Программное содержание:
- Рассказать детям о том, что музыка может передавать настроение, характер людей.
- Развивать умение слушать музыку, определять ее характер, самостоятельно менять движения со сменой частей музыки.
- Учить узнавать по тембру и называть детские музыкальные инструменты.
- Развивать певческие навыки: петь песни естественным голосом; вместе начинать и заканчивать пение, петь легким звуком, эмоционально.
- Самостоятельно строить круг, сопровождать пение движением, исполнять ведущие роли.
Материал: Игрушка Петрушка. Иллюстрации к пьесе Д.Кабалевского «3 подружки». Музыкальные инструменты: металлофон, треугольник, бубен, барабан, деревянные ложки, погремушки. Ширма. Шапочки различных овощей.
Ход занятия
М.р. Здравствуйте, ребята! К нам на занятие пришел Петрушка. Он очень хочет посмотреть, как вы умеете слушать музыку, петь, танцевать. Как вы думаете, какое у него настроение?
Дети: Веселое, радостное!
М.р. Правильно, потому что он рад встречи с нами, на его лице изображена улыбка, и он сам любит шутить, всех веселить и загадывать загадки. А вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да, любим!
М.р. Тогда, вот вам первая загадка от Петрушки: сейчас будет звучать музыка, различная по характеру. А вы должны внимательно ее слушать и выполнять соответствующие движения под музыку. Вы готовы?
Дети. Да!
Упражнение «Барабанщики». Марш. Музыка Э.Парлова; Барабанщики. Музыка Д. Кабалевского; Колыбельная (фрагмент). Музыка С.Левидова.
Дети самостоятельно выполняют движения в соответствии с характером музыки: бодро идут под «Марш»; «Барабанщик» - останавливаются. Поворачиваясь лицом в круг и имитируют игру на барабане; «Колыбельная» - присаживаются на корточки, положив руку под щеку.
М.р. Молодцы, ребята! Правильно выполняли движения под музыку. А теперь проходите на стульчики.
Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Почему?
Дети: Хорошее, радостное! Мы отгадали загадки Петрушки.
М.р. Ребята, а вы знаете, что музыка может передавать не только настроение людей, но и черты человеческого характера. У нашего Петрушки есть 3 подружки. Их зовут: Резвушка, Плакса и Злюка. Давайте попробуем определить по звучанию музыки: кто сейчас к нам спешит в гости.
Слушание. Д. Кабалевский. Плакса. Злюка. Резвушка.
Звучит пьеса «Резвушка».
М.р. Какая по характеру эта музыка? О какой девочке идет речь?
Дети: Эта музыка веселая, радостная, быстрая. Это Резвушка.
М.р. Молодцы, ребята. Слово резвушка происходит от слова резвая – то есть быстрая, живая, игривая. Это девочка – непоседа, попрыгунья, которой так трудно усидеть на одном месте. И музыка подвижная, живая, веселая, шаловливая. (Показать детям иллюстрацию Резвушки или предложить им выбрать соответствующую пьесе иллюстрацию). А кого сейчас изобразит нам музыка?
Звучит пьеса «Плакса».
Дети: Эта музыка рассказала о Плаксе.
М.р. А как вы догадались?
Дети: Музыка похожа на слезы. Музыка грустная.
М.р. Правильно. Послушайте, какие горькие слезы проливает плакса, даже взвизгивает иногда. (Звучит фрагмент пьесы). (Показать иллюстрацию Плаксы).
М.р. А какого ребенка мы называем злюкой?
Дети. Который злится, дерется.
М.р. Да, к сожалению, бывают такие дети – злюки, сердитые, драчливые, всех обижают и никого не пожалеют.
Звучит пьеса «Злюка».
М.р. Музыка колючая, громкая, резкая, некрасивая, потому что она рассказывает про злюку. (Показ иллюстрации «Злюка»)
Ребята, давайте мы покажем настроение трех подружек мимикой: Резвушка
(Дети улыбаются); Злюка (взгляд злой, исподлобья); Плакса (грустный взгляд, уголки губ опущены вниз, показать пальчиком как слезы капают на ладошку).
М.р. Как вы думаете, Петрушка рад, что мы и с этими музыкальными загадками справились и познакомились с его тремя подружками?
Дети: Да, рад!
М.р. Значит какое у всех нас настроение?
Дети: Бодрое, веселое!
М.р. Но на этом Петрушкины загадки не закончились. Сейчас вы услышите звучание различных музыкальных инструментов. Узнайте их по «голосу».
Проводится музыкально – дидактическая игра «Узнай инструмент»
(Муз.руководитель играет за ширмой по очереди на металлофоне,треугольнике,ложках, бубне, барабане, погремушках. По мере узнавания выкладывает их на стол).
Педагог хвалит детей и спрашивает, все ли инструменты подходят для игры плясовой мелодии?
Дети отвечают, что барабан не подходит, потому что под него удобно маршировать, а не плясать.
Исполняется русская народная мелодия «Ах вы, сени»: на пиано(тихо) звучат погремушки, на форте (громко) – все остальные инструменты.
М.р.
На инструментах поиграли,
А теперь пришла пора,
Песни спеть нам, детвора.
Петрушке очень интересно, узнаете ли вы песенку по мелодии? Слушайте внимательно.
(Музыкальный руководитель играет мелодию песни «Дождик»,муз. В. Герчик)
Дети узнают песню и называют ее.
М.р. Какое настроение у этой песенки, как ее нужно исполнять?
Дети. Радостно, легко, весело.
М.р.Пойте негромко, напевно, дружно.
Дети поют песню «Дождик», муз. В. Герчик.
М.р. Дождик прошел, и на огороде созрел урожай овощей. Каких? Вспомните песню «Урожай едет».
Дети. Картошка, лучок, огурец, кабачок, свекла, морковка, тыква.
М.р. Давайте споем эту шуточную песню, а шофер повезет наш урожай на машине.
Исполняется песня – игра «Урожай едет».
(Дети учатся самостоятельно строить круг, сопровождать пение с движением, исполнять ведущие роли).
Педагог хвалит детей, активизирует застенчивых детей.
М.р. Ребята, какое у вас настроение? Почему? (Дети отвечают, что им было весело, радостно, потому что они отгадали все загадки, собрали хороший урожай, спели знакомые любимые песенки).
М.р. А с какими тремя подружками мы познакомились, как их зовут?
(Дети отвечают, что в гости к нам приходили Резвушка, Злюка, Плакса).
М.р. С помощью чего мы смогли определить характер, настроение этих девочек?
Дети. Нам помогла музыка.
М.р. Правильно, теперь мы с вами знаем, что музыка может выражать характер, настроение и чувства людей.
Педагог хвалит детей за активную работу на занятии.
М.р. А теперь давайте попросим нашего шофера отвезти нас в группу. Поехали! До свидания!
Занятие заканчивается, дети покидают музыкальный зал.