Цель урока: “Формирование у учащихся познавательного интереса к профессии “Повар, кондитер”.
Задачи.
Образовательная.
- Обучить учащихся адаптироваться в вопросах специфики;
- Ознакомить учащихся с общей профессиональной характеристикой;
Развивающая.
- Расширять кругозор учащихся;
- Сферу творческих возможностей;
Воспитывающая.
- Создать на уроке эмоционально-психологический настрой;
- Вырабатывать умение органично и последовательно действовать в новой обстановке.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: информационный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Форма обучения: фронтальльная.
Средства обучения:
Аппаратные средства – компьютер, экран, проектор, цифровой фотоаппарат.
Программные средства – MS PowerPoint, Word,
Дидактическое оснащение – плакат “История кулинарии” (даты событий) схемы, кроссворд, муляжи.
Сценарий урока
1. Организационный момент. (Слайд 1)
“Земля и потому еще щедра,
Что в мире существуют повара.
Благословенны их простые судьбы,
А руки, как помыслы чисты,
Профессия у них – добро, по сути:
Злой человек не встанет у плиты”.
2. Тема урока “Введение в профессию “повар, кондитер”.
Не десятки, не сотни – десятки тысяч блюд создала за всю историю мировая кулинария. О еде написано столько книг, что если приняться перечитывать их, не хватит человеческой жизни.
Примитивная кухня, какой она была у первобытных народов, прошла долгий и трудный путь своего развития, прежде чем, наконец, превратилась в изысканное Кулинарное Искусство, впитавшее в себя достижения современной науки. (Слайд 2)
3. Игра “Проверь себя” (Слайды 3-11)
1 - Кроссворд (гиперссылка )
2 – Ребус (лимон)
3 – Загадки
4 – Какое блюдо готовится? Винегрет
5 – Найдите 4 слова
Я скажу вам по секрету: (Слайд12)
Книга есть у нас одна –
Лучше этой книги нету!
Посмотрите, вот она!
Я ее не выпускаю
Из своих рабочих рук –
Это книга Поварская!
В ней рецепты разных блюд.
Существует книга эта
В помощь нашим поварам.
Обратиться за советом
Нужно к ней сегодня нам.
Я приглашаю вас в путешествие по “Поварской волшебной книге”, которая рассказывает много интересного о выбранной профессии.
Глава 1. “Экскурс в историю”
Все в жизни имеет свои корни, свою историю, так и профессия “Повар, кондитер” уходит своими корнями далеко в историю.
Слайд 13. Что такое еда? Это не такой простой вопрос, как кажется. Если на еду посмотреть серьезно, то это главнейшее условие для существования человека. Ведь нельзя забывать, что есть значит жить: работать, творить, мыслить. Пища – это, образно говоря, топливо на котором работает наш организм.
Слайд 14. Однажды наш первобытный предок впервые поднес к огню кусок сырого мяса. В этот миг и родилась кулинария. Хотя человек уже использовал огонь, чтобы согреться и сделать пищу более съедобной, но самого огня побаивался и долгое время обожествлял его. Однако, несмотря на все это, тот кусочек печеного на открытом огне мяса являлся первым “произведением” кулинарии.
Слайд 15. Повара-профессионалы появились очень давно, сначала при дворах князей и царей, а затем на постоялых дворах, при гостиницах и тавернах.
В 19 в. стали открываться одна за другой школы поварского искусства.
Кулинарная школа, имела два отделения: женское и мужское.
Женщин бесплатно обучали, как вести домашнюю экономику. У мужчин обучение было платным – они постигали секреты профессиональной кулинарии. Им преподавали также историю поварского искусства, ботанику, лепку, рисование, счетоведение.
Слайд 16. Повара работали у плиты готовили блюда. Им помогали помясы и курятники которые обрабатывали птицу, мясные туши. Были и хлебники, квасовары, кондитеры. Оплата хорошего повара была довольно высокой. Кроме жалования повару полагались одежда и жилье. Повара – профессионалы сохраняли традиции народной кухни, но и изобретали блюда, новые кондитерские изделия.
Слайд 17. В богатый дом брали на обучение нескольких детей от 6 до 10 лет. Задача поварят (учеников) была несложной. Они должны были следить за всем происходящим на кухне и исполнять мгновенно те или иные приказания повара: принести кастрюлю, соусник, почистить овощи…
При этом поварята постепенно усваивали терминологию, учились чувствовать себя свободно на кухне. Поварята получали прочные знания, виртуозно выполняли работу, умели приготовить отличные и вкусные блюда из разных продуктов и не растеряться в любой кулинарной ситуации.
Слайд 18.Ученик знал, что учиться надо долго, упорно и настойчиво, что с каждым годом ему будут доверять все более сложные операции. Они видели, как высоко ценится искусство повара – мастера, каким уважением он пользуется в обществе. Многие из поварят становились знаменитыми, а некоторые становились хозяевами своих заведений.
Глава 2. “Творчество повара”
Слайд 19
Пожалуй, ни один образ профессии не менялся так радикально за последние годы, как образ повара.
Слайд 20. Раньше он ассоциировался с розовощекой женщиной, желающей накормить всех простой и сытной пищей.
Слайд 21. Повар в ХХI веке стал другим — с профессионально отточенными движениями рук, буйной фантазией, которую он воплощает в своих блюдах, и тонким гастрономическим вкусом.
Слайд 22. Сегодня профессии повара и кондитера престижны и востребованы на рынке труда. Ежегодно открываются десятки новых ресторанов и кафе, фестивали и конкурсы кулинарного мастерства позволяют молодым специалистам развиваться профессионально.
Слайд 23. Эти профессии можно сравнить с настоящим искусством, где требуются большой творческий потенциал, точность ювелира и художественный вкус.
Сейчас в сфере общественного питания работает много женщин. Однако в старину поварами были только мужчины. Да и сейчас в крупных ресторанах повара – мужчины, которые не только не уступают в мастерстве женщинам, но зачастую превосходят их в умении. Да и физически эта работа под стать мужчине.
Многие учащиеся на вопрос, почему они выбрали профессию повара, отвечают так: “Люблю готовить”, “Хочу придумать новые, никому неизвестные блюда”, “Хочу кормить людей, вкусно и питательно”.
А опытные повара говорят: “Работа у нас такая – доставлять людям радость.”
Сварить две-три тарелки супа, поджарить немного картофеля несложно. Но сделать так, чтобы вкусными оказались 100 порций супа, сваренного в огромной кастрюле, приготовить по-настоящему вкусный обед для нескольких сотен людей – это уже искусство, которому следует долго и упорно учиться.
Слайд 24. Конечно, существуют книги о кулинарии, в которых описано, как надо варить, жарить, печь, указаны точная дозировка продуктов, десятки и сотни раз проверенные и продуманные рецепты. И все-таки работе повара всегда есть место выдумке, фантазии, изобретательности.
Кулинарное искусство приобретается человеком в течение долгих лет учебы и практики. Не каждый способен стать хорошим поваром, но стремиться к этому должны все, воспитывая в себе любовь к творчеству поиск нового и желание доставить людям радость.
Слайд 25. Повар - очень почётная и востребованная профессия. Это тот же художник – творец. В его руках обычные продукты превращаются в произведения искусства, доставляя людям радость и удовольствие.
В 90-х годах прошлого столетия стали бурно развиваться предприятия общественного питания, и появилась острая необходимость в профессионалах поварского искусства. К тому же, владельцы кафе, ресторанов подметили, что успех заведения, во многом, зависит от мастерства шеф — повара, от разнообразия, эксклюзивности или экзотичности предлагаемых блюд. Особое значение эта профессия получила в наш век скоростей и быстротечности жизни. Люди, нацеленные на карьеру и успех, не могут, да и не успевают готовить пищу в домашних условиях. Поэтому, обеды, бизнес — ланчи, ужины — явление повсеместное. Да и не каждый человек имеет возможность дома полакомиться, например, национальным блюдом какой-либо страны, отведать шедевры экзотических кухонь.
Слайд 26. А если вспомнить, что пища для человека — это не только источник энергии и питательных веществ, но и огромного вкусового удовольствия, то станет ясно, что человек, который может придать пище восхитительный вкус, аромат и вид, будет пользоваться большим спросом на свои услуги. К тому же, не стоит забывать, что повара требуются не только в кафе и рестораны, но и в таких заведениях, как детские садики, школы, больницы.
Приготовить аппетитное блюдо – это значит выбрать правильные вкусовые сочетания продуктов, их пропорции. Талант повара в том и заключается, чтобы установить свои “тайные”, неведомые для окружающих отношения с продуктами. Научиться чувствовать пропорциональность соотношения продуктов – значит постигнуть профессиональные секреты кулинарии. Ведь стоит только допустить в блюде небольшой перебор или недостаток того или иного продукта – и все пошло насмарку. Итак, первая заповедь кулинарии: пропорция – всего в меру.
Но одних воображения и памяти недостаточно. Кулинар должен владеть приемами наблюдения, сравнения уметь выделять наиболее характерные особенности продуктов. Он должен знать взаимозаменяемость продуктов, ведь при отсутствии одних используются другие. Многие убеждены, что главное в кулинарии – иметь необходимые продукты и хороший рецепт. Однако опыт показывает: требуется совсем другое – знание кулинарной техники, методов, приемов. Как утверждает восточная пословица “ Нет плохих продуктов – есть плохие повара”.
Далеко не каждому повару, даже мастеру, все блюда удаются: одинаково. Талант чаще всего проявляется в приготовлении одного или нескольких блюд. Поэтому –то в столовых, кафе, ресторанах и установлена специализация для поваров: одни из них готовят только супы, другие – вторые блюда, третьи – гарниры, соусы и т.д. подобное разделение труда произошло отнюдь не в наши дни, а еще во времена средневековья. Оказывается были на земле кулинары, которые десятилетиями только тем и занимались, что оттачивали свое мастерство в тушении мяса, варку бульона, соусов. Благодаря усилиям этих людей и создана целая отрасль науки – технология приготовления пищи.
Для того чтобы стать профессионалом своего дела, необходимо отрабатывать умения и навыки от простого к сложному. Вот чему предстоит научиться в этом учебном году: Слайды с 27-30
Глава 3. Мастерская “Вкусняшкина”
Слайд 31
Слайд 32.. Для того чтобы узнать где и как готовятся эти блюда, я приглашаю вас на экскурсию в лабараторию поваров и об этом будет следующая глава книги.
Организация занятий в лаборатории поваров
1. Работая в лаборатории учащиеся обязаны соблюдать правила личной гигиены.
- Правила личной гигиены предусматривает ряд гигиенических требований к содержанию тела, рук и полости рта, санитарной одежде, санитарному режиму предприятия, медицинскому освидетельствованию поваров. Содержание рук в чистоте имеет особо важное значение так как в процессе приготовления пищи постоянно соприкасается с продуктами.
- Санитарная одежда защищает продукты от загрязнения, которые могут в них попасть с тела. В комплект входят: халат или куртка с пуговицами, фартук, колпак, специальная обувь, полотенце. Волосы должны быть спрятаны под колпаком, обувь на резиновой подошве без каблуков. Серьги, кольца, браслеты, цепочки и др. изделия не допускаются. Ногти необходимо коротко подстригать и следить за их чистотой.
- Пользоваться уборной в сан - одежде не разрешается. Нельзя закалывать санитарную одежду булавками, иголками, носить на работе гребешки, броши и др. украшения, во избежание попадания их в пищу.
2. Приступая к работе, необходимо правильно организовать рабочее место.
Необходимо следить за правильностью использования разделочных досок, инструмента, посуды. Немедленно убирать с рабочего места отходы, освобождающуюся посуду и инвентарь, периодически мыть рабочее место, инструменты и посуду.
3. Для предупреждения несчастных случаев и заболеваний при работе необходимо соблюдать условия безопасности труда.
- Перед началом работы повар обязан привести в порядок свое рабочее место для безопасной работы и проверить:
* Исправность и холостой ход оборудования.
* Наличие и исправность заземления.
* Исправность и работу вытяжки
* Проверить правильность сборки сменных механизмов.
* Исправность теплового оборудования и газовых плит.
- Не оставлять без присмотра включенное оборудование и электроприборы. По окончании работы отключать электрическое освещение (кроме аварийного). Все оборудование, кроме холодильного, должно быть выключено.
4. Назначение и обязанности дежурных.
5. Оказание первой медицинской помощи.
Глава 4. “Лицеисты”
Слайд 33
Слайд 34. Обучение по профессии “Повар, кондитер”, не ограничивается одной учебой, это и конкурсы “профессионального мастерства”, и творческие зачеты, выставки, тематические мероприятия и многое другое, что подразумевает активная студенческая пора.
Слайды с 35-52
9. Перелистывая страницы “Поварской книги”, мы подошли к новой главе, которую писать мы с вами будем вместе. Слайд 53.
10. Вопросы на закрепление. Слайд 54 (гиперссылка).
11. Рефлексия. Слайд 55.