Сквернословие и здоровье. 9–11-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 9, 10, 11


Методические приемы: психологические упражнения, беседа, творческое задание.

Цель: формирование ЗОЖ, мотивирование к самосовершенствованию и саморазвитию.

Задачи:

  • расширить знания школьников о вредных привычках (сквернословия);
  • ознакомить подростков с губительным влиянием сквернословия на здоровье;
  • формировать отрицательное отношение к вредным привычкам (сквернословию);
  • мотивировать подростков к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегуляции.

Форма проведения: практическое занятие.

Ход практического занятия

Практическое занятие начинается с того, что все садятся в круг.

Добрый день! Сегодня у нас очередное практическое занятие по психологии и как вы уже догадались, начнем мы его с разминки.

Упражнение «Комплемент»

Упражнение, которое мы используем сегодня в виде разминки называется комплемент. По часовой стрелке, по очереди, ВСЕ, произносят комплемент в адрес своего соседа. Единственное о чем надо помнить, когда вы говорите комплемент, должны произнести имя соседа, кому предназначен комплемент. Комплемент может сопровождаться невербальными действиями (жестикуляцией, имитацией и т.д.).

Так, с кого начнем?

Психолог принимает активное участие в разминке.

Молодцы! А теперь обратите внимание на лица ваших соседей, мне кажется, что у нас в классе взошло солнышко и у всех у нас появились улыбки, блеск в глазах. Вы чувствуете, как будто в классе стало радостнее, теплее, приятнее? А если бы такие слова звучали каждый день, то, как бы вы себя чувствовали?

Ответы детей… (хорошо, здорово, мы бы не с кем не ругались и т.д.)

Но сегодняшняя наша тема не о тех добрых, ласковых словах, от которых хочется жить, смеяться, творить добро, а о словах, от которых хочется плакать. И хочу я сегодня с вами поговорить о сквернословии, и его влиянии на здоровье.

И хотела бы я у вас узнать, как вы думаете, что такое сквернословие?

Ответы детей…..

Да вы правы, плохие слова, мат, нецензурная брань, оскорбления – все это сквернословие. А вот, как разъясняют это слово в словарях:

  • Толковый словарь русского языка Ушакова. Сквернословие - речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, брань.
  • Словарь Ожегова. Сквернословие - мат, неприличные слова; сильные слова, ругня, крепкие выражения, лай, похабство, похабщина, похабничание, ругань, крепкие слова, поношение, проклятия, черное слово, ненормативная лексика, бранные слова, руготня, хула, речь, срамословие, матерщина, ругательства, чертыханье, брань, чертыхание, сильные выражения

Вы молодцы! Вы знаете значение этого слова, а знаете ли вы, для чего люди употребляют скверные слова в своей речи:

Ответы детей……

Молодцы! Вы хорошо осведомлены, а многие психологии, социологи считают, что мат имеет следующие функции в употребления в речи:

  • повышение эмоциональности речи говорящего;
  • снятие психологического напряжения (эмоциональная разрядка);
  • оскорбление, унижение адресата речи;
  • демонстрация агрессии;
  • демонстрация отсутствия страха;
  • демонстрация раскованности, независимости говорящего;
  • демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;
  • демонстрация принадлежности говорящего к «своим действиям».

Подумайте, пожалуйста, и скажите, может ли хоть одна из перечисленных функций иметь положительное значение для здоровья человека:

Ответы детей…. (снятие психологического напряжения, отсутствие страха…).

Но в любом случае, вы произносите скверные слова. Послушайте, что о сквернословии пишут ученые:

Академик Петр Горяев. Многолетние научные исследования, проведённые учёным в Сибирской академии наук и научных центрах Канады, позволили доказать, что наш генный аппарат (молекулы ДНК) есть ни что иное как длинный ряд слов, и, что сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. При помощи словесных мыслеобразов человек может разрушить свой наследственный аппарат. Так, как ДНК способна воспринимать человеческую речь, то одни сообщения (слова) оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. И если добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, то проклятия и матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесённое слово ни что иное как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не употребляет мат. Было доказано, что в клетках человека употребляющий сквернословие, мат происходят старческие изменения, которые приводят к различным болезням.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. А как вы знаете, тело человека на 80% состоит из воды, то плохие слова влияют и на молекулы воды в организме человека. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. Воде перед заморозкой говорили разные слова (добрые, плохие), и ученый сделал вывод, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы (снежинки). Если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Другие русские исследователи, в целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет соответствовать тому, что вы проговорили: вам будет либо приятно, радостно, светло либо появиться тревожность, злость, гнев.

Также, в ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, ученые установили, что почти все “обруганные” матом семена арабидопсиса (представитель семейства крестоцветных – сорняк) погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи “обласкали” самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена. Результат превзошел все ожидания: в “благословленных” семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

Так что следует сделать вывод, сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому, психическому, эмоциональному здоровью человека. И это еще раз доказывает, что, к сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства.

Сейчас я хотела бы послушать вас. По очереди каждый, расскажите, покажите, какие вы испытываете чувства, когда слышите (или слышали) нецензурные слова в свой адрес? Что вы чувствовали?

Ответы детей …(обиду, унижение, хочется заплакать, гнев, хочу ударить, и т д.).

Вы слышали, как нецензурная речь влияет на здоровье (доказала наука) и слышали какие чувства испытывает человек, когда ему говорят плохие слова, и зная все это, я хотела бы с вами провести небольшую творческую работу.

Упражнение «Кто ОН?».

Вам надо разделиться на 2 команды, по одинаковому количеству участников. Каждой команде предлагается ватман, краски, кисточки, фломастеры, непроливайка с водой. После жребия одна команда рисует портрет человека, который сквернословит, другая команда рисует портрет человека, который не употребляет мат в своей речи. Также вам надо предоставить презентацию вашего портрета: название, самые яркие черты характера, его будущее.

Пусть с каждой команды выйдет представитель и выберет конверт с заданием. Молодцы!

Команды получили задания, приступаем к работе. На выполнение вам дается 10 минут. Удачи!

Время закончилось. Работы вывешиваем на доску (магниты), и каждая команда представляет свою презентацию.

Ответы детей:

Первая команда (человек, который не употребляет в своей речи плохие слова): Губка БОБ светлые, яркие цвета красок. Веселый, добрый, мягкий, честный, не бросит в беде, настоящий друг. Он будет просто счастливым и любимым.

Вторая группа (человек, который сквернословит): ВАСЯ (с синяками и с сигаретой в руках, в наколках) темные цвета красок. Грубиян, тюремщик, курит, пьет, дерется, материться. Одинокий, бродяжничает, скорее всего, опять попадет в тюрьму.

Прекрасно! У вас получилось все просто замечательно, и такие яркие личности, черты характера.

И скажите, пожалуйста, что же все-таки может ждать человека, который сквернословит, ругается матом?

Ответы детей……

Теперь, я надеюсь, у вас уменьшилось желание употреблять в своей речи нецензурные слова? Не хотите быть похожими на нашего ВАСЮ. Конечно, нет! Я вам предлагаю следующее упражнение.

Упражнение «Сласть»

По кругу раздаются конфеты (сливочные ириски). Когда все участники получили по конфете, им предлагают развернуть конфету и положить ее в рот.

Сейчас вы чувствуете во рту приятный вкус конфеты, ее сливочный аромат, нежный вкус. Можете прикрыть глаза и наслаждаться ее нежным сливочным вкусом. Вы чувствуете, как приятная слать проникает во все клеточки полости рта, нежно спускается в желудок. Чистая, нежная, добрая энергия конфеты проникает во все клеточки вашего организма, заполняя его нежностью, добротой, чистотой, милосердием. Вы чувствуете, как вы начинаете святиться изнутри, распространяя вокруг себя тепло, нежность. Запомните это чувство, и когда вам вдруг захочется произнести плохие слова, вспомните это нежное, доброе чувство и не произносите плохих слов. Не губите себя, и все живое вокруг. Можете открыть глаза.

И к концу занятия, я хотела вам прочитать стихотворение, в котором есть и напутствие, и пожелание вам, молодому поколению, которое должно быть не только умным, интеллигентным, но и здоровым физически, психологически и интеллектуально

Не говорите

Не говорите скверные слова,
Они, как смрад, вокруг все оскверняют.
И постепенно душу убивают,
И все святое губят на глазах.
Добро творите, ближнего любя.
Оно возносит к небесам, как чудо.
Добро творите - мир прекрасней будет,
Добро твори и ты спасешься сам.
Терпи, прощай и сам не злись,
Не говори ты грубых слов - не надо.
За то обещана от Господа награда,
Пусть зло исчезнет, ты всегда молись.
Любите ближних, как самих себя.
Идите трудно вы путем спасенья,
И пусть не будет тени сожаленья,
Ни тени ропота, а лишь любовь в глазах.
М.Гареева (Туймазинский район)

Рефлексия

И в заключение прошу каждого из вас ответить на вопросы:

- Понравилось ли вам занятие?

- Что для вас было нового, неожиданного?

- Что вам не понравилось?

- Хотели бы вы продолжить тему о вреде сквернословия?

Большое всем спасибо!

До свидания!

Литература:

  1. Гузаева А.Р. Проблема сквернословия среди несовершеннолетних и молодежи как изменение духовно - нравственных ценностей // Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Часть III. ИСЭИ УНЦ РАН г.УФА 2009г.
  2. Газета Ленинский путь (Туймазинский район) 2011г.
  3. Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008г.