4  
2 10 1 6  

14. В ячейке B1 записана формула =2*A1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B1 скопируют в ячейку C1?

=2*B1
=2*A2
=3*A2

б) Письменный опрос

– Подпишите листочки, ответ выбираете один. (см. Приложение)

III. Изложение нового материала

– Практически во всех современных табличных процессорах имеются встроенные средства деловой графики.

Электронные таблицы позволяют визуализировать данные, размещенные на рабочем листе в виде диаграммы или графика, которые наглядно отображают зависимости между данными.

Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.

Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

– Для построения диаграммы с помощью графического процессора следует:

1) составить таблицу с набором данных;

2) выделить необходимый диапазон данных, по которым будет строиться диаграмма;
б) выбрать наиболее подходящий тип диаграммы: меню Вставка – Диаграмма далее по шагам

– Сегодня на уроке мы рассмотрим самые распространенные типы диаграммы.

1. Круговая диаграмма (Слайд) (Приложение 1)

а) служит для отображения величин от целого; б)служит для сравнения нескольких величин в одной точке.

Например, 1)Доля цены комплектующих в компьютере,

2) Незнайка продавец канцтоваров (самостоятельно)

2. Столбчатая диаграмма (Гистограмма) (Слайд) служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Высота столбиков определяется значениями сравниваемых величин. Каждый столбик привязан к некоторой опорной точке.

Например,1) Незнайка торгует газетами. Опорная точка соответствует дню недели. (Слайд)

2) Теперь рассмотрим более сложную задачу, в которой требуется несколько раз сравнить несколько величин. (Слайд)

Построим столбчатую диаграмму, на которой будут отображены данные сразу о трех продавцах. По-прежнему высота столбца будет символизировать количество газет. По-прежнему у нас будет 7 опорных точек — по одной для каждого дня недели.

Копируем таблицу с данными на новый лист. Добавляем данные. Строим диаграмму. Определите разницу с предыдущей диаграммой. (Теперь в каждой опорной точке будут стоять не один столбик, а три — по одному для каждого продавца. Все столбики одного продавца будут закрашены одинаково, нужна ЛЕГЕНДА)

3.Линейная диаграмма (Слайд) служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой. Тип диаграммы – График или Точечная. Тип диаграммы График выбирают, когда нужно отобразить изменения данных с течением времени.

– Например (Слайд),

1) Построить диаграмму, отображающую динамику цен по годам на разные модели компьютеров.

2) Построить диаграмму, отображающую изменение количества проданных газет в течении недели. (Слайд)

ВЫВОД: Электронные таблицы Excel позволяют строить диаграммы различных типов. Построение диаграмм осуществляется с помощью специальной подпрограммы, которая называется Мастер диаграмм.

Физкультминутка, гимнастика для глаз – 2 мин.

IV. Закрепление. Практическая работа.

Цель: сформировать умения выполнять задания: по набору данных строить диаграммы определенного типа.

Результативность: формирование всех видов компетенций в зависимости от подобранных заданий.

Практическую работу проведем используя метод разбора конкретной ситуации. Этот метод часто называют кейс – метод.

(Слайд) Кейс – технология (case study – "разбор конкретных ситуаций”)

“Родиной” данного метода является Школа бизнеса Гарвардского университета.

Метод кейс – технологии позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора и обработки информации, характеризующей различные ситуации; учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения, способствует творческому решению проблемы и формированию умения анализа ситуации и принятия решения.

У вас было задание во временном промежутке – Одна неделя – Провести мониторинг температурного режима в помещениях колледжа. (Карточки – инструкции: Придложение 2)

Задание 1: Построить диаграмму, отражающую мониторинг температурного режима в помещениях колледжа.

Приготовьте ваши материалы. Разберем алгоритм выполнения данного задания:

1)Составить таблицу данных. (Какие столбцы нужно создать в таблице? Сколько строк? Как озаглавить столбцы?)

2) Вставить диаграмму. (Какой тип диаграммы нужно выбрать в данном случае?)

(Слайд с изображением диаграммы)

Учащиеся получают задание на инструкционных картах. Им необходимо построить по полученным данным диаграммы и проанализировать их.

Задание 2: Построить диаграмму, отражающую мониторинг температурного режима в кабинетах в сравнении с нормами температур СанПиНа (СанПиН – санитарные нормы и правила, утвержденные главным санитарным врачом РФ ).

Помещение Температура
Уч. кабинеты 18-20
Акт.зал 18-20
Каб. информатики 19-21
Спортзал 15-17
Рекреации 16-18
Библиотека 17-21
Гардероб 16-19

По одному набору данных постройте две диаграммы разного типа.

Задание 3: Пользуясь данными, приведенными в таблице, построить диаграмму, характеризующую соотношение между неметрическими единицами длины. Какой тип диаграммы целесообразно выбрать?

Единицы

Значения, мм

Сотка

21,336

Аршин

713,200

Четверть

177,800

Вершок

44,450

Фут

304,800

Дюйм

25,400

Линия

2,540

V. Итог занятия

– Какие новые понятия вы сегодня узнали на уроке? (Слайд)

– На уроке мы познакомились с элементами деловой графики, научились по набору данных выбирать тип диаграммы.

– Давайте подведем итог занятия: Возьмите каждый конвертик, там три карточки, выберите то, что Вам ближе и положите карточку в коробку. Галя и Наташа (Счетная комиссия) введут результаты вашего выбора в таблицу и мы увидим в % уровень усвоения новой темы. (Слайд)

VI. Домашнее задание

  1. Составить карточки – инструкции по теме “Построение диаграмм”, включая задания на построение диаграмм всех рассмотренных типов диаграмм (Инструкции прописывать в соответствии с Office 3, 7, 10)
  2. Проиллюстрировать лекционный материал – зарисовать все рассмотренные типы диаграмм

Выставление оценок за урок.

– Урок окончен. Спасибо за работу.